Мотивационно-целевой этап | Показ фрагмента х/ф «Красная шапочка» (песенка Красной Шапочки). Показ фрагмента м/ф «Бармалей» ( «Не ходите, дети, в Африку гулять»). У: Кр. Шапочка восхищается Африкой, а К.Чуковский советует не ходить в Африку. Кто же из них прав? Мы с вами уже многое знаем об Африке. Попробуем найти аргументы «За» и «Против». Сформулируйте тему нашего урока и соответственно цель. Д: Обобщение по теме «Африка». Мы должны вспомнить, что мы узнали, изучая Африку, и обобщить наши знания. | Фронт. работа | Нахождение выхода из проблемной ситуации и путей ее решения | Формирование познавательного интереса и мотива | Принятие цели совместной деятельности | Сравнение географической информации из разных источников |
Этап актуализации знаний | У: Правильно. Откройте план описания материка. В краткой форме перечислите особенности материка Африка. Д (называют особенности). У: Сегодня в ходе игры мы постараемся вспомнить, что мы узнали, изучая Африку, и обобщить наши знания. Класс делится на две группы. Пройдя по различным этапам игры, вы должны постараться набрать как можно больше баллов. | Фронт. работа | Описание особенностей материка: самый жаркий, второй по величине, лежит во всех полушариях и др. | Планирование действий в новой ситуации на основании имеющихся знаний | Интерпретация географической информации с использованием плана | Вычленение информации с учетом предложенной задачи |
Этап обобщения и систематизации знаний | У: этап 1 «Больше-меньше» На предложенных вам рабочих листах проставлены цифры. Вы ставите напротив цифры знаки «больше» или «меньше». 1. Что больше: Сахара или Намиб 2. Что больше: оз. Виктория или Танганьика 3. Что глубже: оз. Виктория или Чад 4. Что выше: г. Атлас или Драконовы 5. Что больше: наг. Тибести или Эфиопское 6. Что больше: вдп. Стенли или Виктория 7. Что старше: г. Атлас или Капские 8. Что жарче: пустыня Намиб или Сахара У вас должен получиться вот такой рисунок: У: Этап 2. «Обитатели Африки» Я задаю вопросы. Игрок команды, который знает ответ на вопрос, поднимает руку. Каждый подсчитывает личные баллы, а жюри – командные. 1. Какое дерево любят слоны Баобаб 2. Африканская длинноухая лиса Фенек 3. Растение п. Намиб, «осьминог» Вельвичия 4. Дерево с черной древесиной Эбеновое 5. Тропич. дерево с плодами, похожими на дыню, созревающими раз в 10 лет Наро 6. Массивное толстокожее животное Носорог 7. Человекообразная обезьяна Шимпанзе 8. Розовая птица Фламинго 9. Самое высокое животное Жираф 10. Кр. пятнистый хищник из кошачьих Леопард 11. Ближайший родственник жирафа Окапи 12. Стадный хищник, задние ноги длиннее передних Гиена 13. Высокие злаки саванны Слоновьи травы 14. Зонтичные деревья с мелкоперистыми листьями Акации 15. Массивное околоводное млекоп. Бегемот 16. Птица приморий с мешком под клювом Пеликан 17. Жуки, скользящие по песку Чернотелки 18. Нелетающая птица с атл. побережий Пингвин 19. Морское ластоногое с побережий Тюлень 20 Маленькая красивая птичка Нектарница 21. Лошадь в полоску Зебра 22. Сладкий картофель Батат 23. Вьющиеся растения Лианы 24. Крупный афр. хищник Лев 25. Самое крупное животное суши Слон 26. Нелетающая птица Страус 27. Стадное рогатое копытное Антилопа 28. Нильский хищник Крокодил 29. Птица – санитар Марабу 30. Дерево, которое любят козы Арган У: Подсчитываем баллы. Физкультминутка У жирафа пятна, пятнышки везде (У слона есть складки, складочки везде; а у зебры есть полоски, полосочки везде): на лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах, на животе, коленях и носках. У: этап «Игра в цифры». Я задаю вопросы, в ответ на которые члены команды, посоветовавшись, молча поднимают какую-либо цифру. 1. На скольких плитах находится Африка? 1 2. Сколько типов клим. поясов в Африке? 4 3. Сколько крупных горных систем? 3 4. Сколько крупных пустынь? 4 5. Бассейнами скольких ок. омывается Африка 2 6. Со сколькими материками Африка имеет точки сближения? 1 У: Следующий этап – Черный ящик. Вам необходимо угадать, что в Черном ящике. За каждый ответ – один балл. Сигнал – поднятая рука. Работает команда. 1. Плод с твердой оболочкой, вкусной сочной мякотью и соком внутри (кокос) 2. Родина растения – Африка (Эфиопия), а выращивают больше в Ю. Америке; производят тонизирующий напиток (кофе) 3. Плод одной из самых высоких трав, любимое лакомство обезьян (банан) 4.Этот плод бахчи используют в пищу, изготавливают музык. инструменты (тыква) 5. Растение «хлеб пустыни», используют плод как наживку, ласково называют девушек (финик) У: Подсчитываем баллы. У: Следующий этап – игра «Крестики-нолики». Одна из команд – «Крестики», а другая – «Нолики». На доске – таблица, в ней цифры от 1 до 10. Команда выбирает номер вопроса, отвечает. В случае правильного ответа на место номера вопроса в таблице вписывается крестик или нолик. В случае неправильного ответа право ответа переходит другой команде. 1. Куда смотрят окна жителя Сахары? (на пустыню) 2. Объясните появление названий «Перцовый берег», «Золотой берег», «Берег Слоновой кости», «Невольничий берег» (шла торговля перцем, золотом, работорговля) 3. О жителе какой области идет речь: «синий призрак», тело закрыто тканью в 2-3 метра, обертывают шею, нос, щеки, голову + синее покрывало на голову? (туарег, житель Сахары) 4. Кто строит хижины из листьев, травы, веток, сгибая ветки в центр? (пигмеи) 5. Почему пингвины – любители холода- обитают на побережье пустыни Намиб? (холодная пустыня) 6. Почему Конго – полноводная, но не судоходная река? (Течет по пересеченной местности, порожистая) 7. Вы в пустыне Намиб. Куда в полдень 22 июня будет направлена ваша тень? (Солнце в зените, тени нет) 8. Африканская страна, выходцы которой – современные пираты (Сомали) 9. Почему зулусы стоят на одной ноге, когда пасут стадо? (Боятся укусов змей) 10. Как коротким путем по морю добраться из Франции в Арабские Эмираты? (Через Суэцкий канал из Средиземного моря в Красное) У: Подсчитываем число крестиков и ноликов, добавляем к командным баллам. | Инди-виду-альная работа Индивидуаль-ная работа в сочета-нии с группо-вой работой Групповая работа Групповая работа Групповая работа | Сравнение объектов географи-ческой карты Называние характерных представите-лей флоры и фауны Африки по их характерным особенностям | Активное участие в решении поставленной задачи Активное участие в решении поставленной задачи Готовность к конструктивной совместной деятельности Принятие решения в группе на основании анализа имеющейся информации Принятие цели коллективной деятельности, коллективное построение действий по ее достижению | Умение слушать, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую Выявление существенных признаков объектов Умение применять полученные знания Выявление дефицита информации, поиск данных, необходимых для решения поставленной задачи. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы | Знание номенклатуры Знание представителей флоры и фауны материка Знание карты, географической номенклатуры |
Этап применения знаний и умений в новой ситуации | У: Попробуем теперь ответить на вопрос: кто прав: Кр. Шапочка или К.Чуковский? Чем интересна Африка? Ответы детей (богатый животный и растительный мир, необычные виды, интересные обряды и традиции, история материка и др.). У: А что опасного подстерегает гостей в Африке? Ответы детей (ядовитые, опасные животные, растения; сложные климатические условия и др.). У: Кто же прав? Д: оба героя. | Фронтальная работа | Обсуждение проблемы, аргументиро-ванные ответы учащихся | Активное участие в решении поставленной задачи. Аргументация своего мнения | Умение обобщать и делать выводы | Выявление существенных признаков географических объектов |
Этап контроля усвоения знаний, коррекция ошибок | У: На партах у вас листочки с небольшим тестом. Выбираете цифры, под которыми даны верные утверждения. Постарайтесь выполнить тест за максимально короткое время. 1. Африка – второй по величине материк 2. Африка пересекается экватором посередине 3. На юго-востоке Африки лежит самый большой остров в мире - Мадагаскар 4. На юго-востоке Африки находятся горы новой складчатости – Драконовы 5. Танганьика – самое длинное озеро в мире 6. В Африке саванна занимает 40% площади материка 7. Туареги – жители саванн 8. Зебры, слоны, жирафы – типичные обитатели саванн Верные ответы – 1, 2, 5, 6, 8. | Инди-видуальная работа | Выполнение теста. Самооценка по образцу | Развитие умения обобщать и выделять главное | Владение навыками самооценки | Выявление существенных признаков географических объектов |
Этап рефлексии | У: А теперь я предлагаю нарисовать в тетради африканский амулетик на память о нашем уроке. На шнурочке мы дорисовываем семена тропических плодов (можно зубы хищника, тропические цветы и др.). Главное – количество этих атрибутов. «5» - все отлично, доволен своей работой на уроке; «4» - справился со всеми заданиями; «3» - работал по образцу, были трудности; «2» - многого не сумел сделать, понадобилась помощь; «1» - не совсем доволен собой, нужно повторить материал. Дети рисуют, по желанию устно рассказывают о своих впечатлениях. | Фронтальная работа | Выполнение рисунка. Аргументация своих ответов | Умение анализировать свои достижения | Владение способами рефлексии. Владение основами самоконтроля и самооценки | |