Выполнив задания, я проверю, насколько я могу
Применять материал по теме в практической деятельности,
анализировать и интерпретировать полученные данные, делать выводы, выдвигать гипотезы,
проводить анализ, аргументировать и критически мыслить.
Царствование Екатерины II удостоилось от современников и потомков самых противоречивых оценок. Ей писали панегирики и слали проклятия. Не кто иной как Пушкин в одной своей исторической заметке наградил императрицу крепким словцом. Попробуем и мы подвести краткий баланс под ее правлением. «Да посрамит Небо всех тех, кто берется управлять народами, не имея в виду истинного блага государства» , - писала Екатерина в молодости. Результаты ее царствования и вправду были очень внушительны. Екатерина сама любила подсчитывать их. Как-то в 1781 году секретарь императрицы граф Безбородко представил ей каталог ее деяний за 19 лет правления. Оказалось, что устроено губерний по новому образцу – 29, построено городов – 144, конвенций и трактатов заключено – 30, побед одержано – 78, издано важных указов – 88, а указов для облегчения жизни народа – 123. Итого выходит 492 славных дела только за первую половину царствования! Немногие правительства могут похвастать такими же результатами. А ведь к этому надо добавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 миллионов человек, усилила армию, увеличив ее вдвое – со 160 до 312 тысяч солдат. Приняв в начале царствования полусгнивший флот из 21 линейного корабля, она оставила своему преемнику 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Количество фабрик и заводов выросло с 500 до двух тысяч, а сумма государственных доходов при ней увеличилась в 4 раза. Не зря екатерининская Россия представлялась некоторым иностранцам волшебной страной. Теперь об издержках. Из 36 лет царствования Екатерины половина пришлась на войны и бунты. Людские и финансовые потери России были очень велики. Недаром Павел I по своем вступлении на престол назвал Россию «единственною в свете державой, которая находилась 40 лет в несчастном положении истощать свое народонаселение» . Справедливости ради, следует все же сказать, что общее число жителей Российской империи при Екатерине не сократилось, а выросло – да еще как: почти вдвое! К темным сторонам правления Екатерины надо также причислить раздачу почти миллиона государственных крестьян в собственность дворянам и введение крепостного права на Украине. Взятки и неприкрытое воровство фаворитов и должностных лиц достигли при ней баснословного масштаба. И пример в расточительстве подавала сама Екатерина, платившая, бывало, зимой по 500 рублей за 5 огурцов и выделявшая 15 тысяч рублей в год на угли для щипцов придворного парикмахера. Государственный долг России на момент ее смерти превысил три годовых бюджета. Как видите, вынести однозначный исторический приговор Екатерине в самом деле нелегко. Несомненно одно: она высоко подняла национальное достоинство и народную гордость россиян, приучила Россию к победам и мировому лидерству. При Екатерине русские привыкли чувствовать себя первыми людьми Европы. Поэтому заезжая немка и стала в России "матушкой". Удачи.
Задание: прочитав текст, заполните таблицу, используя следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
V | + | — | ? |
Екатерина II- русская правительница | Немецкая принцесса, но любила Россию | После смерти оставила много долгов | Что еще нового появилось в России во время правления Екатерины II? |
Оценивание выполненного задания
Компетенция | ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации |
Тип задания | Знание содержания |
Содержание | Распределение информации |
Контекст | Личностный |
Когнитивный уровень | Средний |
Тип вопроса | Открытый |
Дидактическая единица | История |
Оценка выполненного задания
Ответ принимается полностью-2 б Ответ принимается частично- 1б | Ответ не принимается полностью-0 б Другой ответ или ответ отсутствует |
Задание 2
1. «Громки и велики были дела …, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Она внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами, не насильствуя личной воли».
М. Карамзин
2. «Неверно было бы назвать правление … «золотым веком» русской истории. За фасадом благополучия скрывались и ужасы крепостничества, и фаворитизм, и процветавшее взяточничество».
Е.Анисимов
3. «Одни говорили о том времени с восторженным одушевлением или с умиленным замиранием сердца: блестящий век, покрывший Россию бессмертной всесветной славой ее властительницы, время героев и героических дел, эпоха широкого, небывалого размаха русских сил, изумившего и напугавшего вселенную... По мнению других, вся эта героическая эпопея была не что иное, как театральная феерия, которую из-за кулис двигали славолюбие, тщеславие и самовластие; великолепные учреждения заводились для того только, чтобы прослыть их основательницей, а затем оставлялись в пренебрежении, без надлежащего надзора и радения об их развитии и успехе; вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России».
