СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по дисциплине "История" с применение заданий функциональной грамотности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме" Итоги правленияЕкатерины II

 

 

Технологическая карта урока по теме "Итоги правления Екатерины II" с использованием заданий по функциональной грамотности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по дисциплине "История" с применение заданий функциональной грамотности»

Выполнив задания, я проверю, насколько я могу

  • Применять материал по теме в практической деятельности,

  • анализировать и интерпретировать полученные данные, делать выводы, выдвигать гипотезы,

  • проводить анализ, аргументировать и критически мыслить.


Царствование Екатерины II удостоилось от современников и потомков самых противоречивых оценок. Ей писали панегирики и слали проклятия. Не кто иной как Пушкин в одной своей исторической заметке наградил императрицу крепким словцом. Попробуем и мы подвести краткий баланс под ее правлением. «Да посрамит Небо всех тех, кто берется управлять народами, не имея в виду истинного блага государства» , - писала Екатерина в молодости. Результаты ее царствования и вправду были очень внушительны. Екатерина сама любила подсчитывать их. Как-то в 1781 году секретарь императрицы граф Безбородко представил ей каталог ее деяний за 19 лет правления. Оказалось, что устроено губерний по новому образцу – 29, построено городов – 144, конвенций и трактатов заключено – 30, побед одержано – 78, издано важных указов – 88, а указов для облегчения жизни народа – 123. Итого выходит 492 славных дела только за первую половину царствования! Немногие правительства могут похвастать такими же результатами. А ведь к этому надо добавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 миллионов человек, усилила армию, увеличив ее вдвое – со 160 до 312 тысяч солдат. Приняв в начале царствования полусгнивший флот из 21 линейного корабля, она оставила своему преемнику 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Количество фабрик и заводов выросло с 500 до двух тысяч, а сумма государственных доходов при ней увеличилась в 4 раза. Не зря екатерининская Россия представлялась некоторым иностранцам волшебной страной. Теперь об издержках. Из 36 лет царствования Екатерины половина пришлась на войны и бунты. Людские и финансовые потери России были очень велики. Недаром Павел I по своем вступлении на престол назвал Россию «единственною в свете державой, которая находилась 40 лет в несчастном положении истощать свое народонаселение» . Справедливости ради, следует все же сказать, что общее число жителей Российской империи при Екатерине не сократилось, а выросло – да еще как: почти вдвое! К темным сторонам правления Екатерины надо также причислить раздачу почти миллиона государственных крестьян в собственность дворянам и введение крепостного права на Украине. Взятки и неприкрытое воровство фаворитов и должностных лиц достигли при ней баснословного масштаба. И пример в расточительстве подавала сама Екатерина, платившая, бывало, зимой по 500 рублей за 5 огурцов и выделявшая 15 тысяч рублей в год на угли для щипцов придворного парикмахера. Государственный долг России на момент ее смерти превысил три годовых бюджета. Как видите, вынести однозначный исторический приговор Екатерине в самом деле нелегко. Несомненно одно: она высоко подняла национальное достоинство и народную гордость россиян, приучила Россию к победам и мировому лидерству. При Екатерине русские привыкли чувствовать себя первыми людьми Европы. Поэтому заезжая немка и стала в России "матушкой". Удачи.

Задание: прочитав текст, заполните таблицу, используя следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.



V

+

?

Екатерина II- русская правительница

Немецкая принцесса, но любила Россию

После смерти оставила много долгов

Что еще нового появилось в России во время правления Екатерины II?







Оценивание выполненного задания


Компетенция

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации

Тип задания

Знание содержания

Содержание

Распределение информации

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Открытый

Дидактическая единица

История


Оценка выполненного задания



Ответ принимается полностью-2 б

Ответ принимается частично- 1б

Ответ не принимается полностью-0 б

Другой ответ или ответ отсутствует


Задание 2

1. «Громки и велики были дела …, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Она внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами, не насильствуя личной воли».

М. Карамзин


2. «Неверно было бы назвать правление … «золотым веком» русской истории. За фасадом благополучия скрывались и ужасы крепостничества, и фаворитизм, и процветавшее взяточничество».

Е.Анисимов


3. «Одни говорили о том времени с восторженным одушевлением или с умиленным замиранием сердца: блестящий век, покрывший Россию бессмертной всесветной славой ее властительницы, время героев и героических дел, эпоха широкого, небывалого размаха русских сил, изумившего и напугавшего вселенную... По мнению других, вся эта героическая эпопея была не что иное, как театральная феерия, которую из-за кулис двигали славолюбие, тщеславие и самовластие; великолепные учреждения заводились для того только, чтобы прослыть их основательницей, а затем оставлялись в пренебрежении, без надлежащего надзора и радения об их развитии и успехе; вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России».

В.О. Ключевский


Историки по-разному высказываются о времени правления Великой императрицы, кто-то положительно, а кто-то отрицательно.


- Прочтите высказывания о правительнице и ее правлении. С какими из них вы согласны? А с какими нет?

Попробуйте составить свою характеристику Екатерины II








Оценивание выполненного задания


Компетенция

ОК 2.ОК 4

Тип задания

Знание содержания

Содержание

Осмысление информации

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Открытый

Дидактическая единица

История, литература


Оценка выполненного задания



Ответ принимается полностью-2 б

Ответ принимается частично- 1б

Ответ не принимается полностью-0 б

Другой ответ или ответ отсутствует



















Предмет: история


Тип урока: Обобщение пройденного материала

Технологическая карта изучения темы


Преподаватель:

Полякова Т.Д.

Учебная дисциплина

история

Норма времени

2 часа

Тема


Итоги правления Екатерины II

Цели

Педагогические














Учебные


Метапредметные, формирование УУД:

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

  • личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).

  • регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта).


Повторить материал по теме «Россия в правление императрицы Екатерины II»; выявить трудные вопросы, обобщить материал, подготовиться к контрольному тестированию.

Планируемый результат

Предметные:

Знать основные события, даты, определения и персоналии эпохи Екатерины II, культурно-бытовые особенности россиян XVIII века;

Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать текстовые исторические источники этой эпохи, объяснять поступки отдельных исторических лиц и групп, анализировать экономические процессы.

Личностные:
Нравственно-этическая ориентация на основе отношения к пройденной эпохе Российской истории.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные понятия

«Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Предводитель дворянства. Гильдия. Вооруженный нейтралитет.

Межпредметные связи

Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), литературой, философией (значение понятия «просвещенный абсолютизм»), знание основ экономики и психологии (характеристики личности).

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


    1. Артемов, В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования в 2 ч. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 3-е изд., доп.-М., Издательский центр «Академия», 2018


Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). . — М., 2015.Интернет, карты.

Организация пространства

Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

План занятия:

  1. Вводная часть

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    2. Формулирование темы урока.

  2. Основная часть

    1. Ход дискуссии.

    2. Обобщающие выводы.

  3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



ДЕБАТЫ

Технология проведения

Деятельность

обучающихся

Деятельность

преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: сориентировать обучающихся на урок.

Прочитать высказывания о российском правителе.

Организует


Уточняет тематические рамки.

Определить свое отношение к этому правителю.



Регулятивные УУД: оценка


II. Формулирование темы урока, организационный этап цели

Цели:


Разделение по группам согласно личному отношению к правлению Екатерины II.


Объявление темы и целей урока.




Угадать, о каком правителе идет речь, коротко оценить его правление.



Актуализация знаний.


Коммуникативные УУД: планирование;

Познавательные УУД: структурирование знаний, обобщение;

Личностные УУД: целеполагание.

III. Ход дискуссии

Цель: вспомнить основные события правления Екатерины II, выявить личное отношение к правительнице и ее делам

Работа в группах, выступление спикеров, формулирование вопросов.

Организация работы, контроль времени.


Доказать свою точку зрения в отношении к правлению Екатерины II, используя дополнительную литературу, материалы учебника и сети интернет.


Владение историческим материалом заданного периода.

Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД: структурирование знаний, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Личностные УУД: планирование, прогнозирование, оценка.

IV. Обобщающие выводы

Цель: подвести итоги дискуссии.


Выступление с выводами групп, решение судей.


Организация работы, контроль времени.


Обобщить работу группы, сделать выводы.

Судьям правильно оценить выступления групп, подвести итоги.


Вспомнить основные события правления Екатерины II, выявить личное отношение к правительнице и ее делам.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, постановка вопросов.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: подвести итоги урока.

Слушают преподавателя, коротко высказывают мнение об уроке.

Оценить прошедший урок, обобщить мнения учеников, подвести итог, дать домашнее задание.


.

Закрепление познавательных и регулятивных УУД.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция, саморегуляция.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.