I.Организационный момент | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие уч-ся; Приветствие гостей на уроке; | Приветствуют учителя и гостей. | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Актуализация знаний | 5 | Беседа | «Пазл» Что мы выяснили о жизни восточных славян? Назовите одним словом: 1 Днепр, Волга, Припять, Днестр, Буг. 2 Подсечно – огневая, переложная, трехполье, бортничество. 3 Полуземлянка, гостеприимство. 4 Язычество, Перун, Ярило, Велес. Подумаем: люди, проживающие на одной территории, ведущие похожий тип хозяйства, имеющие общие нравы и исповедующие одну религию, образуют? Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Откройте учебник на странице 36, запишите тему. (слайд 1) | Отвечают на вопросы учителя. Территория Хозяйство Быт и нравы Религия Государство Определяют тему урока Работают в тетрадях, записывают тему урока. | фронтальная работа | Познавательные: анализ, обощение ранее изученного материала, дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
III. Целеполагание | 3 | | -Сформулируйте цель работы на уроке. У вас есть 1 минута, чтобы записать ее в своих тетрадях. – Зачитаем несколько целей. - Для достижения поставленных целей мы должны следовать плану (слайд 2) | - записывают цель в тетради | индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
IV. Изучение нового материала | 14 | Работа с текстом | Знаете ли вы, что ученые - историки до сих пор не определились, откуда произошло русское государство? Существует несколько теорий. (слайд 3) Раздаточный материал Объединитесь в группы по 4-5 человек. Вы получили рабочие листы и информационный материал. Ваша задача - заполнить таблицу, используя текст. На работу у вас 5 минут. По окончании времени вы услышите звуковой сигнал. Итак, первая теория - Норманнская. | Работают с текстом , находят и выписывают: названия теорий, сторонников, основные положения, происхождение слова «Русь» Заполняют таблицу на рабочих листах Презентуют работу группы, рассказывают теории происхождения государства | Работа в группах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: читают вслух и про себя, отделяют новое от известного, выделяют главное. Познавательные: самостоятельно осуществляют извлечение необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют полученную информацию. Регулятивные: ведут записи в тетради своевременно. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного, итог урока | 3 | Опрос | Как вы думаете, почему существует сразу три теории происхождения древнерусского государства? | Потому что ни одна из теорий не может быть на 100% верной | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют подбор необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в тексте, в собственных записях. |
V. Домашнее задание. | 2 | Обобщение полученных на уроке сведений | Домашнее задание: параграф 4 прочитать, найти и выписать по 2 версии происхождения слова «Русь». | Записывают домашнее задание в дневник | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно делают выводы после получения всей необходимой информации Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
VI. Рефлексия | 1 | Самооценка работы на уроке | Оцените по 5-бальной шкале свою работу на уроке по следующим параметрам: на полях напишите буквы З – знания, Р- ваша работа на уроке, активность, вовлеченость; Ц- достигли ли вы той цели, которой задавались в начале урока. | Оценивают свою работу на уроке | индивидуальная работа | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |