Организация класса. | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение: внутренняя позиция школьника. Предметные результаты: основы системы научных знаний. | Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих. На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Что в организме выполняет функцию опоры? Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц? Что их доставляет к клеткам мышц? Итак сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Внутренняя среда организма». | Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, Кислород, питательные вещества. |
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определение степени успешности выполнения работы. Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Личностные УУД: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях. | Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?(слайд1)Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. - Что такое среда? Что мы получаем из внешней среды? - Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? - Что составляет внутреннюю среду нашего организма? – -Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды? Итак, тема урока «Кровь и внутренняя среда организма.» (слайд2) -Какова цель и задачи урока? | Определяют цели и задачи урока. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Без воды и кислорода .В жидкой. Совокупность жидкостей. Изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья. |
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья самоопределение, самосознание. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует работу по учебнику и опорным листам (Приложение)слайд 3 Тканевая жидкость (межклеточное вещество)- первый компонент внутренней среды. Лимфа – второй компонент внутренней среды. Кровь – третий компонент внутренней среды. Задание: Составьте схему №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение) компоненты внутренней среды кровь лимфа тканевая жидкость - Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? слайд 4 Гомеостаз – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма Задание: Запишите определение в опорный лист (Приложение) - Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».слайд 6 - Почему же так важно присутствие крови в организме? На какие вопросы еще мы должны ответить чтобы решить эту ситуацию? Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. слайд 7 Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд 7 Нижний слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами. Средний слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Задание: Составьте схему №2 «Состав крови» в опорных листах. (Приложение) кровь плазма компоненты внутренней среды ↓ ↓ ↓ эритроциты лейкоциты тромбоциты Слайд 7 Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! | Сообщение 1. Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся. Сообщение 2. Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в опорных листах: №1 «Компоненты внутренней среды» №2 «Состав крови» |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; планирование работы учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует групп. работу. Задание для всех.: Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. «Плазма крови», слайд 8 - 9 Плазма слайд 8-9 | Прозрачная, слегка желтоватая жидкость Н2О - 90% Минеральные соли: – 0,9% NaCl , соли К⁺, PO4³⁺, Ca²⁺ Белки -7% Жиры – 0,8% Глюкоза - 0,12% ФИБРИНОГЕН CO2 Витамины (К) Пит. в-ва, продукты распада | | | | Свертывание крови | Дополнение учителя слайд 8 гипертонический р-р (способствует оттоку гноя из ран и оказывает антисептическое действие), физиологический р-р, гипотонический (используется в цитогенетических методах для набухания и лизирования клеток). слайд 9 изотонические растворы - хлорида натрия вводят внутривенно для увеличения кровяного давления после больших кровопотерь, для возмещения объема жидкости в организме при сильном обезвоживании (ожоговая болезнь, обильные рвоты и т. п.). Изотонические растворы, приближающиеся по составу, величине рН, буферным и другим свойствам к сыворотке крови, называемые физиологическими растворами, используются в качестве кровезаменителей. Задание для 1гр..: слайд10 Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 2гр.: Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал (Приложение и Интернет) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 3гр.: Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. Название | Состав, строение | Кол-во в 1 мм3 крови | Продолжительность жизни | Место образования | Функции | | | | | | | | Эритроциты красные кровяные тельца слайд 12-14 | Двояковону тые диски Позв. + ядро Млек. - ядро | Ж 4-4,5 млн. М 4,5-5 млн. | 120-130 дней. | Красный костный мозг. | Транспорт О2 к тканям; СО2 – к легким | Дополнение учителя: гемоглобин, оксигемоглобин Нв+4О2= НвО8 НвО8= Нв+4О21.А каким способом эритроцит переносит газы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим строение эритроцита. Он состоит из молекулы- гемоглобина: гем-железо,глобин –белок. Железо и придает красный цвет эритроцитам ,а они в свою очередь крови. Есть такое понятие «голубая кровь», как вы думает это образное литературное высказывание или на самом деле есть такая кровь? Вспомним курс зоологии головоногих моллюсков, вместо железа у них медь, и кровь окрашивает в голубоватый цвет. Гемоглобин активно соединяется как с кислородом, так и с углек.газом. (слайд 13-14) 2. гемоглобин: оксигемоглобин ,карбогемоглобин. Почему в домах с печным отоплением или плохо протопленной бане можно угареть? Что происходит в организме? Работаем самостоятельно. Выполнение задания исследовательского характера. Переведемся в виртуальную лабораторию. (смотрим на слайд 15 ) 1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? Обратите внимание на форму, величину, строение, количество. Зарисуйте 3-4 эритроцита. 2.На каком из микропрепаратов эритроциты лягушки? Зарисуйте 3-4 эритроцита. 3. Результаты занесите в таблицу, на опорных листах. Приложение 2 Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки функция | Название микроп. | Форма клетки | Размер клетки | Нал.ядра | Кол.во 1 мм№ | Дыхательная - транспорт О2 и СО2 | Эритр.челов. | двояковогнутая | 7-8 мкм | - | 4-5 млн. | Дыхательная - транспорт О2 и СО2 | Эритроц. лягушки | Овальная | 21-24 мкм | + | 0,38 млн. | 4.Сделайте вывод, ответив на вопрос. Чья кровь –человека или лягушки- способна перенести больше кислорода за единицу времени, почему? Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее и больше поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объём клетки. | Лейкоциты белые кровяные тельца слайд 15 | Бесцветные, амебовидные с хорошо развитым ядром | 4-8 тысяч. | От нескольких часов до 10 дней. | Красный костный мозг. | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток. | Дополнение учителя: фагоциты, фагоцитоз, лимфоциты, антитела→имунная реакция, И.И. Мечников слайд 16 | Тромбоциты Кровяные пластинки слайд 17 | Безъядерные образования округлой или овальной формы | 200-400 тысяч. | 8-10 суток. | Красный костный мозг. | Свертывание крови Поранение кров. сосуда ↓ Разрушение тромбоцитов ↓ Выделение фермента ↓ Фибриноген превращается в фибрин ↓ Сетка ↓ Сгусток крови | Дополнение учителя: слайд 18 Поранение кров. сосуда Протромбин Т ромбопластин + Са Тромбин Фибриноген Фибрин Сгусток | | Работа ( заполнение таблицы). По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации. Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме и при работе в группе. |
Закрепление и осмысление результатов урока. | | слайд 19 Тест Внутреннюю среду организма образуют: А – кровь, лимфа, тканевая жидкость Б – полость тела В – внутренние органы Г – ткани, образующие внутренние органы 2. Жидкую часть крови называют: А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором 3. Все клетки тела окружает: А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь 4. Из тканевой жидкости образуется: А – лимфа Б – кровь В – плазма крови Г – слюна 5. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител 6. При малокровии в крови уменьшается содержание: А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов 7. Фагоцитоз – это процесс: А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови В – размножения лейкоцитов Г – перемещения фагоцитов в тканя Проверка слайд 20 | Выполнение теста. проверка по ключу. |
Рефлекси | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: умение и знания по теме; объяснение значение понятий: тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз; понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма. | Организует рефлексию. Выставление оценок Что нам удалось установить? – Что нового узнали? – Что было интересным? | |