Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определение степени успешности выполнения работы. Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Личностные УУД: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях. | На прошлом уроке мы начали изучать главу: Внутренняя среда организма. Давайте немного вспомним и проведем фронтальный опрос: Большинство клеток тела не связаны с внешней окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой организма. 1.Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? 2.Что такое гомеостаз ? 3. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль? 4. Назовите, какие среды организма представлены на рисунке цифрами? 5.Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете? 6.Перечислите виды соединительной ткани? Переходим к новой теме. Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Некоторые философы Древней Греции считали её и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что она – один из соков человеческого тела. Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма. Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? Давайте вместе с вами сформулируем тему. Кровь Но не просто кровь, попробуйте ответить ещё и на вопросы: -Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях? -Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? -Почему в первый прием у врача нам назначают сдать анализ крови? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны изучить не просто кровь, а её состав и функции. Открываем тетради , записываем тему. Посмотрите ещё раз на тему урока и ответьте. Какую цель мы должны поставить перед собой? Какие задачи стоят перед нами: (Ладно мы изучим состав и функции крови, а что дальше? Что мы узнаем? Ну и что ,что узнали, а это нам поможет? И где?) А ещё у нас есть проблемные вопросы, на которые мы должны ответить. | Отвечают на вопросы учителя, обосновывают. Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови. Задачи: -Узнать больше о своем организме; -Уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья. -Ответить на проблемные вопросы. |
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья самоопределение, самосознание. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; планирование работы учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ | Работаем самостоятельно. 1.Открываем учебник, Параграф 17, стр 84. Ознакомьтесь с текстом «состав крови». Запишите определение крови и заполните следующую схему. Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы: Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета, состоящая из межклеточного вещества (плазмы) и клеток (эритроцитов,лейкоцитов,тромбоцитов.) Кстати, объём крови у взрослого человека 5-6литров,или 7% от массы тела. 2. Продолжаем индивидуальную работу с учебником. Изучите текст на с. 84 «Плазма крови» и попробуйте дать определение плазмы и заполните схему в тетрадях. Проверим правильность заполнения схемы и введем в нее по необходимости коррективы Плазма- прозрачная, слегка желтоватая жидкость, составляет 60% от общего обьема крови. Состоит из : 1.Н2О - 90% 2.Минеральные соли: – 0,9%, NaCl , соли К⁺, PO4³⁺, Ca²⁺ 3. Белки -7%,жиры – 0,8%,глюкоза - 0,12%,ФИБРИНОГЕН ,CO2,витамины (К) Функции: Свертывание крови, транспорт веществ Мы начинаем заполнение таблицы «Форменные элементы крови», эта таблица дана на опорных листах, которые лежат у вас на столах. Приложение 2 3.Изучите текст с. 84 «Эритроциты», и начинаем заполнение таблицы, только первую строку.(слайд 11 ) Название | Состав,строение | Колич. ( в 1 мм) | Продолжит.жизни | Место образов. | функции | | | | | | | Проверим правильность заполнения таблицы. Название | Состав,строение | Колич. (в 1 мм) | Продолжит.жизни | Место образов. | функции | Эритроциты,красные кровяные тельца | Двояковогнутые диски, Позв+ядро Млек-ядро | 4-5 млн | 120-130 дней | Красн.кост.мозг | Транспорт газов | Дополнение учителя: 1.А каким способом эритроцит переносит газы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим строение эритроцита. Он состоит из молекулы- гемоглобина: гем-железо,глобин –белок. Железо и придает красный цвет эритроцитам ,а они в свою очередь крови. Есть такое понятие «голубая кровь», как вы думает это образное литературное высказывание или на самом деле есть такая кровь? Вспомним курс зоологии головоногих моллюсков, вместо железа у них медь, и кровь окрашивает в голубоватый цвет. Гемоглобин активно соединяется как с кислородом, так и с углек.газом. 2. гемоглобин: оксигемоглобин ,карбогемоглобин. Почему в домах с печным отоплением или плохо протопленной бане можно угареть? Что происходит в организме? Работаем самостоятельно. Выполнение задания исследовательского характера. Переведемся в виртуальную лабораторию. 1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? Обратите внимание на форму, величину, строение, количество. Зарисуйте 3-4 эритроцита. 2.На каком из микропрепаратов эритроциты лягушки? Зарисуйте 3-4 эритроцита. 3. Результаты занесите в таблицу, на опорных листах. Приложение 1 Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки № микропрепар. | Название микроп. | Форма клетки | Размер клетки | Нал.ядра | | Эритр.челов. | | | | | Эритроц. лягушки | | | | 4.Сделайте вывод, ответив на вопрос. Чья кровь –человека или лягушки- способна перенести больше кислорода за единицу времени, почему? Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее и больше поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объём клетки. 4.Изучить текст на «Лейкоциты», и продолжаем заполнение таблицы в опорном листе. Прверяем правильность заполнения таблицы, Название | Состав,строение | Колич. В 1 мм | Продолжит.жизни | Место образов. | функции | Лейкоциты, Белые кровяные тельца | Бесцветные, амебовидные,с ядром | 4-8 тыс | От нескольких часов до 10 дней | Красный костный мозг | защитная | Дополнение учителя: Каким же это образом лейкоциты защищают наш организм? фагоциты, фагоцитоз - И.И. Мечников 5.Изучить текст на с. 86 «Тромбоциты»,и заполните последнюю строку таблицы. Проверим правильность заполнения и внесём коррективы. (слайд 20) Название | Состав,строение | Колич. В 1 мм | Продолжит.жизни | Место образов. | функции | Тромбоциты,кровяные пластинки | Безьядерные образования,овальной формы | 200-400 тысяч | 8-10 суток | Красный костный мозг | свертывание | Дополнение учителя: Как это происходит? Давайте вместе воспроизведем схему образования тромба. Поранение кров. сосуда ↓ Разрушение тромбоцитов ↓ Выделение фермента ↓ Фибриноген превращается в фибрин( в плазме должны содержаться соли кальция,витамин К.) ↓ Сетка ↓ Сгусток крови Давайте посмотрим это наглядно. Каким образом донорская кровь хранится месяцами и почему не сворачивается? Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Учитель: У нас остался ещё один вопрос. Анализ крови. При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований. Анализ крови может быть: Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается. Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.) На группу крови – у человека их 4 группы . На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени. На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см² крови). На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови. На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови. На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови. | заполняют логическую схему. По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации Работа в парах, заполнение таблицы. Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме и при работе в группе. |
Закрепление и осмысление результатов урока. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: умение и знания по теме; объяснение значение понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз; понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма. | Работа с результатами анализа крови: Как мы выяснили, по крови можно определить состояние здоровья человека? На слайде представлен анализ крови пациентов. Сравните данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток. Определите болен пациент или нет, и по возможности поставьте диагноз. Тест (Индивидуальные листы с тестами на парте) 1. Жидкую часть крови называют: А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором 2. Все клетки тела окружает: А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь 3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител 4. При малокровии в крови уменьшается содержание: А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов 5. Фагоцитоз – это процесс: А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови В – размножения лейкоцитов Сегодня на уроке, мы изучили удивительную ткань, внутреннюю среду нашего организма- кровь. Давайте вспомним цель урока, проблемные вопросы и постараемся на них ответить с позиции новых знаний. Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови. Ответить на проблемные вопросы: - Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях? -Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? -Почему в первый прием у врача нам назначают сдать анализ крови | Анализ №1:эритроциты-пониж.гемогл-пониж. Анемия. Анализ №2:лейкоциты-повыш. Воспаление. Выполнение тестов самостоятельно. Взаимопроверка тестов с соседом по парте. Проверка по ключу (слайд 26) Выставление оценок. Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы. |