Урок «Площадь треугольника» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что нам поможет сосредоточить ваше внимание на уроке геометрии? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 712 Меньшая диагональ ромба равна а, а один из углов – 60. Найдите площадь ромба | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. У ромба АВСD B = 60. AC = a, тогда АВС – равнобедренный (АВ = ВС) и имеет угол 60, таким образом, АВС – равносторонний, тогда АВ = а. Проведем высоту СН до АВ, тогда у НВС ВНС = 90, В=60. СН = ВС . sin B, CH = a sin 60 = | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать, что им известно о треугольниках. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вы знаете о нахождении площади треугольника? Формулирует учебную задачу: – Исследовать теорему о площади треугольника | Принимают участие в беседе. – Я знаю… – У меня получилось решить… – Я могу выделить… – Я могу объяснить… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, как находить площадь треугольника; – научиться применять теорему о площади треугольника для решения задач | Умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что я намерен делать сегодня на уроке геометрии? – Хочу ли я узнать, как находить площадь треугольника? – Что я хочу достигнуть в процессе изучения геометрии? – Как мне настроиться на работу на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли; развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как найти площадь треугольника? Организует анализ теоремы. Отвечает на вопросы учащихся. Объясняет учащимся, что площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. Организует совместное с учащимися решение задачи: – Докажите, что площадь ромба равна половине произведения его диагоналей | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают гипотезы. Отстаивают свои идеи. Обсуждают идеи одноклассников. Проводят исследования. Анализируют теорему. Задают вопросы учителю Теорема | В доказательстве теоремы мне непонятно… | Вопросы учителю | Площадь треугольника равна половине произведения его стороны и проведенной к ней высоты | Как…? | Почему…? | Записывают формулы: Совместно с учителем решают задачу. Решение задачи | Мне непонятно… | А ВСD – ромб. Его диагонали АС и ВD пересекаются в точке О. Докажем, что | Почему…? | Поскольку диагонали ромба перпендикулярны, то отрезки АО и СО являются высотами треугольников ВАD и ВСD соответственно | Что…? | | Как…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Предлагает учащимся представить себя в роли учителя и объяснить одноклассникам, как найти площадь треугольника. Определяет лучшие «уроки». Рекомендует некоторым учащимся задуматься о профессии учителя | Проводят фрагменты урока. Обсуждают педагогические успехи своих одноклассников | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания. 1. (№ 725) Площадь треугольника равна 48 см2. Найдите сторону треугольника, если высота, проведенная к этой стороне, равна 8 см. 2. (№ 726) Известно, что две стороны треугольника равны 24 см и 9 см, а высота, проведенная к большей из известных сторон, – 6 см. Найдите высоту треугольника, проведенную к меньшей из известных сторон | Решение. 1. (см) 2. | Умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что оказалось не до конца понятным? – Чему я научился? – Доволен ли моей работой на уроке учитель? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживают цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |