1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тема: Основные процессы жизнедеятельности растений |
Тема урока | Вегетативное размножение растений и его использование человеком |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения |
Метапредметные выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). |
Предметные применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте; описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями; использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных материалов: обучающие видеоролики, лабораторная работа. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
На зеленой лужайке, на полянке в лесу, в огороде на грядке и на клумбе в саду: одуванчик лекарственный, клубника огромная, сирень пахучая, роза колючая, мать и мачеха раннецветущая, яблоня плоды дающая. Собрались не напрасно и заспорили меж собой Как им род продолжить свой? Вот такой вопрос! |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
У моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать? (ответы обучающихся). Вспомните! Как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции питания и обмена веществ? (вегетативные). Давайте с вами сформулируем тему урока из понятий, которые только что назвали: Размножение, растения, вегетативные. Записываем тему в тетрадь. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
И что же мы должны сегодня на уроке с вами узнать? (варианты ответов) Чему мы научимся |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным. Запишем определение в тетрадь Помните мультфильм про медведя, который хотел то вершки, то корешки съесть? Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов. На столах лежит раздаточный материал, изучите его и составьте схему |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Взаимопроверка по парам. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений». Цель: познакомиться с основными способами вегетативного размножения и применить их на практике. Ход работы: 1 группа - размножение комнатных растений стеблевыми черенками 2 группа - размножение комнатных растений листовыми черенками Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Установите правильную последовательность действий при выполнении практической работы: Осторожно срежьте стеблевой черенок/листовой черенок с 4-6 листами традесканции Удалите с них два нижних листа Поместите черенок в воду Поставьте в теплое, хорошо освещённое место |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется… Что же нужно сделать? - Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения? -всегда ли мы только сеем семена? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги. 2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы. 3) Присыпьте побег землёй. 4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста. 5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам. Пояснение. Побеги многих растений при соприкосновении с почвой укореняются. При нарушении связи между материнской особью и укоренившимся побегом возникает самостоятельная дочерняя особь. Такое размножение растений нередко имеет место в естественных условиях (черемуха, бересклет). В практике с этой целью ветви или отдельные побеги растений пригибают к земле и закрепляют в таком положении, присыпают землей. На участке побега, прикрытом почвой, появляются корни. Надрез на стебле в месте соприкосновения его с грунтом ускоряет корнеобразование, а нередко и образование придаточных почек, развивающихся в побеги. Укоренившийся отводок переносят на место постоянной посадки. Отводками, размножают крыжовник, виноград, смородину, гвоздику и др. Ответ: 12534. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Возьмите привой — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины. 2) Плотно обвяжите место прививки. 3) Подберите подходящий подвой — взрослое растение-сеянец. 4) Прикрепите привой к подвою. 5) Сделайте надрез на подвое до камбия. Пояснение. Сущность прививки заключается в том, что части разных растений искусственно, а в природе иногда и естественно соединяясь, срастаются, образуя единый организм. Растение, на котором прививают другое, называют подвоем, прививаемую часть — привоем. Возьмите привой — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины, подберите подходящий подвой — взрослое растение-сеянец, сделайте надрез на подвое до камбия, прикрепите привой к подвою, плотно обвяжите место прививки. Ответ: 13542. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Срежьте однолетний побег с куста смородины. 2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. 3) Обильно полейте почву. 4) Высадите проросшие черенки на новое место. 5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками. Пояснение. Черенком называется любая отделенная от стебля часть, которая в благоприятных условиях развивается в самостоятельное растение. Порядок следующий. Срежьте однолетний побег с куста смородины. Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками. Обильно полейте почву. Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. Высадите проросшие черенки на новое место. Ответ: 15324. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) семена 2) клубни 3) надземные побеги 4) цветки 5) плоды 6) корни Пояснение. Вегетативное размножение, образование нового организма из части материнского; один из способов бесполого размножения многоклеточных организмов. У высших растений — частями вегетативных органов (корень, стебель, лист), но чаще их изменёнными формами — корневищами (пырей, свинорой и др.), клубнями (картофель, георгина и др.), луковицами (лук, тюльпан и др.), корневыми отпрысками (малина, вишня, слива и др.), усами (клубника, земляника) и др. Свойственно почти всем многолетним растениям (основано на их способности к регенерации). Вегетативное потомство одной особи называется клоном. Ответ: 236. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Наблюдая за растениями в огороде, можно увидеть, например, землянику в таком виде. Какой процесс изображен на рисунке? Ученик решил размножить растение и использовал изображённый на рисунке способ. Как называются части растения, используемые для данного способа вегетативного размножения? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Чем такой тип размножения отличается от спорообразования? Почему оно относится к бесполому размножению (укажите не менее трёх значений) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
9 баллов (4 балла за тестовые задания+5 баллов практическая работа) | Отметка 5 (отлично) | 7-8 баллов (допущены ошибки в тестовых заданиях и недочёты при выполнении практической работы) | Отметка 4 (хорошо) | 5-6 баллов (грубые ошибки в тестовых заданиях и отсутствие работы) | Отметка 3 (удовлетворительно) | Менее 5 баллов (отсутствие работы) | Отметка 2 (неудовлетворительно) | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Я научился... Я поняла... Мне понравилось... Мне было трудно... |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. Изучить параграф 17, вопросы 1-4 устно, №5 по желанию |
|