СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает  ученику «объять необъятное», строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Плавание тел"»

Пояснительная записка.

Проект урока разработан с использованием приёмов развития учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС. Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает ученику «объять необъятное», строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В программе развития учебных универсальных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

Личностные- Л

Регулятивные- Р

Познавательные -П

Коммуникативные – К.

  1. Предмет: физика , 7 класс.

  2. Тема: «Плавание тел». Системно – деятельностный подход.

  3. Образовательные результаты:

Предметные:

  • объясняет на основе имеющихся знаний условия плавание тел;

  • анализирует условия плавание тел, используя принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Архимеда;

  • решает задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины: массу тела, плотность вещества, силы;

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:

- выдвигать версии решения проблемы, предвосхищать конечный результат;

- принимать решение в учебной ситуации;

  1. Познавательные УУД:

- строить рассуждения от частных явлений к общим закономерностям;

- объяснять явления, выявленные в ходе исследовательской деятельности;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- представление информации в виде таблицы;

- соотнесение объектов (название – формула);

  1. Коммуникативные УУД:

- принимать позицию собеседника;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

  1. Чтение и работа с текстом:

Чтение текста задач; выделение информации из текста, ее переработка.


Личностные:

1. Развитие познавательных интересов.

2. Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

3. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


4. Методы обучения:

- фронтальная работа учителя с классом

- выполнение опытов

- организация работы школьника в малой группе

- беседа с классом

- организация индивидуальной работы школьника

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

На демонстрационном столе: Стакан с водой, стакан с соленой водой, яйцо.

На столах учащихся: Стаканы с водой и с маслом, сосновый брусок, пенопласт, пробка, эбонит, картофель, яблоко, салфетка, кусочек пластилина, таблица плотностей.


5. УМК Перышкин А.В.. 7 класс.




















Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Развиваемые УУД

предметные

универсальные

1. Организационная часть.

Актуализация знаний.









Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодня эпиграфом урока я выбрала слова:

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт 
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Как вы думаете, о чем идет речь?

А почему такая огромная гора, а плывет в воде?

2. Актуализация знаний.

Заполнить таблицы

Соотнести силу с формулой и направлением силы

Сила

Формула

1.Сила тяжести

А. F=ρgh 

2.Архимедова сила

Б. F=ρgV


В. F=mg 


Г. F= kx


1

2




Сила

Направление

1.Сила тяжести

А. Вверх

2.Сила Архимеда

Б. Вправо


В. Влево


Г. Вниз


1

2









Учитель: Отчего зависит сила Архимеда?



Учащиеся настраиваются на работу.







Ученики высказывают свою точку зрения.

Действует выталкивающая сила и сила тяжести.



Заполняют таблицы








1

2

В

Б









1

2

Г

А



сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема тела.



Умение высказать и защитить свою точку зрения

Умение управлять своей познавательной деятельностью.






Анализ и отбор информации. Умение выделить главное

Л:

Умение самоорганизовываться.

Осознание значимости к получению новых знаний.

К:

Умение слушать и выступать в диалоге.


2. Целеполагание и мотивация.


Постановка проблемного эксперимента.

Опыт 1. Яйцо в двух различных водах: простой и соленой

Учитель. Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом нет?


Учащимся предоставляется опыт с шариками (на слайде), изготовленными, из различных веществ.

О пыт 2. В сосуд с водой опустили 3 одинаковых по объёму шарика, но разных по массе.





Проблемный вопрос: 

Учитель. Почему один шарик – всплывает, другой плавает внутри жидкости, третий – тонет?

Учитель. Как вы думаете, а существует ли закон или условие, определяющее поведение тела в жидкости? Что мы должны выяснить?

Учитель. Это наша цель, а тема урока?





Различные жидкости, одна соленая, а другая простая, плотность солёной воды больше, пресной меньше














Мы должны выяснить условие плавания тел



Определить условие плавания тел (Записывают тему урока)

Тема урока: «Условие плавания тел»


Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ и отбор информации.












Р:

Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию.

Л:

Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать.

П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.






Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей.



3. Первичное усвоение новых знанийПроведение фронтального эксперимента.


