СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии 6 класс"Вегетативное размножение растений и его использование человеком"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Вегетативоное размножение растений"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии 6 класс"Вегетативное размножение растений и его использование человеком"»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Гладилова Л.Ю.

Место работы

МАОУ «СОШ№33»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема: Основные процессы жизнедеятельности растений

Тема урока

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

  • урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения

Метапредметные

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях

самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Предметные

применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;

использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения;

применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных материалов: обучающие видеоролики, лабораторная работа.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

На зеленой лужайке,

на полянке в лесу,

в огороде на грядке

и на клумбе в саду:

одуванчик лекарственный, клубника огромная,

сирень пахучая, роза колючая,

мать и мачеха раннецветущая, яблоня плоды дающая.

Собрались не напрасно и заспорили меж собой

Как им род продолжить свой?

Вот такой вопрос!

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


У моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать? (ответы обучающихся).

Вспомните! Как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции питания и обмена веществ? (вегетативные).

Давайте с вами сформулируем тему урока из понятий, которые только что назвали: Размножение, растения, вегетативные.

Записываем тему в тетрадь.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


И что же мы должны сегодня на уроке с вами узнать? (варианты ответов)

Чему мы научимся

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным.

Запишем определение в тетрадь

Помните мультфильм про медведя, который хотел то вершки, то корешки съесть?

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.

На столах лежит раздаточный материал, изучите его и составьте схему


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Взаимопроверка по парам.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений».

Цель: познакомиться с основными способами вегетативного размножения и применить их на практике.

Ход работы:

1 группа - размножение комнатных растений стеблевыми черенками

2 группа - размножение комнатных растений листовыми черенками

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Установите правильную последовательность действий при выполнении практической работы:

  1. Осторожно срежьте стеблевой черенок/листовой черенок с 4-6 листами традесканции

  2. Удалите с них два нижних листа

  3. Поместите черенок в воду

  4. Поставьте в теплое, хорошо освещённое место

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы,  какими способами человек размножает необходимые ему растения?

-всегда  ли мы только сеем семена?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землёй.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

Пояснение.

Побеги многих растений при соприкосновении с почвой укореняются. При нарушении связи между материнской особью и укоренившимся побегом возникает самостоятельная дочерняя особь. Такое размножение растений нередко имеет место в естественных условиях (черемуха, бересклет). В практике с этой целью ветви или отдельные побеги растений пригибают к земле и закрепляют в таком положении, присыпают землей. На участке побега, прикрытом почвой, появляются корни. Надрез на стебле в месте соприкосновения его с грунтом ускоряет корнеобразование, а нередко и образование придаточных почек, развивающихся в побеги. Укоренившийся отводок переносят на место постоянной посадки. Отводками, размножают крыжовник, виноград, смородину, гвоздику и др.

 Ответ: 12534.


Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1)  Возьмите привой  — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.

2)  Плотно обвяжите место прививки.

3)  Подберите подходящий подвой  — взрослое растение-сеянец.

4)  Прикрепите привой к подвою.

5)  Сделайте надрез на подвое до камбия.

Пояснение.

Сущность прививки заключается в том, что части разных растений искусственно, а в природе иногда и естественно соединяясь, срастаются, образуя единый организм. Растение, на котором прививают другое, называют подвоем, прививаемую часть  — привоем. Возьмите привой  — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины, подберите подходящий подвой  — взрослое растение-сеянец, сделайте надрез на подвое до камбия, прикрепите привой к подвою, плотно обвяжите место прививки.

Ответ: 13542.


Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  Срежьте однолетний побег с куста смородины.

2)  Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.

3)  Обильно полейте почву.

4)  Высадите проросшие черенки на новое место.

5)  Разделите побег на части  — черенки с тремя-четырьмя почками.

Пояснение.

Черенком называется любая отделенная от стебля часть, которая в благоприятных условиях развивается в самостоятельное растение. Порядок следующий. Срежьте однолетний побег с куста смородины. Разделите побег на части  — черенки с тремя-четырьмя почками. Обильно полейте почву. Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. Высадите проросшие черенки на новое место.

Ответ: 15324.

Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  семена

2)  клубни

3)  надземные побеги

4)  цветки

5)  плоды

6)  корни

Пояснение.

Вегетативное размножение, образование нового организма из части материнского; один из способов бесполого размножения многоклеточных организмов. У высших растений  — частями вегетативных органов (корень, стебель, лист), но чаще их изменёнными формами  — корневищами (пырей, свинорой и др.), клубнями (картофель, георгина и др.), луковицами (лук, тюльпан и др.), корневыми отпрысками (малина, вишня, слива и др.), усами (клубника, земляника) и др. Свойственно почти всем многолетним растениям (основано на их способности к регенерации). Вегетативное потомство одной особи называется клоном.

Ответ: 236.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания



На­блю­дая за рас­те­ни­я­ми в ого­ро­де, можно уви­деть, на­при­мер, зем­ля­ни­ку в таком виде. Какой про­цесс изоб­ра­жен на ри­сун­ке?


Уче­ник решил раз­мно­жить рас­те­ние и ис­поль­зо­вал изоб­ражённый на ри­сун­ке спо­соб. Как на­зы­ва­ют­ся части рас­те­ния, ис­поль­зу­е­мые для дан­но­го спо­со­ба ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния?



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Чем такой тип размножения отличается от спорообразования? Почему оно относится к бесполому размножению (укажите не менее трёх значений)



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


9 баллов (4 балла за тестовые задания+5 баллов практическая работа)

Отметка 5 (отлично)

7-8 баллов (допущены ошибки в тестовых заданиях и недочёты при выполнении практической работы)

Отметка 4 (хорошо)

5-6 баллов (грубые ошибки в тестовых заданиях и отсутствие работы)

Отметка 3 (удовлетворительно)

Менее 5 баллов (отсутствие работы)

Отметка 2 (неудовлетворительно)



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Я научился...

Я поняла...

Мне понравилось...

Мне было трудно...

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию. Изучить параграф 17, вопросы 1-4 устно, №5 по желанию










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!