Задание 3. Составить технологическую карту урока.
Название этапа | Время, отведенное на этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Мотивационный этап | 3 мин | - Здравствуйте, ребята! - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Какой у нас урок? Чтобы узнать, чему будет посвящён сегодняшний урок, давайте отгадаем ребус, который поможет нам определить тему урока. - На экране появляется ребус (Информация).  | - Здравствуйте! Обучающиеся приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность рабочего места. -Информатика. Обучающиеся отвечают на вопрос учителя (в ребусе загадано слово информация). -Пробуют сформулировать тему урока (Информация). | Р- полная готовность учащихся и оборудования, быстрое включение учащихся в ритм. Л - психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение. |
II. Актуализация знаний | 4 мин | -Мы часто будем работать на компьютере. Поэтому давайте познакомимся с техникой безопасности при работе на компьютере и правилах поведения в компьютерном классе. -Откройте учебник на странице13-14. - Теперь вы знаете правила работы на компьютере и должны соблюдать их, чтобы не навредить ни себе, ни компьютеру. - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием, без которого не может обойтись ни один человек, живущий в современном обществе. Речь пойдет об информации. -Человек видит, слышит, чувствует, приобретает знания от учителя, сведения из книг, узнает новости по телевизору, радио, от людей, с которыми общается. Что при этом человек получает? - Как вы думаете мире много информации? | Знакомятся с техникой безопасности при работе на компьютере и правилах поведения в компьютерном классе.  Предполагаемые ответы обучающихся: - Человек получает информацию. -В мире очень много информации. | П- структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка. К - ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. |
III. Затруднение | 4 мин | – Каждый день вы узнаете что-то новое, чего не знали раньше, т.е. получаете информацию. -Ребята как вы думаете, так что же такое информация? (учебник стр. 5) - При помощи чего человек получает информацию? - Учитель показывает два стакана с веществами и предлагает ответить на вопрос, как мы получаем информацию. Глядя на стаканы надо узнать, что находится внутри. - Учитель показывает обучающимся два стакана, в одном стакане соль, а в другом сода. -Я вижу, что вы испытываете трудности, чтобы узнать, что находится в стаканах. -Чтобы понять, что находится в стаканах, учитель предлагает одному из учащихся потрогать предмет. - Давайте попробуем понюхать содержимое. - Так при помощи чего человек получает информацию? (при помощи своих органов чувств). - Чтобы понять, что за вещества у нас в стаканах мы с вами использовали свои органы чувств. - Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на осязательные ощущения и 7% составляет слуховая, 3% - обонятельная, вкусовая информация. | Ребята отвечают на вопросы учителя: - Информация - это знания, сообщения, сведения, которые человек получает из окружающего мира. -при помощи своих органов чувств. -Ребята пытаются понять, что находиться в коробке.
Обучающиеся делают вывод, что вещества различаются, одно вещество мягче на ощупь (сода более мягкая на ощупь). Обучающиеся делают вывод, что два вещества не имею запаха, значит они не отличатся по запаху. - Человек получает информацию при помощи своих органов чувств. | Регулятивные: – развитие умения формулировать определения . К-ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. Л-развитие логического мышления. |
IV. План выхода | 5 мин | 1. Ситуация (эксперимент). 2. Теоритические сведения. 3. Беседа в форме фронтального опроса. 4. Выполнение задания 1. 5. Самостоятельная работа (тест) 6. Обобщение пройденного материала. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов. Рефлексия. | | |
V. Выход из этого затруднения | 10 мин | -Ребята, так что же такое информация? -Давайте откроем учебник на странице 5 и вместе прочитаем определение. -Какие вы знаете виды информации? -Мы уже с вами узнали при помощи чего человек получает информацию. С помощью какого органа чувств человек получает информации больше всего? - Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? - Для получения более точной информации человек использует различные устройства и приборы. Вспомни их название и назначение. -Какая бывает информация по форме представления?Давайте рассмотрим таблицу в учебнике (стр.7-8) и запомним её. -Назови действия с информацией. - Поиск информации, хранение информации, обработка информации, передача информации – это информационные процессы. -Знаете ли вы, какая наука изучает информационные процессы? | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя: Информация - это знания, сообщения, сведения, которые человек получает из окружающего мира. - С помощью зрения. -нет - Рассматривают рисунки, называют инструменты и их назначение; - Работа с учебником, называют текстовую, графическую, числовую, звуковую, видео информацию - Поиск информации, хранение информации, обработка информации, передача информации. -Инфоратика. | Р- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. П– извлечение необходимой информации из текста книги и презентации. Л– развитие внимания, зрительной памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения К–развитие диалогической речи |
VI. Первичное закрепление нового знания | 4 мин | - Ребята, посмотрите на экран, давайте подумаем и заполним таблицу. Вид информации | Чувство | Орган | Зрительная | Зрение | Глаза | Звуковая | | | Вкусовая | | | Обонятельная | | | Осязательная | | | - Теперь мы можем ответить на вопрос, какая бывает информация в зависимости от того, как мы её воспринимаем. | Обучающиеся выполняют задание в тетради, сначала самостоятельно, затем проверяется совместно с учителем Вид информации | Чувство | Орган | Зрительная | Зрение | Глаза | Звуковая | Слух | Уши | Вкусовая | Вкус | Язык | Обонятельная | Обоняние | Нос | Осязательная | Осязание | Кожа | | П- выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Л- формирование умений систематизации объектов; |
VII. Самостоятельная работа | 5 мин | -Ребята, теперь у нас самостоятельная работа. Каждый из вас должен решить тест, а потом мы с вами вместе проверим.(решают в тетради, у каждого нас столе лежит тест). Тест к уроку 1. Дайте самый полный ответ. Информация – это… А. сведения об окружающем нас мире Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей В. прогноз погоды Г. то, что печатают в газете 2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации. А. глаза Б. уши В. кожа Г. нос Д. язык 3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это… А. числовая информация Б. текстовая информация В. звуковая информация Г. видеоинформация Д. графическая информация 4. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к… А. числовой информации Б. текстовой информации В. графической информации Г. звуковой информации Д. видеоинформации Вариант № зад. | 1 | №1 | А | №2 | А | №3 | Д | №4 | Г |
| Обучающиеся выполняют тестовую самостоятельную работу, которая потом вместе проверяется. | Л- Формирование и развитие аналитического мышления, развитие способности определять функцию объекта по его внешним свойствам Формирование представления о разных способах получения информации К: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
VIII. Включение в систему знаний и умений | 2 мин | - Сегодня на уроке мы обобщили знания о том, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию. -Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями. -Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный? Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый? Как узнаем, громко играет музыка или тихо? Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают с помощью различных органов и при этом каналы получения информации тоже имеют свое название. И это все называется информацией. | Отвечают на вопрос учителя: потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом. | П: -построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
IX. Рефлексия | 3 мин | -Запишем домашнее задание. Домашнее задание: §1, вопросы и задания в конце параграфа выполнить в тетради, представить в различных формах информацию о том, как ты провёл летние каникулы. Оформить данное домашнее задание в форме синквейна. Дерево успеха Обучающиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. Что было трудно? Что легко? Что больше всего понравилось? «Сегодня я узнал ....», «Было интересно .......», «Урок дал мне для жизни ......» - Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня потрудились. Мне было очень приятно с вами работать! - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание. Обучающиеся оценивают свою деятельность, проведенную за урок. | Л - давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Р - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |