Тема учебного раздела: Площадь
Место урока в теме: 1 урок по теме «Площадь треугольника»
Продолжительность: 40 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: геометрия, 9 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: А.В.Погорелов. Геометрия 7-9 класс (ФГОС)
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Площадь треугольника».
Оборудование и средства обучения: раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы
Формы организации труда: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 9 классе я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике (геометрии).
Основные понятия урока: Прямоугольный треугольник, произвольный треугольник, площадь треугольника, параллелограмма, прямоугольника, катеты треугольника, высота и основание треугольника, параллелограмма. Понятие площади и её свойства, равновеликие фигуры.
Дидактическая цель урока: создать условия для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольников, и их применения в процессе решения задач.
Задачи урока:
Образовательные:
способствовать формированию понятий «площади треугольника»;
сформировать навыки применения формул при решении практической и исследовательской работ.
Развивающие:
продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету;
способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, мышления, внимания
Воспитательные:
способствовать воспитанию чувства само- и взаимоуважения, чувства товарищества;
способствовать развитию сотрудничества при работе в классе;
воспитывать уверенности в себе, мотивацию к обучению
Здоровье сберегающий аспект урока:
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- создание ситуации успеха на уроке;
- физкультминутка для снятия усталости.
План урока.
Организационный момент. (проверка готовности к уроку)
Актуализация опорных знаний учащихся. Решение задач на готовых чертежах с целью закрепления формулы для площади параллелограмма.
Целеполагание. Мотивация. Постановка проблемной ситуации
Изучение нового материала. Практическая работа . Решение проблемной ситуации
Физкультминутка.
Закрепление и применение изученного. Работа с учебником (решение заданий).
Применение знаний в новой ситуации. формулы на итоговой аттестации учащихся.
Итогово - оценочный. Домашнее задание.
Рефлексия.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Техноло-гии, приме-няемые на уроке | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты |
предметные | УУД | личностные |
Проблем-ного обучения, информационно- коммуни-кативные техноло-гии | По какой формуле можно вычислить площадь треугольника? Как найти площадь прямоугольного треугольника? | устная работа, работа в паре, работа с текстом учебника, работа у доски, фронтальная работа с классом. | ПРЕДМЕТНЫЕ ученик научится находить площадь треугольника; ученик получит возможность применять полученные знания при решении задач с практическим содержанием. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ученик научится определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии с известными правилами; ученик получит возможность научиться элементам волевой саморегуляции, мобилизации сил к преодолению препятствий. | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других, умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: работать по составленному плану, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Формирование познавательного интереса к изучению нового; проявление способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений ученик получит возможность контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности |
Технологическая карта урока
Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
1-й этап. Организационный момент. Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности. |
Приветствие Проверка готовности учащихся к уроку Настрой учащихся на работу. | Активное слушание, взаимодействие с учителем. | Ф | П. Формулирование собственных ожиданий. Р. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать мыслительные операции. |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Площади многоугольников». Для успешной работы нам необходимо с вами повторить ранее полученные знания, которыми мы будем использовать сегодня на уроке. Предлагает повторить определение площади, свойства площадей фигур; формулы площадей изученных многоугольников Организует самостоятельную работу, 1 Самостоятельная работа на карточке состоит из двух частей На ней даны 10 вопросов 13-го задания из открытого банка подготовки к экзамену. Листочек подпишите. Ваша задача выбрать верные высказывания и записать № этих высказываний в ответе. 2 мин Диагонали квадрата делят его углы пополам. Если один из углов параллелограмма равен 600, то противоположный ему угол равен 1200. Площадь ромба равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними. Площадь ромба равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне. В треугольнике против меньшей стороны лежит больший угол. Диагонали параллелограмма равны. Площадь прямоугольника равна произведению двух его противоположных сторон. Если диагонали ромба равны 3 и 4, то его площадь равна 6. 9 Диагонали квадрата равны. 10 Диагонали параллелограмма делят его углы пополам. Ответ:13489 2. Решите задачи из открытого банка заданий. 3 мин Поменялись листочками. Посмотрим на экран и проверим ваше решение. (Слайд1) | Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений. Решают задачи по готовым чертежам. Все включаются в работу. решают предложенные задания на нахождение площади фигур. Объясняют, почему воспользовались той или иной формулой для нахождения площади Учащиеся оценивают работу друг друга | Ф И | П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, анализ объектов с целью применения к ним формул. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения. Р. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
3-й этап. Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации. |
На следующем слайде фигуры треугольники А как найти площадь. Пока не знаем(слайд 6 ). Обеспечивает мотивацию учения школьников и принятие ими целей урока: предлагает решить жизненную задачу на нахождение площади четырёхскатной крыши беседки, имеющую форму треугольника Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы. Просит учащихся сформулировать тему и цели урока (слайды 4) Постановка проблемы: как найти площадь треугольника? | Оценивают недостаточность знаний для нахождения площади треугольника. Формулируют тему, ставят цель урока. Выявляют место затруднения. Проговаривают причину. | Ф | П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ; умение формулировать проблему. Л. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию К. Формулировать и высказывать собственное мнение, умение определять общую цель и пути её достижения. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществление целеполагания. |
