БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
-Мы продолжаем изучение истории России, но прежде , чем познакомиться с темой нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к календарю памятных дат , и вспомним, узнаем какой государственный праздник отмечается 4 ноября? Какова история его возникновения? Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить приложение №1 на вашем рабочем листе ( небольшой кроссворд) Какое ключевое слово у вас получилось из первых букв? Что же такое Смута?Давайте посмотрим, как трактует понятие «Смута» исторический словарь? Давайте же из всех высказанных предположений сформулируем и запишем определение «Смута». Смутное время – период в отечественной истории,когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы,разгорелась первая в истории России гражданская война. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
- Какие события предшествовали началу Смуты и привели к « кризису власти»?. На доске в смешанном порядке расположены имена правителей, исторических персоналий ( Иван IV,Борис Годунов, царевич Дмитрий,Федор Иоанович, даты их правления, ключевые события и даты, связанные с этими личностями, и непосредственно приведшие к Смуте.Учащимся необходимо разбиться на 2 группы и построить логическую цепочку по 2 правителям каждой |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
- Исходя из тему урока,сформулируйте цель урока Сформировать представление о Смуте (Смутном времени) в российской истории |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
- С каких или с какого события, на ваш взгляд, началась Смута в России? Организует поиск причин Смутного времени: - Пользуясь парагр-м учебника, выделить причины Смуты: социальные, экономические и политические, записать в рабочий лист. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Предлагает материал для наблюдения и общий вопрос для всех групп: Какую роль предложенная личность сыграла в событиях эпохи Смутного времени? Организует исследовательскую работу в группах. Группа 1. Дополнительный материал о Лжедмитрии I (приложение №2). Обращают внимание на проблемный вопрос в учебнике на с. 91.Мог ли Лжедмитрий I коренным образом изменить положение в стране? Группа 2. Дополнительный материал о Василии Шуйском (приложение №2) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Итак, вернемся к проблемному вопросу на с. 91, который был сформулирован раннее. Ответ вариант «В» |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Назовите известные Вам произведения русской культуры, рассказывающие о событиях Смуты, и ее участниках (поэма « Борис Годунов» А.С. Пушкина, опера « Борис Годунов» М. Мусоргского, опера « Жизнь за царя»(« Иван Сусанин») И. Глинка |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1.Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.? 1) пресечение правящей династии Рюриковичей 2) распад государства на удельные княжества 3) начало созыва Земских соборов 4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины» 2. Имена Ивана Болотникова, Василия Шуйского, польского королевича Владислава связаны с событиями 1) Смуты 2) Ливонской войны 3) опричнины 4) боярского правления в малолетство Ивана Грозного |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Составьте кластер « Причины Смутного времени» |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Какое из названных событий, являющихся этапами процесса закрепощения крестьян, произошло позже других? 1) установление Юрьева дня 2) введение «урочных лет» 3) введение «заповедных лет» 4) введение бессрочного сыска беглых крестьян |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
-Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать определение этой страшной эпохи, дополнив его новыми персоналиями и событиями (Смута,Лжедмитрий I, Василий Шуйский,даты их правлений, и пр.) |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Подведём итоги урока, закончив предложения: -
Оцените свою работу: в полную силу работали или нет? -
С какими источниками сегодня работали? -
Самым полезным и интересным для меня было… -
Я встретился с трудностью при... -
У меня хорошо получилось… |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Для всех: п.12,вопрос 3 По выбору: дополнительно подготовить сообщения о других участниках Смутного времени |