3.Поисково-исследовательский этап 9 минут | 1.Формирование способности собирать информацию, обмениваться полученной информацией, формулировать новые знания. 2.Развитие коммуникативных навыков 3.Вызвать эмоциональный отклик на художественные произведения | беседа Эмпирические методы: работа с литературными источниками, наблюдение Беседа Методы обобщения и систематизации изученного Беседа | Фронтальная Работа в паре Фронтальная Фронтальная Групповая | - Какие источники информации нам могут помочь узнать о пейзаже? Учитель: -Предлагаю уточнить наши знания о картине - пейзаж. Для этого воспользуемся учебником как доступным источником информации. -Какой раздел учебника поможет найти тему урока? - Работать будем в паре. Найдите тему «Картина-пейзаж» и на странице учебника прочитайте определение «пейзаж». На эту работу у вас 30 секунд. Всем ли понятно задание? Тогда приступаем к работе. Желаю успехов. - На какой странице находится определение? - Прочитайте «Что такое пейзаж?» - Теперь предлагаю заглянуть в Википедию (электронную энциклопедию) и найти новую информацию о пейзаже. Слайд №3 Каждый читает самостоятельно, вслух будет читать 1 ученик. - От какого слова произошло слово пейзаж? - На какие виды можно разделить пейзажи? Что на каждом будет изображено? - Что значит писать пейзаж по представлению? - Что такое пленер? -Молодцы, как много вы узнали, изучив страницы учебника и энциклопедии о происхождении слова пейзаж, его видах, пленере. -Оказывается, как важно посмотреть информацию в разных источниках! - Перед тем как двигаться дальше предлагаю послушать весну и поиграть Музыка. Физкультминутка для глаз: С крыши капает капель (вращают глазами) Кап-кап, кап- кап! (закрывают-открывают глаза) Это к нам пришёл апрель:(смотрят то на пальчик, то на нос) Кап-кап, кап-кап! (закрываем-открываем глаза) Солнце припекло сильней разогреваем ладони) И быстрей звенит капель(прикладывают ладони к глазам) Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (закрывают-открывают глаза) Учитель: Продолжаем работать. -Как вы думаете, для чего художники пишут картины-пейзажи? -Вы знаете, что природа России разнообразна: могучие леса сменяют бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Бескрайние просторы полей с голубизной от васильков, и золотом ржи. Прозрачные берёзовые рощи. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Но настоящий художник умеет чувствовать природу и понимать ее настроение. -Ребята, рассмотрим картины некоторых мастеров жанра пейзаж и попробуем определить с помощью каких художественных средств они смогли передать настроение природы. Перед вами работа народного художника Удмуртской республики Семёна Николаевича Виноградова. Прочитайте ее название. Слайд№4 -Что означает слово вешние? «Вешние воды», что значит весенние. - Что изобразил художник на картине? - Какое настроение весны он запечатлел? - Какие цвета помогли передать это настроение? Если звонкие – похлопайте, если глухие – потопайте. (Появление таблицы звонких и светлых цветов) Владимир Тяптин, поэт УР, позже скажет: …..И небес бирюза так хрустально чиста, И восторженно в сердце звенит красота. А вот другая картина уже русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Слайд №5 - Что изобразил художник на картине? - Какое настроение весны он запечатлел? - Какие цвета помогли передать это настроение? Если звонкие – похлопайте, если глухие – потопайте. Эта картина была написана в трудный период жизни художника, что и отражает печальное настроение весны. (Появление таблицы глухих цветов) - Какое средство выразительности помогло художнику передать настроение в пейзаже? -Мастер Изображения хотел поделиться своим настроением с вами и оставил нам свои пейзажи, но пока нес - все перепутал. Поможем ему восстановить картины природы и определить настроение пейзажа. Перед вами две картины. - Что их объединяет? -Что отличает? -Какой элемент природы задает настроение всем другим объектам? -Вам предстоит, работая в группах, найти ошибки в пейзажах, обсудить, какие объекты природы нужно поменять местами. Сумейте договориться и выполнить задание за 1 минуту. Время пошло. - Предлагаю представителю группы выйти и поменять местами 1 объект, объяснив мнение группы. -Какое настроение получилось у 1 картины и второй, колорит первого и второго пейзажа. -Молодцы, справились с заданием Мастера Изображения! -Прежде чем двигаться дальше к нашей второй цели урока, предлагаю подготовить рабочее место и немного отдохнуть. Поиграем в ручеек. Передайте пожалуйста учебники с первой парты на последнюю, а дежурные на последних партах переложите учебники на подоконник. Спасибо! | Отвечают на вопросы: - учебник; -учитель, одноклассники; - Интернет; - личные знания и наблюдения Дети отвечают: -Оглавление, содержание - Стр. 114 - Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж. Ученики читают про себя, 1 вслух: Пейза́ж (от французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо преображённая человеком природа. В зависимости от изображённого мотива можно выделить виды пейзажа: сельский, городской, морской пейзаж. Пейзаж можно писать по представлению, а можно на пленере, то есть с натуры на открытом воздухе. Выполняют физкультминутку Передают учебники. Дежурные складывают учебники на подоконник. Учащиеся отвечают на вопросы: -Чтобы запечатлеть красоту природы -Для настроения при любовании пейзажем -«Вешние воды», что значит весенние. -Начало весны, ледоход на реке, просыпающийся лес -Называют сами или выбирают из списка - Перечисляют или называют колорит: холодный или теплый, глухие или звонкие, светлые или темные. - Старые березы. Деревянные дома, церковная колокольня. Чёрных грачей. Потускневший снег. Тёмная талая вода. Темные луга. -- Перечисляют или называют колорит -Выбирают из списка -Цвет Учащиеся отвечают: -Время года, объекты природы -Цвета, настроение -Небо – освещенность Обсуждают в группах Меняют местами объекты: лес, ель, кустарник, деревья, реку, подснежник. -Настроение первого пейзажа звонкое, веселое, у второго – грустное, печальное | Предметные: - формулировать понятие «пейзаж»; - называть, сравнивать картины-пейзажи крупнейших русских художников А. Саврасова, А.Куинджи и удмуртского художника С.Н. Виноградова; Познавательные: -ориентироваться в учебнике; -выбирать информацию по теме «картина-пейзаж» для решения познавательных задач в доступных источниках; -осуществлять исследовательскую деятельность (наблюдать; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы и умозаключения; определять круг своего незнания и формулировать новые знания; структурировать знания); -анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции задач данной темы. Регулятивные: - организовывать рабочее место в соответствии с целью работы; -составлять план действий в соответствии с учебной задачей, определять правильность выполнения и корректировать; Коммуникативные: - работать в паре, группе: вести диалог, интересоваться мнением собеседника и высказывать и обосновывать свое мнение, слушать; - строить речевое высказывание при рассматривании и сравнении картин-пейзажей о настроении и разных состояниях природы, которые художник передает цветом, точно выражая свои мысли. Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по теме «Пейзаж»; - осознавать себя ценной частью общества, понимать и ценить следующие базовые ценности: «добро», «природа», «родина», «здоровье», «понимать позицию другого», «уважение». |