2. Целеполагание и мотивация. | Постановка проблемного эксперимента. Опыт 1. Яйцо в двух различных водах: простой и соленой Учитель. Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом нет? Учащимся предоставляется опыт с шариками (на слайде), изготовленными, из различных веществ. О пыт 2. В сосуд с водой опустили 3 одинаковых по объёму шарика, но разных по массе. Проблемный вопрос: Учитель. Почему один шарик – всплывает, другой плавает внутри жидкости, третий – тонет? Учитель. Как вы думаете, а существует ли закон или условие, определяющее поведение тела в жидкости? Что мы должны выяснить? Учитель. Это наша цель, а тема урока? | Различные жидкости, одна соленая, а другая простая, плотность солёной воды больше, пресной меньше Мы должны выяснить условие плавания тел Определить условие плавания тел (Записывают тему урока) Тема урока: «Условие плавания тел» | Умение управлять своей познавательной деятельностью. Анализ и отбор информации. | Р: Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию. Л: Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать. П: Самоконтроль и оценка результата своей деятельности. Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик. П: Умение структурировать знания Поиск и выделение необходимой информации. К:. Учёт позиции других людей. |
3. Первичное усвоение новых знаний. Проведение фронтального эксперимента. | Проверьте экспериментально условия плавания тел. Работаете в парах. После выполнения заданий обсудим полученные результаты по условиям плавания тел. Задание 1: Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы. Оборудование: сосуд с водой и набор тел: сосновый брусок, пенопласт, пробка, эбонит, картофель, яблоко. № п/п | Название тела | Поведение в воде | | | | Задание 2 1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и пластмассового кубиков одинаковых размеров. 2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить в виде таблицы. Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пластмассовый кубики. (сравнить глубину погружения). Жидкость | Кубик деревянный | Кубик пластмассовый | Вода | | | Масло | | | Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. Выводы: Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело всплывает. Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело плавает внутри жидкости. (Выводы записываются в тетрадях оформляется в виде таблицы.) | Учащиеся проводят опыты. Работают в парах Заполняют таблицы Устно делают вводы (Выводы записываются в тетрадях оформляется в виде таблицы.) Сравнение плотностей | Условие плавания тел | ρтела ρжидкости | Тело тонет | ρтела = ρжидкости | Тело плавает внутри | ρтела ρжидкости | Тело всплывает | Рисунок | Сравнение сил | Условие плавания тел | | Fтяжести FАрхимеда | Тело тонет | | Fтяжести = FАрхимеда | Тело плавает внутри | | Fтяжести FАрхимеда | Тело всплывает | | Умение выполнять практические работы Умение управлять своей познавательной деятельностью Умение делать выводы на основе опытов | Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик. П: Умение структурировать знания Поиск и выделение необходимой информации. К:. Учёт позиции других людей, работать в малых группах. Л: Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать П: Самоконтроль и оценка результата своей деятельности. |
5. Закрепление нового материала | Работа в группах (2 варианта заданий по 4 задачи) 1 вариант 1 . Два одинаковых шара, изготовленных из одного и того же материала, уравновешены на рычажных весах (см. рисунок). Нарушится ли равновесие весов, если один шар опустить в воду, а другой — в керосин? 1) равновесие весов не нарушится, так как массы шаров одинаковые 2) равновесие весов нарушится: перевесит шар, опущенный в воду 3) равновесие весов нарушится: перевесит шар, опущенный в керосин 4) равновесие не нарушится, так как объёмы шаров одинаковые 2 . Три сплошных шарика одинакового объёма — 1, 2 и 3 — поместили в сосуд с водой, в котором они расположились так, как показано на рисунке. Известно, что один из шариков сделан из сосны, второй — из парафина, третий – из меди. Из какого материала сделан каждый шарик? 1) 1 — сосна, 2 — парафин, 3 — медь 2) 1 — медь, 2 — парафин, 3 — сосна 3) 1 — сосна, 2 — медь, 3 — парафин 4) 1 — парафин, 2 — медь, 3 — сосна 3. Какой(-ие) из опытов Вы предложили бы провести, чтобы доказать, что сила Архимеда зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело? А. Показать, что выталкивающая сила изменится в случае, если одно и то же тело сначала полностью погрузить в сосуд с жидкостью одной плотности, а затем — полностью погрузить в сосуд с жидкостью другой плотности. Б. Показать, что выталкивающая сила изменится, если в сосуд с водой сначала полностью погрузить тело одной плотности, а затем полностью погрузить тело другой плотности, но той же массы. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б 4. Ученик провел эксперимент по изучению выталкивающей силы, действующей на тело, полностью погруженное в жидкость, причем для эксперимента он использовал различные жидкости и сплошные цилиндры разного объема, изготовленные из разного материала. Результаты экспериментальных измерений объема цилиндров V и выталкивающей силы FApx (с указанием погрешности измерения) для различных цилиндров и жидкостей он представил в таблице. № опыта | Жидкость | Материал цилиндра | V, см3 | FАрх, Н | 1 | вода | алюминий | 40 | 0,4±0,1 | 2 | масло | алюминий | 90 | 0,8±0,1 | 3 | вода | сталь | 40 | 0,4±0,1 | 4 | вода | сталь | 80 | 0,8±0,1 | Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера. 1) Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. 2) Выталкивающая сила не зависит от плотности материала цилиндра. 3) Выталкивающая сила увеличивается при увеличении объема тела. 4) Выталкивающая сила, действующая на тело при погружении в масло, больше выталкивающей силы, действующей на тело при погружении в воду. 5) Выталкивающая сила не зависит от объема тела. вариант. 1. На концах коромысла равноплечих весов подвешены два однородных шарика. Один шарик сделан из железа, а другой — из меди. Весы находятся в равновесии. Что произойдёт с равновесием весов, если оба шарика полностью погрузить в воду? 1) весы останутся в равновесии, так как массы шариков одинаковы 2) весы останутся в равновесии, так как шарики имеют одинаковые объёмы 3) равновесие весов нарушится — опустится шарик, сделанный из железа 4) равновесие весов нарушится — опустится шарик, сделанный из меди 2 . Три сплошных металлических шарика одинакового объёма — 1, 2 и 3 — поместили в сосуд со ртутью, в котором они расположились так, как показано на рисунке. Известно, что один из шариков сделан из меди, второй — из серебра, а третий — из золота. Из какого материала сделан каждый шарик? Плотность серебра 10 500 кг/м3, плотность золота — 19 300 кг/м3. 1) 1 — серебро, 2 — золото, 3 — медь 2) 1 — медь, 2 — золото, 3 — серебро 3) 1 — золото, 2 — серебро, 3 — медь 4) 1 — медь, 2 — серебро, 3 — золото 3. Какой(-ие) из опытов Вы предложили бы провести, чтобы доказать, что сила Архимеда зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело? А. Показать, что выталкивающая сила изменится в случае, если одно и то же тело сначала полностью погрузить в сосуд с жидкостью одной плотности, а затем — полностью погрузить в сосуд с жидкостью другой плотности. Б. Показать, что выталкивающая сила изменится, если в сосуд с водой сначала полностью погрузить тело одной плотности, а затем полностью погрузить тело другой плотности, но той же массы. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б 4. Ученик провел эксперимент по изучению выталкивающей силы, действующей на тело, полностью погружённое в жидкость, причём для эксперимента он использовал различные жидкости и сплошные цилиндры разного объёма, изготовленные из разного материала. Результаты экспериментальных измерений объёма цилиндров V и выталкивающей силы FApx (с указанием погрешности измерения) для различных цилиндров и жидкостей он представил в таблице: № опыта | Жидкость | Материал цилиндра | V, см3 | FАрх, Н | 1 | вода | алюминий | 40 | 0,4±0,1 | 2 | масло | алюминий | 90 | 0,8±0,1 | 3 | вода | сталь | 40 | 0,4±0,1 | 4 | вода | сталь | 80 | 0,8±0,1 | Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера. 1) Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. 2) Выталкивающая сила не зависит от плотности материала цилиндра. 3) Выталкивающая сила не зависит от объёма тела. 4) Выталкивающая сила, действующая на тело при погружении в масло, больше выталкивающей силы, действующей на тело при погружении в воду. 5) Выталкивающая сила увеличивается при увеличении объёма тела. Учитель: Продолжим беседу о жидкостях А лисички Взяли спички К морю синему пошли, Море синее зажгли. Прибегали два курчонка, Поливали из бочонка. Приплывали два ерша, поливали из ковша, Тушат, тушат – не потушат, Заливают - не зальют. (К. Чуковский) В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя « залить водой»? Почему нельзя тушить горящий бензин водой? | Выполняют задания. Море может «гореть», когда на его поверхности разливается горючая жидкость, плотность которой меньше плотности воды (нефть и нефтепродукты). Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть | Умение применять полученные знания к решению задач, выполнять нахождение различных характеристик. | Р: Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире. П: Анализ объектов с целью выделения нужных признаков. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. |