1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тематический блок, тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.) |
Плавание тел | Выяснить при каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет, плавает и всплывает. | Выявление причин плавания тел. Наблюдение и описания плавания тел различной плотности. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; |
Метапредметные Регулятивные: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Познавательные: Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике; Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. Информационно – коммуникативные: Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; |
Предметные Научиться объяснять причины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел и живых организмов |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): плотность, сила, определение плавания, условия плавания тел в жидкости. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по теме « Плавание тел»; Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: * лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренною солью; пластилин; пробирки с песком; прямоугольный параллелепипед из пенопласта; гири; мензурки. * компьютер, проектор, экран. *компьютерная презентация урока в программе Microsoft Power Point, «Плавание тел», видеоматериалы таблица плотностей. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Физика-это умение беседовать с природой на ее языке. Физика – это возможность понимать природу и ее свойства; это прикосновение к загадкам природы. На суше гусь производит впечатление малоподвижной, неуклюжей птицы. «На красных лапках гусь тяжелый…» - так писал А.С.Пушкин, применяя очень выразительное слово «тяжелый» для характеристики птицы. Но вот гусь вошел в воду и поплыл… Теперь мы видим уже легкую грациозную птицу, движущуюся быстро и свободно. Даже дуновения ветра достаточно, чтобы изменить скорость ее движения. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
организовать деятельность учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты узнаешь: - О роли физики для развития техники - О роли российских ученых в развитие науки, техники Ты научишься: - Распознавать условия плавания тел |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Если тело в жидкость опустить, будет жидкость на него давить. Почему же тело погружается? Может быть здесь физика кончается? Если взять два разных тела, в жидкость поместить одно, видно, что одно всплывает, а другое – вмиг ко дну. Жидкость та же, сомненья нет, ну а в чем же тут секрет? В чем сущность явлений? На это ответ нашел сиракузский мудрец Архимед. Я предлагаю вам на этом уроке стать Архимедами и выяснить почему одни тела тонут, а другие всплывают. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
1. Выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость. 2.Сформулировать условия плавания тел и записать в виде таблицы в тетрадь. (сравнить силу тяжести и силу Архимеда), сравнить плотности веществ |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Учитель организует проведение эксперимента и обсуждение результатов. Проводит эксперимент и задает вопрос: Почему в одном стакане картошка тонет, а в другом нет? Предлагает учащимся выполнить задания. Задание 1: 1.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде, молоке, ртути (https://cloud.mail.ru/public/JzHj/YFZGCQCVp). 2.Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. 3.Результаты оформите в виде таблицы. Задание 2 1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров. 2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке. Задание 3: 1.В какой жидкости будет тонуть железо, а в какой нет. Сделать выводы, продемонстрировать видео (https://cloud.mail.ru/public/KgTt/uGHigoSDm). Слушает вместе с учащимися отчеты в группах. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ответить на вопросы: Какую роль играет плавательный пузырь у рыб? Как регулируют глубину погружения киты? Почему человек может держаться на воде? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Кубик из древесины сначала плавает в сосуде с водой, а затем — в сосуде со спиртом. При этом в сосуде со спиртом сила Архимеда, действующая на кубик, 1) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился 2) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился 3) увеличилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился 4) уменьшилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Пользуясь таблицей плотности определить какие тела плавают в ртути, а какие будут тонуть? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Вычислить силу тяжести и архимедову силу трех цилиндров одинакового объема, изготовленных из разного материала, погруженных в воду, используя динамометр. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Группа обучающихся, выполнивших задание правильно, получают оценку «5», с небольшими недочетами –«4» |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Организует рефлексию: -Как вы полагаете, решили ли мы поставленные вначале урока задачи? Обсуждение |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
П 52, упр 27( 2-6) устно, № 637(сборник задач Лукашик) |