СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по истории для 7 класса по теме: " Смутное время начала XVII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории для 7 класса по теме: " Смутное время начала XVII века"»



ФИО разработчика

-

Место работы

-

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

-

Тема урока

Смутное время начала XVII века

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Проявлять интерес к изучению темы, формировать собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.

Метапредметные

Проявлять способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладеть умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации.

Предметные

1)    1)  формирование знаний исторических понятий;

2)    2) формирование знаний о причинах Смуты, об основных событиях, хронологии Смуты;

3)    3)  формирование знаний исторических личностей периода Смуты;


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): смута, гражданская война


Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник , раздаточный материал Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом и учебником



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

-Мы продолжаем изучение истории России, но прежде , чем познакомиться с темой нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к календарю памятных дат , и вспомним, узнаем какой государственный праздник отмечается 4 ноября? Какова история его возникновения?

Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить приложение №1 на вашем рабочем листе ( небольшой кроссворд) Какое ключевое слово у вас получилось из первых букв? Что же такое Смута?Давайте посмотрим, как трактует понятие «Смута» исторический словарь? Давайте же из всех высказанных предположений сформулируем и запишем определение «Смута».

Смутное время – период в отечественной истории,когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы,разгорелась первая в истории России гражданская война.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


- Какие события предшествовали началу Смуты и привели к « кризису власти»?. На доске в смешанном порядке расположены имена правителей, исторических персоналий ( Иван IV,Борис Годунов, царевич Дмитрий,Федор Иоанович, даты их правления, ключевые события и даты, связанные с этими личностями, и непосредственно приведшие к Смуте.Учащимся необходимо разбиться на 2 группы и построить логическую цепочку по 2 правителям каждой



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


- Исходя из тему урока,сформулируйте цель урока

Сформировать представление о Смуте (Смутном времени) в российской истории


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


- С каких или с какого события, на ваш взгляд, началась Смута в России?

Организует поиск причин Смутного времени:

- Пользуясь парагр-м учебника, выделить причины Смуты: социальные, экономические и политические, записать в рабочий лист.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Предлагает материал для наблюдения и общий вопрос для всех групп: Какую роль предложенная личность сыграла в событиях эпохи Смутного времени? Организует исследовательскую работу в группах.

Группа 1.

Дополнительный материал о Лжедмитрии I (приложение №2).

Обращают внимание на проблемный вопрос в учебнике на с. 91.Мог ли Лжедмитрий I коренным образом изменить положение в стране?

Группа 2.

Дополнительный материал о Василии Шуйском (приложение №2)


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Итак, вернемся к проблемному вопросу на с. 91, который был сформулирован раннее. Ответ вариант «В»


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Назовите известные Вам произведения русской культуры, рассказывающие о событиях Смуты, и ее участниках (поэма « Борис Годунов» А.С. Пушкина, опера « Борис Годунов» М. Мусоргского, опера « Жизнь за царя»(« Иван Сусанин») И. Глинка


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1.Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

1)  пресечение правящей династии Рюриковичей

2)  распад государства на удельные княжества

3)  начало созыва Земских соборов

4)  приход к власти боярского правительства  — «семибоярщины»


2. Имена Ивана Болотникова, Василия Шуйского, польского королевича Владислава связаны с событиями

1)  Смуты

2)  Ливонской войны

3)  опричнины

4)  боярского правления в малолетство Ивана Грозного


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Составьте кластер « Причины Смутного времени»


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Какое из названных событий, являющихся этапами процесса закрепощения крестьян, произошло позже других?

 

1)  установление Юрьева дня

2)  введение «урочных лет»

3)  введение «заповедных лет»

4)  введение бессрочного сыска беглых крестьян


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

-Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать определение этой страшной эпохи, дополнив его новыми персоналиями и событиями (Смута,Лжедмитрий I, Василий Шуйский,даты их правлений, и пр.)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Оцените свою работу: в полную силу работали или нет?

  • С какими источниками сегодня работали?

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось…


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Для всех: п.12,вопрос 3 По выбору: дополнительно подготовить сообщения о других участниках Смутного времени






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!