В. О. Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». И.П.Павлов: «Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене». А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». Что объединяет все эти высказывания? Почему необходимо изучать историю своей страны? История России – часть Всеобщей истории. Как называется самый первый период в истории человечества? Когда мы его изучали? Что мы помним о нем? На доске схема: В сеобщая история Первобытная эпоха История История История Новейшая Древнего мира Средних веков нового времени история Каменный век (2 млн. лет назад – 3-2 тыс. до н.э.) Бронзовый век (2-1 тыс. до н.э.) Железный век (1 тыс. до н.э.) Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю нашей страны? Записать тему урока. | Отвечают на вопросы Определяют тему и цель урока: Первобытная эпоха Когда появились первые люди на территории нашей страны Занятия людей. Общественный строй. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) планирование работы на уроке |
Задание 1 в рабочей тетради. Рассмотреть в атласе карту «Расселение древнейших людей около 500 тыс. лет назад». Первые люди жили на территории Африки но постепенно они стали двигаться в поисках пищи и занимать территорию Европы и Азии. Около 40 тыс. лет назад человек превратился в «человека разумного» современного типа и в это же время на территории нашей страны появились первые люди, которые пришли из южных областей. Работа с картой: Зарайская стоянка, Льяловская стоянка, Капова пещера, Сунгирь, стоянка Костенки. Рассмотрите археологические находки. Какие выводы о занятиях и жизни людей каменного века можно сделать? Задание 9 в рабочей тетради КАРТА. Ок. 10 тыс. лет назад климат изменился, закончился ледниковый период и люди заселили территорию от Черного моря до Балтийского на западе, и дошли до Тихого океана на Востоке, перешли через Берингов пролив, начали заселять Америку. Возникли разные природные зоны. Прочитать п.2 Запишите в тетрадь: Какие изменения произошли в жизни людей в бронзовом и железном веке? Выполните задания 3-4 в рабочей тетради Что из перечисленного относится к присваивающему, а что к производящему хозяйству;1) рыболовство; 2) охота; 3) хлебопашество; 4) собирательство 5) разведение домашних животных; 6) бортничество (сбор меда диких пчел) Заполните схему, используя термины: племя, род, семья, союз племен. Прочитать п.3, выполнить задание 5 в рабочей тетради. | Работают с картой и иллюстрациями учебника. Вывод: главными занятиями людей были охота и собирательство (присваивающее хозяйство). Люди жили в пещерах или строили жилища из костей мамонта. Люди овладели огнём. Записывают в тетрадь изменения в жизни людей в бронзовом и железном веках: - переход к производящему хозяйству; - родовая община; - развитие ремесла. Выполняют задания в рабочей тетради; отвечают на вопросы. Составляют схему: | выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) умение работать с картой и историческими источниками |
1) Интерес- что было интересно на уроке? Творчество- какие творческие работы понравились? Обучение- чему научились? Главное- что сегодняшний урок принёс для меня? Сегодня все отлично поработали, молодцы. | Ребята дают оценку своим знаниям. Как заполнили таблицы. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |