СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по изо 4 класс "Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по изо 4 класс "Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"»


Предмет: изобразительное искусство

Дата проведения: 26.01.2021г.

Учитель : Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1»)

Класс:

Тема: «Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представления о традиционном празднике Японии «Праздник цветения вишни – сакуры»; научить

изображать веточку цветущей сакуры.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление о японской пейзажной живописи и представителях японской культуры.

Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий; формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире,  умение применять полученные знания и навыки на практике .

Воспитательные: воспитывать обучающихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); соблюдать нормы поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы и искусству Японии.

Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.

Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация , репродукции картин художников, фотографии цветущей сакуры, творческие работы учащихся и учителя.

Оборудование для учащихся: бумага, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, палитра, трубочки, ватные палочки.

Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)



Ход урока

Этапы
урока

Методы , приемы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1.Организационный

момент

Цель: подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Словесный (беседа).

Фронтальная


- Коннитива ,девочки! Коннитива ,мальчики ! («здравствуйте» по-японски)

– Мы продолжаем путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца.

- Вы догадались, о какой стране я говорю?

– Верно, о Японии!

Слушают учителя и выражают свое отношение к происходящему

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

2. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.

Печатно-словесный, практический.

Групповая

- Я предлагаю поработать в группах (по рядам).

Задания

1 группа - разгадать кроссворд

2 группа -

3группа- выбрать интересные факты о Японии.

4 группа - подготовить сообщение о празднике «Цветение сакуры»


- Предлагаю каждой группе представить выполненные задания.




Обучающиеся в группах выполняют задания







Обучающиеся представляют выполненные задания

Познавательные:

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии и осуществляют поиск существенной информации

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний , самостоятельно извлекают нужную информацию

3.Определение темы урока. Постановка задач

Цель: сформировать мотивацию к деятельности по освоению нового материала

Словесный.

Фронтальная


- Итак, мы получили слово «Япония», «праздник» и пейзаж с изображением цветущей сакуры.

- Как связать это между собой?

- Попытаемся определить тему урока.

- Тема на слайде «Праздник цветения сакуры»

- Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой?

-Узнаем …

- Научимся…

- Выполним….

- Чтобы решить поставленные задачи, мы должны, познакомится поближе с культурой и традициями японцев.

Обучающиеся формулируют тему урока и ставят перед собой задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют худ. терминами.

4. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала










































Физкультминутка


Словесно-иллюстративный.

Рассказ с элементами беседы по теме.

- Жить в гармонии с природой для японца –это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам.


( Сообщения учащихся)

С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем.

Этот обычай получил название «ханами» , что дословно означает «рассматривание цветов».

Хаару, по-японски весна, - время цветения декоративной вишни «сакуры», с которой связан один из самых красивых праздников Страны Восходящего Солнца.

Сакура - национальный символ Японии, Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Они выражают грандиозность и величие природы.Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной

Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка.

Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты,

старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.

Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.


- Сакура- дерево, которому посвящено множество песен , стихотворений и картин.

( презентация)


- Предлагаю немного отдохнуть.


Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет.

Нашей сакуры цветы

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают


- Характер написания во многом зависел от местности и школы которой владел художник. В японской живописи существовало направление - «быстрая кисть», когда художник работал очень быстро минимальным набором цветов. Кажущаяся небрежность и незавершенность высоко ценилась «Красота в незавершенности» -так говорят Японцы. Этой технике художники обучаются несколько лет.

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы.






Обсуждают, сравнивают, анализируют картины
японских

художников.




































Выполняют упражнения


Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

5. Творческая практическая деятельность

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия.

Изучение особенностей техники «кляксографии и пуантелизма»


Практический.

Индивидуальная.


– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию

( Показ учителем на доске)

Этапы выполнения работы в технике «кляксографии» и «пуантилизма»:

1.Наносим каплю туши, в месте начала ветки

2.Раздуваем капельку туши потоком воздуха с помощью пищевой трубочки.

3. Управляем получающейся линией, поворачивая бумагу.

4. Ватной палочкой набираем краску(гуашь) и рисуем лепестки, нажим-поворот.

5. Прорисуем тычинки цветков тонкой кисточкой

- Веточка готова

- Предлагаю вам выполнить самостоятельно веточку сакуры.















Выполняют творческую работу

Познавательные: умеют применять полученные
знания в художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.

Коммуникативные: строят индивидуальную
и коллективную деятельность , планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

6. Итог урока. Рефлексия

Цель: Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.


Выставка работ обучающихся, анализ и оценка.

Обобщающая беседа

- Подведём итог урока.

- Обменяйтесь работами и поставьте оценки друг другу.

- Устроим небольшую выставку работ.

- Ребята, задачи , которые ставили перед собой решены?

-Что узнали …

- Чему научились…

- Что выполнили….

– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура?

– В России есть праздники, связанные с деревьями? (Завивание березки на Троицу, Вербное воскресенье.)

- У вас на партах по два цветка.

Розовый - урок понравился и всё получилось.

Белый – было трудно и не интересно.

- Прикрепите к веточке на доске.

- В любом случае , у нас получилась очень красивая цветущая веточка сакуры!

Красоту сакуры воспевали в своих произведениях не только художники, но и поэты.

«Вишен цветы, Будто с небес упали-

Так хороши!

(Кобаяси Исса 18 в.)

- Спасибо всем за урок!


Взаимооценка.

Выставляют свои работы , анализируют их.




Обучающиеся отвечают на вопросы.







Обучающиеся выбирают цветок и прикрепляют к веточке.


Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу


Приложение к уроку



Задание для 1 группы

Соедините слово с определением


столица Японии

Фудзияма

японский храм

Токио

гора Японии

Пагода

японские буквы;

Аматерасу


национальная одежда;

иероглифы

Богиня Солнца

кимоно


День детей

5 мая


Боевое искусство

Хокку

короткое нерифмованное философское стихотворение

карате.


японские национальные блюда

суши и роллы





Задание для 2 группы

(Сообщения )

С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем. Этот обычай получил название «ханами» , что дословно означает «рассматривание цветов».

Хаару, по-японски весна, - время цветения декоративной вишни «сакуры», с которой связан один из самых красивых праздников Страны Восходящего Солнца.Сакура - национальный символ Японии, Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Они выражают грандиозность и величие природы. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной



Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка.

Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.

Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.



Задание для 3 группы

(«Реставрация» картины )




Задание для 4 группы

(Разгадай кроссворд )

  1. Как называют Японию

  2. Японский храм

  3. Национальная японская одежда

  4. Один из островов на котором расположена Япония

  5. Искусство составления букетов

  6. Вишня по японски

  7. Ключевое слово




Самоанализ урока ИЗО. (Григорьева Е.М.) Класс: 4а Дата проведения 26 января 2021г.

Тема: «Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием и является одним из уроков раздела «Каждый народ- художник» программы под ред. Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» (1-4 кл.)..Урок связан с предыдущими темами и полученные знания будут использоваться в изучении последующих тем. В основе урока лежит личностно-ориентированное обучение , технология сотрудничества .

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представления о традиционном празднике Японии «Праздник цветения вишни – сакуры»; научить

изображать веточку цветущей сакуры.

Задачи:

Образовательные: расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление о японской пейзажной живописи и представителях японской культуры.

Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий; формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире,  умение применять полученные знания, умения навыки на практике

Воспитательные: воспитывать обучающихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); соблюдать нормы поведения при фронтальной и индивидуальной работе.


Планируемые результаты:

Предметные УУД: расширяют свои представления о культуре Японии,
получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.


Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.


Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы и искусству Японии.


Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод,

репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.

Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая



Оборудование для учителя: компьютер, проектор, репродукции картин художников, фотографии цветущей сакуры, творческие работы учащихся и учителя.

Оборудование для учащихся: бумага, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, палитра

Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)


Для достижения планируемых результатов была выбрана следующая структура урока:


1.Организационный момент.

Цель: подготовка обучающихся . к усвоению изучаемого материала

Метод - словесный и игровой , форма работы - фронтальная

Дифференцированный подход можно использовать уже на первом этапе урока, когда учитель приветствует сначала девочек, а затем мальчиков.

2. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.

На данном этапе планируется групповая работа и дифференцированное обучение., где каждая группа получит задание. Задания по сложности должны различаться. У ребят будет возможность вспомнить материал прошлого урока и настроить себя на новую тему .

3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Цель: сформировать мотивацию к деятельности по освоению нового материала

Используется игровой момент (из представленных слов , необходимо составить тему урока)

А чтобы поставить перед собой задачи используются слова -подсказки

Узнаем…

Научимся…

Выполним…

Форма работы- фронтальная

4. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

На данном этапе будет использоваться словесный и иллюстративный метод., прием- рассматривания картин

Как средство – буду использовать рассказ учащихся (4 группы), которые самостоятельно подготовят сообщения о празднике .

В данном случае можно применить частично – поисковый метод.

Динамическая пауза.

(Здоровье-сберегающие технологии)

Динамическая пауза должна соответствовать теме и возрасту детей, проводилась своевременно в целях сохранения работоспособности на уроке.

5. Творческая практическая деятельность.

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей техники «кляксографии и пуантелизма»

Метод- практический, Форма работы- индивидуальная. Также мной планируется на данном этапе приём- педагогический рисунок, где я смогу показать использование нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.

Используя данный прием можно более успешно развивать активное воображение учащихся, что является хорошим фактором формирования творческой личности.

На данном этапе можно дифференцированно подойти с предложением выбрать для себя одну из техник выполнения веточки сакуры.


6. Итог урока. Рефлексия.

Цель: Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.

Метод- (наглядный) .Прием- выставка и анализ работ учащихся

Фронтальный опрос.

- Что узнали…

-Чему научились….

- Что выполнили….

Что позволило обобщить полученную информацию и сделать вывод о степени участия в образовательном пространстве.

Рефлексия – украшение веточки сакуры цветами. Дети , таким образом покажут, насколько ценным был для них урок.


На каждом этапе урока формировались УУД:

Познавательные- знакомство с цирковым искусством, с работой художника в цирке.

Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;

Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;

Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;


Урок цели достиг. Время рационально распределялось и все этапы были логично связаны между собой.

На протяжении всего урока использовался наглядный метод и ИКТ технологии, которые способствовали активному восприятию нового материала обучающимися.

Так же на уроке использовались методические разработки , презентация , рабочие листы. Это позволило заинтересовать, привлечь внимание ребят и активизировать их творческий процесс.

Урок был направлен на: развитие творческих способностей, фантазии, воображения, внимания и памяти учащихся ;на формирование рефлексивной, адекватной самооценки, осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению и культуре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!