СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики "Плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта является пошаговой рекомендацией для проведения интересного урока: с экспериментами, с закреплением нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики "Плавание тел"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Романова Наталья Яковлевна

Место работы

МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)


Тематический блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.)

Плавание тел

Выяснить при каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет, плавает и всплывает.

Выявление причин плавания тел. Наблюдение и описания плавания тел различной плотности.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные

  • Регулятивные:

  • постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Познавательные:

  • Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;

  • Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

  • Информационно – коммуникативные:

  • Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Предметные

Научиться объяснять причины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел и живых организмов

  • Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): плотность, сила, определение плавания, условия плавания тел в жидкости.


Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по теме « Плавание тел»; Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования:

лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренною солью; пластилин; пробирки с песком; прямоугольный параллелепипед из пенопласта; гири; мензурки.

* компьютер, проектор, экран.

*компьютерная презентация урока в программе Microsoft Power Point, «Плавание тел», видеоматериалы

таблица плотностей.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Физика-это умение беседовать с природой на ее языке. Физика – это возможность понимать природу и ее свойства; это прикосновение к загадкам природы. На суше гусь производит впечатление малоподвижной, неуклюжей птицы. «На красных лапках гусь тяжелый…» - так писал А.С.Пушкин, применяя очень выразительное слово «тяжелый» для характеристики птицы. Но вот гусь вошел в воду и поплыл… Теперь мы видим уже легкую грациозную птицу, движущуюся быстро и свободно. Даже дуновения ветра достаточно, чтобы изменить скорость ее движения.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



организовать деятельность учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда.



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Ты узнаешь:

- О роли физики для развития техники

- О роли российских ученых в развитие науки, техники

Ты научишься:

- Распознавать условия плавания тел



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Если тело в жидкость опустить, будет жидкость на него давить.

Почему же тело погружается? Может быть здесь физика кончается?


Если взять два разных тела, в жидкость поместить одно, видно, что одно всплывает, а другое – вмиг ко дну.

Жидкость та же, сомненья нет, ну а в чем же тут секрет? В чем сущность явлений?

На это ответ нашел сиракузский мудрец Архимед. Я предлагаю вам на этом уроке стать Архимедами и выяснить почему одни тела тонут, а другие всплывают.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


1. Выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость.

2.Сформулировать условия плавания тел и записать в виде таблицы в тетрадь.

(сравнить силу тяжести и силу Архимеда), сравнить плотности веществ



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Учитель организует проведение эксперимента и обсуждение результатов.

Проводит эксперимент и задает вопрос:

Почему в одном стакане картошка тонет, а в другом нет?


Предлагает учащимся выполнить задания.

Задание 1:

1.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде, молоке, ртути (https://cloud.mail.ru/public/JzHj/YFZGCQCVp).

2.Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3.Результаты оформите в виде таблицы.

Задание 2

1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Задание 3:

1.В какой жидкости будет тонуть железо, а в какой нет.

Сделать выводы, продемонстрировать видео (https://cloud.mail.ru/public/KgTt/uGHigoSDm).

Слушает вместе с учащимися отчеты в группах.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Ответить на вопросы: Какую роль играет плавательный пузырь у рыб?

Как регулируют глубину погружения киты?

Почему человек может держаться на воде?



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Кубик из древесины сначала плавает в сосуде с водой, а затем  — в сосуде со спиртом. При этом в сосуде со спиртом сила Архимеда, действующая на кубик,

 

1)  не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился

2)  не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился

3)  увеличилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился

4)  уменьшилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Пользуясь таблицей плотности определить какие тела плавают в ртути, а какие будут тонуть?


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Вычислить силу тяжести и архимедову силу трех цилиндров одинакового объема, изготовленных из разного материала, погруженных в воду, используя динамометр.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Группа обучающихся, выполнивших задание правильно, получают оценку «5», с небольшими недочетами –«4»


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Организует рефлексию:

-Как вы полагаете, решили ли мы поставленные вначале урока задачи?

Обсуждение

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

П 52, упр 27( 2-6) устно, № 637(сборник задач Лукашик)





8