2. Проверка домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. Слайд №1 – титульный. Слайд №2 -Ребята. проверка выполнения домашнего задания пройдет в 2 вариантах: первый - в форме игры файнворд, смысл которой состоит в поиске слов, которые запрятаны в тексте. Все буквы слова идут в подряд в любом направлении, кроме диагонали. Есть лишние буквы. Вы должны найти 8 слов по теме «Реки», объяснить значение найденного слова и показать по карте объект гидросферы (если это возможно по отгаданному слову); второй - компьютерное тестирование по теме домашнего задания (5 человек). Есть желающие пройти тест на компьютере? Отбирает желающих пройти тест на компьютере и организовывает их очередность. -Все остальные работают фронтально. У каждого на столе есть оценочная карта урока. Не забываем вносить в нее свои результаты по разным видам деятельности на уроке. Слайд №3. -Итак, начинаем проверку. Проводит игру файнворд. -Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Реки». Не забывайте заполнять оценочный лист. | Слушаю информацию о способах проверки домашнего задания. 5 учащихся проходят тестирование на компьютере. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через игру файнворд. Заполняют оценочный лист. | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | –А сейчас вы все вместе попробуете сформулировать тему сегодняшнего урока, отгадав две загадки. Слайд №4. Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, оправа зеленая. Правильно – озеро. Не море и не земля. Корабли не плавают И ходить нельзя. Правильно – болото. -Как сформулируем тему урока? -Какую цель и задачи вы поставите перед собой на уроке? Что мы должны сегодня узнать нового? -Каким образом можно достичь выполнение поставленных задач? -Итак, тема урока определена – «Озера и болота», приступаем к работе. -Что вы уже знаете об озерах? -Молодцы, оказывается вы уже достаточно знаете об озерах. | Принимают по форме и содержанию ситуации обучение и предъявления учебной задачи. Отгадывают загадки. Формулируют тему урока, цель и задачи. Тему урока записывают в тетрадь. Намечают план работы по достижению поставленных задач. Высказывают свои мысли опираясь на свой жизненный опыт. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Определять свое отношение к природной среде (П). |
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. Создание проблемной ситуации. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных заданий. Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. | -А теперь те, кто хоть однажды видел озеро, попытайтесь сформулировать определение понятию «озеро». Слайд №5 Обобщает все высказывания учащихся и подводит их к определению понятия. -А чем озеро отличается от моря? От реки? От пруда? -Молодцы, ребята, плодотворно поработали. -А вот вам еще один вопрос: чем озёра отличаются друг от друга? -Все ваши ответы правильные, но есть еще признаки, по которым можно классифицировать озера: по сточности и способу образования озерной котловины. -Ребята, как вы думаете, что называется озерной котловиной? Слайд №6. -Есть разные типы озерных котловин и вы сейчас с ними познакомитесь, работая в парах. -Каждая пара получит один способ образования озерной котловины и познакомится с ним детально, заполнив одну строку в таблице по своему виду озерной котловины. -Затем расскажет всему классу о том, что узнали самостоятельно с помощью учебника и раздаточного материала. Все остальные ученики на основе услышанного рассказа, заполняют таблицу. -Время на работу в парах – 3 минуты. Слайд №7. Тип озерной котловины | Механизм образования | Примеры озер | В разломах земной коры | | | В прогибах земной коры | | | В результате просадки грунта | | | В старых руслах рек | | | В кратерах потухших вулканов | | | В результате работы древнего ледника | | | В результате камнепада в горах | | | Остатки древних морей | | | -Все отлично поработали, следуем дальше по намеченному плану. А сейчас я всех прошу открыть учебник на стр. 110 и прочитать раздел «Какая вода в озерах?». После этого задам вам задание. Время – 2 минуты. Слайд №8. -Внимание! Вопрос! -В пустыне Сахаре (Африка) есть озеро Чад. В него впадает река Шари. Озеро бессточное, а вода в нем пресная. Как вы можете объяснить это несоответствие? -Можно открыть атлас стр. 12. Выводит на экран запись, которая помогает учащимся осознать, что же именно вызвало затруднение. Слайд №9. О тсутствие поверхностного стока | | Соленая вода в озере | Н аличие поверхностного стока | | Пресная вода в озере | Отсутствие поверхностного стока | ? | Практически пресная вода в озере | -Ребята. выскажите предположения о том, как, помимо поверхностного, может осуществляться сток в озере Чад? Подтверждает гипотезу учащихся: возможно существует временный сток из озера в период дождей, возможен временный или постоянный подземный сток, возможно и то и другое вместе. Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в озёрах. Слайд №10. -В атлас на стр. 12 нашли озёра Чад и Виктория. Обратите внимание как показана береговая линия этих озер? Как вы это можете объяснить? -Ребята, а кто знает, как отличить по карте соленое и пресное озера? -Для подтверждения или опровержения ваших предположений откройте атлас на стр. 35 и посмотрите условные знаки. Слайд №11. -На карте России стр. 18-19 найдите примеры соленых и пресных озер. Где чаще всего встречаются соленые озера, какую закономерность вы увидели на карте? (можно воспользоваться климатической картой на стр. 22-23)? Слайд №12. -Все активно поработали умственно, а сейчас переключимся на физические упражнения для снятия напряжения с мышц под песню «Если весело живется – делай так». Включает музыкальный файл и проводит физкультминутку. Слайд №13. -Ребята, как вы думаете, может ли озеро со временем превратиться в болото? -А что такое болото? -Как болота обозначают на карте? -Назовите «+» и «-» болота? -Найдите в учебнике на стр. 111 определение понятию «многолетняя мерзлота». -Как многолетняя мерзлота влияет на образование болот? Слайд №14. -Молодцы, а сейчас поработаем микрогруппах по 3 человека (8-10 групп в зависимости от численности класса). Каждой группе будет дано проблемное задание по теме урока. Ваша задача предложить способ решения проблемы. Затем представители команд озвучат найденный способ решения своей проблемы. Время для работы – 5 минут. (Проблемные задания смотреть в приложении). Осуществление тайм-менеджмента и недоменантной коррекции коммуникативного процесса во время групповой работы. Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения проблемной задачи. -Время истекло. Группы представляют своё решение проблемного задания. Время на выступление каждой группе – 1 минута. | Пытаются сформулировать определение понятию «озеро»: -вода в углублении; -много воды в углублении на суше; -это природный водоем на суше в углублении. Записывают определение понятия в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя, размышляя об отличиях этих объектов гидросферы. Включаются в диалог с учителем, предлагают варианты ответов: -по глубине; размерам; -соленые и пресные; наземные и подземные. Отвечают на вопрос. Работают в парах: осуществляют поиск решения учебной задачи. Представители пар предъявляют свои результаты работы по заданию. Фиксируют ответы групп в таблицу. На слайде появляются правильные ответы и учащиеся проводят самооценку в оценочном листе. Открывают учебник на стр. 110 и знакомятся с отрывком §33 «Какая вода в озерах?» Выделяют главную информацию. Испытывают интеллектуальное затруднение из-за разрыва между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи. Осмысливают, что вызвало затруднение с помощью схемы. Выдвигают гипотезу: отсутствие поверхностного стока из озера Чад, должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует. Предполагают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, также не только постоянным, но и временным в период разлива озера. Находят на карте о. Чад и Виктория и определяют, что береговая линия озера Виктория показана сплошной линией, а у озера Чад – точками. Пытаются объяснить этот факт. Высказывают предположения. Приводят примеры озер и определяют закономерность: чаще всего соленые озера встречаются во внутренних районах страны, на юге, где засушливый климат. Выполняют упражнения под музыку с учителем. Размышляют, делают предположения, дают определение понятию «болото» по схеме. Вспоминают условный знак «болото» из курса 5 класса. Знакомятся с понятием «многолетняя мерзлота». Выдвигают предположения. Слушают информацию о порядке работы в группах, получают групповое задание. Проводят коллективное исследование, осуществляют поиск решения проблемной задачи внутри группы, закрепляют правила учебного сотрудничества. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Предъявляют групповое решение проблемы, аргументируя свой ответ. Заполняют оценочный лист. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 15. Осуществлять самоконтроль (Р). 16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. | Организует проверку новых знаний (фронтально). Слайд №15-18. 1). Решаем задание из ВПР: по каким предложениям можно сделать вывод о видах озёр? Назовите номера предложений. (1) Озеро — водоём суши, расположенный в природном углублении, называемым котловиной. (2) Если озеро образовалось в котловине, связанной с деятельностью ледника, его называют ледниковым; в разломе земной коры — тектоническим; в кратере потухшего вулкана — вулканическим. (3) Самое большое озеро в мире — Каспийское море-озеро; самое глубокое — озеро Байкал. (4) Во влажном климате преобладают пресные озёра, а в засушливом — солёные. (5) Самым солёным озером на планете является Мёртвое море. (6) Озёра, в которые впадают одни реки и берут начало другие реки, называются сточными, а озёра, из которых отсутствует речной сток, — бессточными. 2). По рисункам определить происхождение озерных котловин (см. слайд). 3). Назовите озера, имеющие мировые рекорды (самые-самые). 4). По рисунку рассказать об озере Байкал. | Выполняют упражнения на применение знаний и умений в измененных условиях. Самопроверка. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 2. Сформированность ответственного отношения к учению (Л). 3. Доброжелательное отношение к другому человеку (Л). 4. Освоенность правил поведения в обществе (Л). 5. Определять условия для выполнения учебной и познавательной задачи (Р). 6. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата (Р). 7. Определять свое отношение к природе (воде) (П). 8. Умение слушать и вступать в диалог (К). |
6. Этап рефлексии. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом, и продолжить предложения. Подведение итогов. сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… урок дал мне для жизни… мне захотелось... меня особенно удивило то, что… -Ребята, а где и как можно применять полученные знания? Аргументирует выставленные отметки, подводит итог урока словами поэтессы Э. Огнецвет: Слайд №19. Пусть на Земле не умирают озёра и реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. | Рефлексия по поводу формы и содержания урока, определяют степень соответствия цели и результатов своей деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока. Самооценка. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |