СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по алгебре

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разрабокта урока алгебры и начал математического анализа по теме "Производная"

Просмотр содержимого документа
«производная»

Конспект урока

Предмет: Алгебра и начала математического анализа

Тема: Производная и ее геометрический смысл

Тип урока: подготовка к контрольной работе

Цели: учащихся по теме «Производная и ее геометрический смысл», провести коррекцию знаний, закрепить умение применять производную для решения различных задач.

Планируемые результаты:

Предметные: Повторение основных формул и правил, геометрический и физический смысл производной; применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции и монотонность функции.Совершенствование и углубление знаний по изученной теме; подготовка к контрольной работе.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: переводить информацию из словесной в символическую; объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; находить в тексте необходимую информацию; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно; развивать умение планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности., формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Основные понятия: производная, функция дифференцируемая в точке х0, дифференциирование, механический и геометрический смысл производной, уравнение касательной, наибольшее и наименьшее значение функции, монотонность функции.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения (общие и специальные)

- по характеру познавательной деятельности: эвристический (частично-поисковый);

- по источнику знаний: словесный.

Частные методы: наблюдение, обобщение.

Этапы урока

Задачи этапа

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые результаты (предметные и метапредметные)

Организация начала урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке. Раскрыть общую цель урока и план его проведения

Проверить готовность к уроку.

Определить желаемый путь действий обучающихся.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и мотивирует учащихся к уроку небольшим эпиграфом (слайд 2):

- Какой путь к знанию выбираете для себя вы?

- Какой из путей вы считаете самым продуктивным?


Ученики приветствуют учителя, показывают готовность к уроку, после эпиграфа (слайд 2) отвечают на вопросы.

Выбирают для себя путь и обосновывают свой выбор.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль, саморегуляция, определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь учителя и одноклассников

Личностные: Желание учиться; проявляют интерес к предмету.

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и выполнить их коррекцию

Проверить правильность выполнения домашнего задания с цель возможной корректировки.

Ученикам на дом предлагалось исследовательское задание:

Определить, что больше: ?

Уточняет, кто справился с данным заданием, у кого возникли вопросы

Как выполняли данное исследование?








Молодцы, справились и проявили фантазию в решении данного задания!!

Ученики высказывают свои предположения, кто каким способом решал данную проблему и кто смог определить что больше.

Один учащийся выходит к доске и демонстрирует правильное решение (решение представлено в приложении 2 и на доске)

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Предметные: соотнесение уже известной информации о наибольшем значение функции с исследовательским заданием.

Познавательные: уметь ориенти­роваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовы­вать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформ­лять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговари­вать последовательность действий на уроке, высказывать свое пред­положение

Подготовка учащихся к основному этапу

Актуализировать необходимые опор­ные знания и умения. Обеспечить мо­тивацию для понимания и принятия учащимися цели урока

Ученикам предлагается ответить на вопросы актуализации

(слайд 3)

Учитель мотивирует учеников перед основным этапом работы, актуализирует теоретические знания по данной теме.

Учитель спрашивает по очереди обучающихся.

Вопросы представлены в презентации – слайд 3.

Учащиеся отвечают на каждый вопрос, представленный в презентации, на последний вопрос один из учеников выходит и записывает формулу уравнения касательной.

Ответы учеников по вопросам представлены в приложении 3.

Предметные:

Знать понятие производной, функции дифференцируемой в точке х0, смысл дифференциирования, механический и геометрический смысл производной, уравнение касательной. Уметь применять формулы производных к решению задач.

Коммуникативные УУД:
Перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Регулятивные УУД: управлять своей деятельностью, планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Формировать целостную систему ведущих знаний по данной главе; подготовка к контрольной работе.

1. Приложение 1, слайд 4. Ученикам предлагается первое задание, которое будет представлено на контрольной работе.











2. Следующим заданием для учеников будет направлено на геометрический смысл производной – слайд 5.



























3. Следующее задание направлено на определение уровня сформированности знаний по теме механический смысл производной (Слайд 6)







4. Четвертое задание направлено на исследование функции на монотонность и экстремумы

(Слайд 7)











5. Последние задание: найдите наименьшее и наибольшее значения функции.

(Слайд 8)

1. Начнем с вами с нахождения производной (слайд 4 , приложение 1).

Учитель объявляет, что такое задание в контрольной работе будет весить 1 балл.












2. Следующее задание направлено на определение геометрического смысла производной, как вы усвоили данную тему.

Предлагается 1 пример решить у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Учитель проверяет выполняемость действий и объявляет, что данное задание будет весить 2 балла.


















3. Учитель рассказывает задачу, уточняет, что за него так же дается 1 балл.

Вызывает одного ученика к доске, остальные решают самостоятельно.










4. Учитель предлагает решить данную задачу разделяясь на пары.

После чего учитель вызывает одну из пар выйти и объяснить решение.

Учитель уточняет, что данное задание будет весить 1 балл.








5. Учитель озвучивает, что данное задание весит 1 балл, дает время ученикам решить ученикам его самостоятельно, но контролирует процесс решения.

После чего предлагает ученикам обменяться тетрадям и проверить правильность решения.

1. Ученики выполняют устно, записывая себе только конечные ответы, после чего меняются тетрадями и проверяют выполненные действия товарища.

Учащиеся в зависимости от правильности решения выставляют баллы.

2. Ученики читают задание, один из низ выходит к доске и с подробным объяснением начинает решать первый пример, отвечая на уточняющие вопросы одноклассников и учителя.

После решения, ученики сверяют свои результаты и те, что представлены на доске и приступают к самостоятельному решению еще 2 примеров.

