Предмет: изобразительное искусство
Дата проведения: 26.01.2021г.
Учитель : Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1»)
Класс: 4а
Тема: «Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представления о традиционном празднике Японии «Праздник цветения вишни – сакуры»; научить
изображать веточку цветущей сакуры.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление о японской пейзажной живописи и представителях японской культуры.
Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий; формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире, умение применять полученные знания и навыки на практике .
Воспитательные: воспитывать обучающихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); соблюдать нормы поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы и искусству Японии.
Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.
Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация , репродукции картин художников, фотографии цветущей сакуры, творческие работы учащихся и учителя.
Оборудование для учащихся: бумага, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, палитра, трубочки, ватные палочки.
Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)
Ход урока
Этапы урока | Методы , приемы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент Цель: подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Словесный (беседа). Фронтальная | - Коннитива ,девочки! Коннитива ,мальчики ! («здравствуйте» по-японски) – Мы продолжаем путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. - Вы догадались, о какой стране я говорю? – Верно, о Японии! | Слушают учителя и выражают свое отношение к происходящему | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться |
2. Актуализация знаний Цель: актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране. | Печатно-словесный, практический. Групповая | - Я предлагаю поработать в группах (по рядам). Задания 1 группа - разгадать кроссворд 2 группа - 3группа- выбрать интересные факты о Японии. 4 группа - подготовить сообщение о празднике «Цветение сакуры» - Предлагаю каждой группе представить выполненные задания. | Обучающиеся в группах выполняют задания Обучающиеся представляют выполненные задания | Познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии и осуществляют поиск существенной информации Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний , самостоятельно извлекают нужную информацию |
3.Определение темы урока. Постановка задач Цель: сформировать мотивацию к деятельности по освоению нового материала | Словесный. Фронтальная | - Итак, мы получили слово «Япония», «праздник» и пейзаж с изображением цветущей сакуры. - Как связать это между собой? - Попытаемся определить тему урока. - Тема на слайде «Праздник цветения сакуры» - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой? -Узнаем … - Научимся… - Выполним…. - Чтобы решить поставленные задачи, мы должны, познакомится поближе с культурой и традициями японцев. | Обучающиеся формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют худ. терминами. |
4. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала Физкультминутка | Словесно-иллюстративный. Рассказ с элементами беседы по теме. | - Жить в гармонии с природой для японца –это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. ( Сообщения учащихся) С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем. Этот обычай получил название «ханами» , что дословно означает «рассматривание цветов». Хаару, по-японски весна, - время цветения декоративной вишни «сакуры», с которой связан один из самых красивых праздников Страны Восходящего Солнца. Сакура - национальный символ Японии, Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Они выражают грандиозность и величие природы.Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры. - Сакура- дерево, которому посвящено множество песен , стихотворений и картин. ( презентация) - Предлагаю немного отдохнуть. Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Нашей сакуры цветы Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают - Характер написания во многом зависел от местности и школы которой владел художник. В японской живописи существовало направление - «быстрая кисть», когда художник работал очень быстро минимальным набором цветов. Кажущаяся небрежность и незавершенность высоко ценилась «Красота в незавершенности» -так говорят Японцы. Этой технике художники обучаются несколько лет. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины японских художников. Выполняют упражнения | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
5. Творческая практическая деятельность Цель: Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей техники «кляксографии и пуантелизма» | Практический. Индивидуальная. | – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию ( Показ учителем на доске) Этапы выполнения работы в технике «кляксографии» и «пуантилизма»: 1.Наносим каплю туши, в месте начала ветки 2.Раздуваем капельку туши потоком воздуха с помощью пищевой трубочки. 3. Управляем получающейся линией, поворачивая бумагу. 4. Ватной палочкой набираем краску(гуашь) и рисуем лепестки, нажим-поворот. 5. Прорисуем тычинки цветков тонкой кисточкой - Веточка готова - Предлагаю вам выполнить самостоятельно веточку сакуры. | Выполняют творческую работу | Познавательные: умеют применять полученные знания в художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона. Коммуникативные: строят индивидуальную и коллективную деятельность , планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт |
6. Итог урока. Рефлексия Цель: Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. | Выставка работ обучающихся, анализ и оценка. Обобщающая беседа | - Подведём итог урока. - Обменяйтесь работами и поставьте оценки друг другу. - Устроим небольшую выставку работ. - Ребята, задачи , которые ставили перед собой решены? -Что узнали … - Чему научились… - Что выполнили…. – Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? – В России есть праздники, связанные с деревьями? (Завивание березки на Троицу, Вербное воскресенье.) - У вас на партах по два цветка. Розовый - урок понравился и всё получилось. Белый – было трудно и не интересно. - Прикрепите к веточке на доске. - В любом случае , у нас получилась очень красивая цветущая веточка сакуры! Красоту сакуры воспевали в своих произведениях не только художники, но и поэты. «Вишен цветы, Будто с небес упали- Так хороши! (Кобаяси Исса 18 в.) - Спасибо всем за урок! | Взаимооценка. Выставляют свои работы , анализируют их. Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся выбирают цветок и прикрепляют к веточке. | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства. Регулятивные: оценивают свою работу |
Приложение к уроку
Задание для 1 группы
Соедините слово с определением
столица Японии | Фудзияма |
японский храм | Токио |
гора Японии | Пагода |
японские буквы; | Аматерасу |
национальная одежда; | иероглифы |
Богиня Солнца | кимоно |
День детей | 5 мая |
Боевое искусство | Хокку |
короткое нерифмованное философское стихотворение | карате. |
японские национальные блюда | суши и роллы |
Задание для 2 группы
(Сообщения )
С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем. Этот обычай получил название «ханами» , что дословно означает «рассматривание цветов».
Хаару, по-японски весна, - время цветения декоративной вишни «сакуры», с которой связан один из самых красивых праздников Страны Восходящего Солнца.Сакура - национальный символ Японии, Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Они выражают грандиозность и величие природы. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка.
Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.
Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.
Задание для 3 группы
(«Реставрация» картины )
Задание для 4 группы
(Разгадай кроссворд )
Как называют Японию
Японский храм
Национальная японская одежда
Один из островов на котором расположена Япония
Искусство составления букетов
Вишня по японски
Ключевое слово
Самоанализ урока ИЗО. (Григорьева Е.М.) Класс: 4а Дата проведения 26 января 2021г.
Тема: «Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»
Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием и является одним из уроков раздела «Каждый народ- художник» программы под ред. Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» (1-4 кл.)..Урок связан с предыдущими темами и полученные знания будут использоваться в изучении последующих тем. В основе урока лежит личностно-ориентированное обучение , технология сотрудничества .
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представления о традиционном празднике Японии «Праздник цветения вишни – сакуры»; научить
изображать веточку цветущей сакуры.
Задачи:
Образовательные: расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление о японской пейзажной живописи и представителях японской культуры.
Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий; формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире, умение применять полученные знания, умения навыки на практике
Воспитательные: воспитывать обучающихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); соблюдать нормы поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: расширяют свои представления о культуре Японии,
получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы и искусству Японии.
Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод,
репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.
Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, репродукции картин художников, фотографии цветущей сакуры, творческие работы учащихся и учителя.
Оборудование для учащихся: бумага, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, палитра
Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)
Для достижения планируемых результатов была выбрана следующая структура урока:
1.Организационный момент.
Цель: подготовка обучающихся . к усвоению изучаемого материала
Метод - словесный и игровой , форма работы - фронтальная
Дифференцированный подход можно использовать уже на первом этапе урока, когда учитель приветствует сначала девочек, а затем мальчиков.
2. Актуализация знаний
Цель: актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.
На данном этапе планируется групповая работа и дифференцированное обучение., где каждая группа получит задание. Задания по сложности должны различаться. У ребят будет возможность вспомнить материал прошлого урока и настроить себя на новую тему .
3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Цель: сформировать мотивацию к деятельности по освоению нового материала
Используется игровой момент (из представленных слов , необходимо составить тему урока)
А чтобы поставить перед собой задачи используются слова -подсказки
Узнаем…
Научимся…
Выполним…
Форма работы- фронтальная
4. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала
На данном этапе будет использоваться словесный и иллюстративный метод., прием- рассматривания картин
Как средство – буду использовать рассказ учащихся (4 группы), которые самостоятельно подготовят сообщения о празднике .
В данном случае можно применить частично – поисковый метод.
Динамическая пауза.
(Здоровье-сберегающие технологии)
Динамическая пауза должна соответствовать теме и возрасту детей, проводилась своевременно в целях сохранения работоспособности на уроке.
5. Творческая практическая деятельность.
Цель: Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей техники «кляксографии и пуантелизма»
Метод- практический, Форма работы- индивидуальная. Также мной планируется на данном этапе приём- педагогический рисунок, где я смогу показать использование нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.
Используя данный прием можно более успешно развивать активное воображение учащихся, что является хорошим фактором формирования творческой личности.
На данном этапе можно дифференцированно подойти с предложением выбрать для себя одну из техник выполнения веточки сакуры.
6. Итог урока. Рефлексия.
Цель: Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.
Метод- (наглядный) .Прием- выставка и анализ работ учащихся
Фронтальный опрос.
- Что узнали…
-Чему научились….
- Что выполнили….
Что позволило обобщить полученную информацию и сделать вывод о степени участия в образовательном пространстве.
Рефлексия – украшение веточки сакуры цветами. Дети , таким образом покажут, насколько ценным был для них урок.
На каждом этапе урока формировались УУД:
Познавательные- знакомство с цирковым искусством, с работой художника в цирке.
Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;
Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;
Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;
Урок цели достиг. Время рационально распределялось и все этапы были логично связаны между собой.
На протяжении всего урока использовался наглядный метод и ИКТ технологии, которые способствовали активному восприятию нового материала обучающимися.
Так же на уроке использовались методические разработки , презентация , рабочие листы. Это позволило заинтересовать, привлечь внимание ребят и активизировать их творческий процесс.
Урок был направлен на: развитие творческих способностей, фантазии, воображения, внимания и памяти учащихся ;на формирование рефлексивной, адекватной самооценки, осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению и культуре.