Проверьте экспериментально условия плавания тел. Работаете в парах. После выполнения заданий обсудим полученные результаты по условиям плавания тел.

Задание 1:

Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: сосновый брусок, пенопласт, пробка, эбонит, картофель, яблоко. 

п/п

Название тела

Поведение в воде








Задание 2 

1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и пластмассового кубиков одинаковых размеров.

2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить в виде таблицы. 

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пластмассовый кубики. (сравнить глубину погружения).


Жидкость

Кубик деревянный

Кубик пластмассовый

Вода



Масло



Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. 

Выводы:

Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.

Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело всплывает.

Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело плавает внутри жидкости. (Выводы записываются в тетрадях оформляется в виде таблицы.)










Учащиеся проводят опыты.

Работают в парах



Заполняют таблицы





























Устно делают вводы (Выводы записываются в тетрадях

оформляется в виде таблицы.)

Сравнение плотностей

Условие плавания тел

ρтела ρжидкости

Тело тонет

ρтела = ρжидкости

Тело плавает внутри

ρтела ρжидкости

Тело всплывает

Рисунок

Сравнение сил

Условие плавания тел




Fтяжести FАрхимеда

Тело тонет




Fтяжести = FАрхимеда

Тело плавает внутри




Fтяжести FАрхимеда

Тело всплывает



Умение выполнять практические работы





Умение управлять своей познавательной деятельностью




























Умение делать выводы на основе опытов
















Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей, работать в малых группах.

Л: Умение оценивать свои знания и самостоятельно работать


П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.



















4. Закрепление нового материала

Устали? Давайте немножко отдохнем. (Все встали, руки на пояс):

Посмотрели вправо (повернуться  направо), 

Влево (повернуться  налево),

Руки сжали у груди (сжать ладони очень сильно у груди),

А теперь их отведи (сжать ладони, вытянуть руки вперёд и потянуться),

Дотянись до потолка(поднять руки вверх и потянуться),
Сбрось усталость всю с себя! (сделать выдох, и сесть за стол).


Учащиеся выполняют упражнения.


Л:

снять утомление и повысить умственную работоспособность учащихся.


5. Закрепление нового материала

Работа в группах (2 варианта заданий по 4 задачи)

1 вариант

1 . Два оди­на­ко­вых шара, из­го­тов­лен­ных из од­но­го и того же ма­те­ри­а­ла, урав­но­ве­ше­ны на ры­чаж­ных весах (см. ри­су­нок). На­ру­шит­ся ли рав­но­ве­сие весов, если один шар опу­стить в воду, а дру­гой — в ке­ро­син?

  1) рав­но­ве­сие весов не на­ру­шит­ся, так как массы шаров оди­на­ко­вые

2) рав­но­ве­сие весов на­ру­шит­ся: пе­ре­ве­сит шар, опу­щен­ный в воду

3) рав­но­ве­сие весов на­ру­шит­ся: пе­ре­ве­сит шар, опу­щен­ный в ке­ро­син

4) рав­но­ве­сие не на­ру­шит­ся, так как объёмы шаров оди­на­ко­вые

2 . Три сплош­ных ша­ри­ка оди­на­ко­во­го объёма — 1, 2 и 3 — по­ме­сти­ли в сосуд с водой, в ко­то­ром они рас­по­ло­жи­лись так, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Из­вест­но, что один из ша­ри­ков сде­лан из сосны, вто­рой — из па­ра­фи­на, тре­тий – из меди. Из ка­ко­го ма­те­ри­а­ла сде­лан каж­дый шарик?

  1) 1 — сосна, 2 — па­ра­фин, 3 — медь

2) 1 — медь, 2 — па­ра­фин, 3 — сосна

3) 1 — сосна, 2 — медь, 3 — па­ра­фин

4) 1 — па­ра­фин, 2 — медь, 3 — сосна

3. Какой(-ие) из опы­тов Вы пред­ло­жи­ли бы про­ве­сти, чтобы до­ка­зать, что сила Ар­хи­ме­да за­ви­сит от плот­но­сти жид­ко­сти, в ко­то­рую по­гру­же­но тело?

А. По­ка­зать, что вы­тал­ки­ва­ю­щая сила из­ме­нит­ся в слу­чае, если одно и то же тело сна­ча­ла пол­но­стью по­гру­зить в сосуд с жид­ко­стью одной плот­но­сти, а затем — пол­но­стью по­гру­зить в сосуд с жид­ко­стью дру­гой плот­но­сти.

Б. По­ка­зать, что вы­тал­ки­ва­ю­щая сила из­ме­нит­ся, если в сосуд с водой сна­ча­ла пол­но­стью по­гру­зить тело одной плот­но­сти, а затем пол­но­стью по­гру­зить тело дру­гой плот­но­сти, но той же массы.

1) толь­ко А 2) толь­ко Б

3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

4. Уче­ник про­вел экс­пе­ри­мент по изу­че­нию вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на тело, пол­но­стью по­гру­жен­ное в жид­кость, при­чем для экс­пе­ри­мен­та он ис­поль­зо­вал раз­лич­ные жид­ко­сти и сплош­ные ци­лин­дры раз­но­го объ­е­ма, из­го­тов­лен­ные из раз­но­го ма­те­ри­а­ла. Ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­таль­ных из­ме­ре­ний объ­е­ма ци­лин­дров V  и вы­тал­ки­ва­ю­щей силы FApx  (с ука­за­ни­ем по­греш­но­сти из­ме­ре­ния) для раз­лич­ных ци­лин­дров и жид­ко­стей он пред­ста­вил в таб­ли­це.

 № опыта

Жид­кость

Ма­те­ри­ал ци­лин­дра

V, см3

FАрх, Н

1

вода

алю­ми­ний

40

0,4±0,1

2

масло

алю­ми­ний

90

0,8±0,1

3

вода

сталь

40

0,4±0,1

4

вода

сталь

80

0,8±0,1

 Какие утвер­жде­ния со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там про­ве­ден­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных из­ме­ре­ний? Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два пра­виль­ных. Ука­жи­те их но­ме­ра.

1) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила за­ви­сит от плот­но­сти жид­ко­сти.

2) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила не за­ви­сит от плот­но­сти ма­те­ри­а­ла ци­лин­дра.

3) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила уве­ли­чи­ва­ет­ся при уве­ли­че­нии объ­е­ма тела.

4) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на тело при по­гру­же­нии в масло, боль­ше вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на тело при по­гру­же­нии в воду.

5) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила не за­ви­сит от объ­е­ма тела.

  1. вариант.

1. На кон­цах ко­ро­мыс­ла рав­но­пле­чих весов под­ве­ше­ны два од­но­род­ных ша­ри­ка. Один шарик сде­лан из же­ле­за, а дру­гой — из меди. Весы на­хо­дят­ся в рав­но­ве­сии. Что про­изойдёт с рав­но­ве­си­ем весов, если оба ша­ри­ка пол­но­стью по­гру­зить в воду?

  1) весы оста­нут­ся в рав­но­ве­сии, так как массы ша­ри­ков оди­на­ко­вы

2) весы оста­нут­ся в рав­но­ве­сии, так как ша­ри­ки имеют оди­на­ко­вые объёмы

3) рав­но­ве­сие весов на­ру­шит­ся — опу­стит­ся шарик, сде­лан­ный из же­ле­за

4) рав­но­ве­сие весов на­ру­шит­ся — опу­стит­ся шарик, сде­лан­ный из меди

2 . Три сплош­ных ме­тал­ли­че­ских ша­ри­ка оди­на­ко­во­го объёма — 1, 2 и 3 — по­ме­сти­ли в сосуд со рту­тью, в ко­то­ром они рас­по­ло­жи­лись так, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Из­вест­но, что один из ша­ри­ков сде­лан из меди, вто­рой — из се­реб­ра, а тре­тий — из зо­ло­та. Из ка­ко­го ма­те­ри­а­ла сде­лан каж­дый шарик? Плот­ность се­реб­ра 10 500 кг/м3, плот­ность зо­ло­та — 19 300 кг/м3.

  1) 1 — се­реб­ро, 2 — зо­ло­то, 3 — медь

2) 1 — медь, 2 — зо­ло­то, 3 — се­реб­ро

3) 1 — зо­ло­то, 2 — се­реб­ро, 3 — медь

4) 1 — медь, 2 — се­реб­ро, 3 — зо­ло­то

3. Какой(-ие) из опы­тов Вы пред­ло­жи­ли бы про­ве­сти, чтобы до­ка­зать, что сила Ар­хи­ме­да за­ви­сит от плот­но­сти жид­ко­сти, в ко­то­рую по­гру­же­но тело?

А. По­ка­зать, что вы­тал­ки­ва­ю­щая сила из­ме­нит­ся в слу­чае, если одно и то же тело сна­ча­ла пол­но­стью по­гру­зить в сосуд с жид­ко­стью одной плот­но­сти, а затем — пол­но­стью по­гру­зить в сосуд с жид­ко­стью дру­гой плот­но­сти.

Б. По­ка­зать, что вы­тал­ки­ва­ю­щая сила из­ме­нит­ся, если в сосуд с водой сна­ча­ла пол­но­стью по­гру­зить тело одной плот­но­сти, а затем пол­но­стью по­гру­зить тело дру­гой плот­но­сти, но той же массы.

1) толь­ко А 2) толь­ко Б

3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

4. Уче­ник про­вел экс­пе­ри­мент по изу­че­нию вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на тело, пол­но­стью по­гружённое в жид­кость, причём для экс­пе­ри­мен­та он ис­поль­зо­вал раз­лич­ные жид­ко­сти и сплош­ные ци­лин­дры раз­но­го объёма, из­го­тов­лен­ные из раз­но­го ма­те­ри­а­ла. Ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­таль­ных из­ме­ре­ний объёма ци­лин­дров V и вы­тал­ки­ва­ю­щей силы FApx (с ука­за­ни­ем по­греш­но­сти из­ме­ре­ния) для раз­лич­ных ци­лин­дров и жид­ко­стей он пред­ста­вил в таб­ли­це:

 № опыта

Жид­кость

Ма­те­ри­ал ци­лин­дра

V, см3

FАрх, Н

1

вода

алю­ми­ний

40

0,4±0,1

2

масло

алю­ми­ний

90

0,8±0,1

3

вода

сталь

40

0,4±0,1

4

вода

сталь

80

0,8±0,1

 Какие утвер­жде­ния со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там про­ведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных из­ме­ре­ний? Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два пра­виль­ных. Ука­жи­те их но­ме­ра.

1) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила за­ви­сит от плот­но­сти жид­ко­сти.

2) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила не за­ви­сит от плот­но­сти ма­те­ри­а­ла ци­лин­дра.

3) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила не за­ви­сит от объёма тела.

4) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на тело при по­гру­же­нии в масло, боль­ше вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на тело при по­гру­же­нии в воду.

5) Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила уве­ли­чи­ва­ет­ся при уве­ли­че­нии объёма тела.


Учитель: Продолжим беседу о жидкостях

А лисички

Взяли спички

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша, поливали из ковша,

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают - не зальют. (К. Чуковский)


В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя « залить водой»?


Почему нельзя тушить горящий бензин водой? 



Выполняют задания.













































































































































































Море может «гореть», когда на его поверхности разливается горючая жидкость, плотность которой меньше плотности воды (нефть и нефтепродукты). Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть

Умение применять полученные знания к решению задач,

выполнять нахождение различных характеристик.


Р:

Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

П:

Анализ объектов с целью выделения нужных признаков.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.



6. Работа с элементами частично-поисковой деятельности

Покажите поведение пластилина в воде.

Проверить.

Что необходимо сделать, чтобы пластилин плавал?


проводят эксперимент


Выдвигают гипотезы, пробуют их проверить

Умение применять полученные знания к решению задач,

Р:

Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

П:

Анализ объектов с целью выделения нужных признаков.

7. Итог урока


Сегодня на уроке вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…








Отвечают на вопрос, продолжают предложенные варианты ответов

Анализ процесса и результата осуществляемой деятельности.



Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.



8. Домашнее задание:

  §52, упр.27

Предложи решение проблемы: Что необходимо сделать, чтобы пластилин плавал?



Записывают домашнее задание в дневники

Понимать задание учителя, делая выбор в выполнении домашнего задания.

П:

Умение ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию.

Л:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!