4-й этап. Изучение нового материала. Практическая работа. Решение проблемной ситуации. Цель этапа: вывести (получить) формулу для вычисления площади треугольников (прямоугольного и произвольного). |
1. Организует исследование (практическую работу). Подводит к выводу формулы прямоугольного и произвольного треугольников с помощью наводящие вопросов. Помогает учащимся в решении поставленной проблемы. У вас на парте лежит лист прямоугольной формы. Возьмите его, проведите диагональ и разрежьте его по диагонали на две фигуры. - Назовите, какие геометрические фигуры у вас получились? Треугольники. - Какие это треугольники? Треугольники прямоугольные. - Почему? Докажите. Треугольник называется прямоугольным, если он имеет прямой угол. А т.к. треугольники получены из прямоугольника, то они содержат прямой угол. - Что еще можно сказать об этих треугольниках? Треугольники равны. - Почему вы думаете, что треугольники равны? Они совпадают при наложении друг на друга, следовательно, они равны. - Что можно сказать о площадях равных фигур? Площади равных фигур равны. Давайте рассуждать. Мы умеем находить площадь прямоугольника S = a ·b. А как, зная это, найти площадь треугольника? Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2. (слайд с формулой) Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике? Катеты, гипотенуза. Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов. В тетрадях начертили прямоугольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника. Устно: Вычисление площади прямоугольного треугольника, катеты которого равны 2 см и 5 см (5см2 ); 4 дм и 15 дм (30дм2); 12 м и 10 м (60м2) . (слайды 7) 2.Организует вывод формулы площади произвольного треугольника. В этом нам поможет параллелограмм. Так же, как и прямоугольником проделаем и с параллелограммом. Вывод: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. В тетрадях начертили произвольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника (слайды 8, 9) Устно: - Найдите площадь треугольника, если а (основание), a h (высота) 5см и 4см (10см 2), 8 дм и 5 дм ( 20 дм2), 11м и 20м (110м2) . (слайды10) | Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради. Взаимодействуют с учителем, отвечают на его вопросы в ходе выполнения практической работы; записывают в тетради информацию по ходу выполнения данной работы Все включаются в работу. | ФИ | П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
5-й этап. Физкультминутка. Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся. |
Физкультминутка. (Минута отдыха.) Представьте себя в роли какой не будь геометрической фигуры (прямоугольник, треугольник или окружность). Начертите в пространстве с помощью головы ту фигуру, которую представили, потом с помощью правой руки, с помощью двух рук, с помощью левой ноги. Если вы прямоугольник, то вы трудолюбивый и ответственный человек. Если вы треугольник, то вы решительны и немного вспыльчивы. А если вы окружность, то вы мягкий и добрый человек. | Выполняют гимнастику. | | |
6-й этап. Закрепления и применения изученного. Цель этапа: при решении задач отработать применение формулы для вычисления площади треугольника |
Организует решение упражнений из учебника: Решить задачу (один решает у доски с комментированием, остальные - в тетрадях.) (Слайд 11 | Один решает у доски с комментированием, остальные в тетрадях. Индивидуальное решение с последующей проверкой. | Ф И | П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепочки рассуждений. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. |
7-й этап. Применение знаний в новой ситуации . Цель этапа: умение применить знания в новой ситуации. |
Учащимся предлагаются задания из вариантов ОГЭ для работы в парах. Учитель демонстрирует слайды презентации, координирует работу обучающихся, консультирует их. (Слайд 12) Решение задач на клетчатой бумаге. | Выстраивают систему аргументов для убеждения, продумывают ответы и обсуждают их с соседом по парте. Сравнивают свое решение с образцом, находят и исправляют ошибки. | П И | П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Взаимодействуют с соседом по парте, учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассником. Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный. Происходит восприятие, осмысление, запоминания материала. |
8-й этап. Итогово - оценочный. Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке. |
Мотивирует обучающихся к самоанализу деятельности и проектированию дальнейшего продвижения в изучении темы. Организует обсуждение достижений, решается ранее поставленную проблему. Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы. (слайд 10) 2. Подводит итоги урока. (слайд 11) 3. Формулирует домашнее задание. Даёт пояснения по его выполнению. (слайд 12) | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы. Оценивает каждый сам себя. Записывают домашнее задание в дневник | Ф | П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Разрешение конфликтов. Р. Прогнозирование, волевая саморегуляция. Л. Личностное самоопределение, смыслообразование. |
9-й этап. Рефлексия учебной деятельности. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Мне все понятно. - Мне не все понятно. - Я не все понял и допускал ошибки (слайд 13) | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самооценку | Ф | П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свои мысли; учёт разных мнений. Р. Самооценка на основе критерия успешности Л. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |
Примечание к таблице:
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):
П – познавательные
Л – личностные
К – коммуникативные
Р – регулятивные
Презентация к уроку.
Слайд 1.
Геометрия 8класс
Слайд 2.
ВЕРНО ЛИ, ЧТО.
Площадь параллелограмма равна произведению его сторон
2. Катет, противолежащий углу в 300 равен половине гипотенузы
3. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 900
4. Равные многоугольники имеют равные площади
5. Чтобы найти площадь квадрата, надо его сторону умножить на 4
Слайд 3.
S=a² S=ab P=4a P=2(a+b)
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Задача: Решили сын с отцом своими руками построить беседку с четырёхскатной крышей. Составили проект, рассчитали необходимое количество бруса, а вот сколько нужно черепицы для крыши, посчитать затрудняются. Подсчитайте сколько нужно купить пачек черепицы, если в одном пакете 3м2 черепицы.
Слайд 7. Тема урока «Площадь треугольника»
Слайд 8.
Цель урока:
Вывести формулу для нахождения площади треугольника.
Научиться решать задачи, используя эту формулу.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11
Итоги урока:
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов.
Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Слайд 12.
Домашнее задание.
п.52 (прочитать, доказать теорему ) № 468(а,в)
Для дополнительной оценки: Решу ОГЭ (Тема 17, 18 площадь треугольника)
Слайд 13.
Рефлексия.