У кого возникают вопросы – поднимают руку и учитель подходит и в индивидуальном порядке объясняет и помогает.


3. Ученик выходит к доске, с подробным объяснением решает задание и отвечает на дополнительные вопросы про экстремумы функций.








4. Ученики по парам решают данную задачу, после чего одна из пар выходит и устно озвучивают свои действия и остальные ученики сверяют ответы








5. Ученики самостоятельно решают задачу, задают вопросы учителю, если требуется, после решения обмениваются тетрадями с соседями по парте и проверяют решение.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности


Предметные:

Знать основные формулы и правила, геометрический и физический смысл производной; применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции и монотонность функции


Познавательные: уметь добывать информацию (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)


Регулятивные: уметь работать по составленному плану, уметь оценивать правильность выполнения.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.


Подведение итогов. Рефлексия.

Мобилизовать учащихся на рефлек­сию своей деятельности, способов деятельности. Осмысление способов саморегуляции

Подведение итогов урока. Самооценка в соответствии с целями урока.

Учитель объявляет, что за все задания можно набрать на контрольной 6 баллов.

6 баллов – оценка 5

5-4,5 баллов оценка 4

4-2,5 оценка 3

2 и менее оценка неудовлетворительная.

Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с возможными результатами и определить ученикам, какую тему им следует повторить более подробно.

Задает вопросы:

Что было на уроке тяжело?

С чем были затруднения?

Какое задание показалось вам наиболее легким?

Ученики проводят самооценку своих результатов перед контрольной.

Определяют для себя то, что им будет необходимо повторить перед контрольной работой.

Выявляют для себя легкие и сложные задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.


Регулятивные УУД:

соотноить результат действия с планом


Познавательные УУД:
построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
установление причинно-следственных связей; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выпол­нения домашнего задания. Проверить соответствующие записи

Повторить главу VIII

Выполнить "Проверь себя", стр. 258

Учитель озвучивает домашнее задание и отвечает на вопросы учеников

Ученики фиксируют домашнее задание в дневники и если возникают вопросы, спрашивают учителя.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания


Эскиз доски на каждом этапе урока:

1. Организация начала урока:

2. Проверка домашнего задания:

3. Подготовка учащихся к основному этапу работы

4. Обобщение и систематизация знаний и умения

5. Проведение рефлексии

6. Информация о домашнем задании


Список используемой литературы:

1. Ш.А. Алимов Учебник «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы», Москва «Просвещение» , 2012 г.

2. М.И. Шабунин, М.В. Ткачева и др. (составлены к учебнику Ш.А. Алимова и др.) «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа 11 класс», Москва «Просвещение», 2006 г.

3. Далингер В.А. Методика обучения учащихся элементам математического анализа: Учебное пособие. - Омск: Изд-во
ОмГПУ, 1997. - 149 с.

4. Далингер В.А. Методика обучения математике. Практикум по решению школьных
задач: учебное пособие/ В. А. Далингер.— Омск: Издательский дом Наука, 2012. – 354 с.

Приложения

Приложение 1

Устные упражнения

Найти производную функции:












Ответы учеников:

Устные упражнения

Найти производную функции:













Приложение 2



Приложение 3


что такое производная?

какая функция называется дифференцируемой в точке x0?

что значит продифференцировать?

какой смысл имеет производная с механической точки зрения?


какой смысл имеет производная с геометрической точки зрения?

какой угол образует прямая с осью абсцисс:

если k0

если k

если k=0

как определить критические точки и точки экстремума?



Просмотр содержимого презентации
«производная»

ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.           (Конфуций)
  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.           (Конфуций)

Проверка знаний фактического материала теории:   что такое производная?  какая функция называется дифференцируемой в точке x 0 ?  что значит продифференцировать?  какой смысл имеет производная с механической точки зрения?  какой смысл имеет производная с геометрической точки  зрения?

Проверка знаний фактического материала теории:

  • что такое производная?
  • какая функция называется дифференцируемой в точке x 0 ?
  • что значит продифференцировать?
  • какой смысл имеет производная с механической точки зрения?
  • какой смысл имеет производная с геометрической точки

зрения?

  • какой угол образует прямая с осью абсцисс:
  • если k0
  • если k
  • если k=0
  • как определить критические точки и точки экстремума?
Найдите производную функции

Найдите производную функции

Геометрический смысл производной Найдите угловой коэффициент  касательной, проведенной к параболе  y = x 2 - 7x + 10 в точке с абсциссой x 0 = 4. Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции y = 6x - 2/x в точке с абсциссой x 0 = - 1. Найдите угол ( в градусах), образованный осью ОX и касательной к графику функции  y = 3e x - 4x в точке x 0 = 4.

Геометрический смысл производной

  • Найдите угловой коэффициент

касательной, проведенной к параболе

y = x 2 - 7x + 10 в точке с абсциссой x 0 = 4.

  • Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции y = 6x - 2/x в точке с абсциссой x 0 = - 1.
  • Найдите угол ( в градусах), образованный осью ОX и касательной к графику функции

y = 3e x - 4x в точке x 0 = 4.

Механический смысл производной:     Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до данной точки М этой прямой изменяется по закону S(t) = 2t 3 - 3 t + 4 (t – время движения в секундах). Найти скорость и ускорение в момент t = 2c.

Механический смысл производной:

Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до данной точки М этой прямой изменяется по закону S(t) = 2t 3 - 3 t + 4 (t – время движения в секундах). Найти скорость и ускорение в момент t = 2c.

Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.

Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции.

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • глава Vlll
  • "Проверь себя", стр. 258


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!