В.О. Ключевский
Историки по-разному высказываются о времени правления Великой императрицы, кто-то положительно, а кто-то отрицательно.
- Прочтите высказывания о правительнице и ее правлении. С какими из них вы согласны? А с какими нет?
Попробуйте составить свою характеристику Екатерины II
Оценивание выполненного задания
Компетенция | ОК 2.ОК 4 |
Тип задания | Знание содержания |
Содержание | Осмысление информации |
Контекст | Личностный |
Когнитивный уровень | Средний |
Тип вопроса | Открытый |
Дидактическая единица | История, литература |
Оценка выполненного задания
Ответ принимается полностью-2 б Ответ принимается частично- 1б | Ответ не принимается полностью-0 б Другой ответ или ответ отсутствует |
Предмет: история
Тип урока: Обобщение пройденного материала
Технологическая карта изучения темы
Преподаватель: | Полякова Т.Д. |
Учебная дисциплина | история |
Норма времени | 2 часа |
Тема | Итоги правления Екатерины II |
Цели Педагогические Учебные | Метапредметные, формирование УУД: коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей). регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта). Повторить материал по теме «Россия в правление императрицы Екатерины II»; выявить трудные вопросы, обобщить материал, подготовиться к контрольному тестированию. |
Планируемый результат | Предметные: Знать основные события, даты, определения и персоналии эпохи Екатерины II, культурно-бытовые особенности россиян XVIII века; Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать текстовые исторические источники этой эпохи, объяснять поступки отдельных исторических лиц и групп, анализировать экономические процессы. Личностные: Нравственно-этическая ориентация на основе отношения к пройденной эпохе Российской истории. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. |
Основные понятия | «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Предводитель дворянства. Гильдия. Вооруженный нейтралитет. |
Межпредметные связи | Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), литературой, философией (значение понятия «просвещенный абсолютизм»), знание основ экономики и психологии (характеристики личности). |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Артемов, В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования в 2 ч. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 3-е изд., доп.-М., Издательский центр «Академия», 2018 Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). . — М., 2015.Интернет, карты. |
Организация пространства | Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа |
План занятия:
Вводная часть
Мотивация к учебной деятельности.
Формулирование темы урока.
Основная часть
Ход дискуссии.
Обобщающие выводы.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
ДЕБАТЫ
Технология проведения | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: сориентировать обучающихся на урок. | Прочитать высказывания о российском правителе. | Организует Уточняет тематические рамки. | Определить свое отношение к этому правителю. | | Регулятивные УУД: оценка |
II. Формулирование темы урока, организационный этап цели Цели: | Разделение по группам согласно личному отношению к правлению Екатерины II. | Объявление темы и целей урока. | Угадать, о каком правителе идет речь, коротко оценить его правление. | Актуализация знаний. | Коммуникативные УУД: планирование; Познавательные УУД: структурирование знаний, обобщение; Личностные УУД: целеполагание. |
III. Ход дискуссии Цель: вспомнить основные события правления Екатерины II, выявить личное отношение к правительнице и ее делам | Работа в группах, выступление спикеров, формулирование вопросов. | Организация работы, контроль времени. | Доказать свою точку зрения в отношении к правлению Екатерины II, используя дополнительную литературу, материалы учебника и сети интернет. | Владение историческим материалом заданного периода. | Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: структурирование знаний, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные УУД: планирование, прогнозирование, оценка. |
IV. Обобщающие выводы Цель: подвести итоги дискуссии. | Выступление с выводами групп, решение судей. | Организация работы, контроль времени. | Обобщить работу группы, сделать выводы. Судьям правильно оценить выступления групп, подвести итоги. | Вспомнить основные события правления Екатерины II, выявить личное отношение к правительнице и ее делам. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, постановка вопросов. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: подвести итоги урока. | Слушают преподавателя, коротко высказывают мнение об уроке. | Оценить прошедший урок, обобщить мнения учеников, подвести итог, дать домашнее задание. | . | Закрепление познавательных и регулятивных УУД. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. |