СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по изобразительному искусству: "Животные в произведениях художников".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по изобразительному искусству: "Животные в произведениях художников".»

Технологическая карта урока

ФИО: Ерёмина Алёна Алексеевна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2 А

Тема урока: «Животные в произведениях художников»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Животные в произведениях художников».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о художниках-иллюстраторах и иллюстрациях.

2. Формировать умение изображать иллюстрацию в анималистическом жанре в технике по сырой бумаге.

Предметные:

  1. Учащиеся познакомятся с понятием художник-иллюстратор и иллюстрация.

  2. Учащиеся научатся изображать иллюстрацию в анималистическом жанре в технике по сырой бумаге.

Развивающие:

1.Формировать умение принимать и сохранять учебную

задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, самооценку деятельности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



  • 2.Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение изученного.



3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание

Метапредметные:

1.Регулятивные:

- Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

- Учащиеся получат возможность научиться осуществлять волевую саморегуляцию, самооценку деятельности, осуществлять контроль;

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- Учащиеся синтез как составление целого из частей;

- Учащиеся получат возможность научиться осуществлять обобщение изученного материала.

3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической речи;

- Учащиеся научатся строить монологическое высказывание;

- Учащиеся получат возможность научиться слушать и понимать речь других.

Воспитательная:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- обучающиеся научатся проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: канцелярские принадлежности, акварель, листы бумаги, салфетки.

Интерактивное оборудование: экран, компьютер, презентация.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (беседа)













Приветствует учеников.

- Начинаем урок изобразительного искусства.

- Проверьте вашу готовность, у вас на столах должны лежать акварельные краски, кисточки, карандаши и стаканы с водой и салфетки.

-Все готовы? Тогда приступаем.

(На слайде обложки книг Чарушина)

-Что изображено на слайде?

-Верно.

-А кто же рисует эти обложки?

-Верно.

Приветствуют учителя.

Организуют своё 

рабочее место, 

проверяют наличие 

необходимых 

учебных 

принадлежностей



Обложки книг с изображением животных.

Художники.


Р:осуществлять волевую саморегуляцию;

К: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  1. Актуализация знаний.

Словесный (беседа)






-Ребята, как называют художников, которые рисуют рисунки к рассказам, сказкам, повестям, стихотворениям?

-А как называются эти рисунки?

-А что иллюстрация отображает?

-А можно по иллюстрации узнать, о чём идёт речь в рассказе, повести?

-Ребята посмотрите на иллюстрацию, выполненную на обложке, и скажите, о чём пойдёт речь в данном рассказе?

-Эту книгу написал Е.И.Чарушин и выполнил к ней иллюстрации.

-Попробуйте определить тему нашего урока. О чём пойдёт речь на нашем занятии? Что было изображено на большинстве обложек?

-Животные были изображены на обложках чего?

-А на чьих произведениях?

-Теперь составьте тему нашего урока.


-Какую цель мы поставим на урок? Для того, чтобы это узнать посмотрите на слайд. Наша цель рассыпалась на слова, которые нам надо собрать.




-Чтобы узнать план наших действий, нужно поставить их в правильном порядке.







Иллюстраторы


Иллюстрация

Смысл текста рассказа

Можно догадаться.



Ребятам о зверятах







Разные животные




Произведений.

Художников.

Животные в произведениях художников.



Собирают цель: Познакомиться с художниками- иллюстраторами и нарисовать иллюстрацию к рассказу.

1.Узнать о художниках-иллюстраторах.

2.Познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов.

3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу.



познакомятся с понятием художник-иллюстратор и иллюстрация.


К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  1. Проблемное бъяснение нового материала.

Словесный (беседа)




























Организует работу по теме урока.

-С помощью обычных кистей и краски эти художники-иллюстраторы могут передать то, что происходит в рассказе.


-Давайте посмотрим на некоторых авторов и их произведения.

(На слайде Юрий Васнецов, Владимир Лебедев, Евгений Чарушин )

(краткий рассказ про каждого)

- Рисунки Юрия Алексеевича Васнецова просты, похожи на детские, и от этого очень трогательные. Они пропитаны русской традицией – все эти рубленые домики, коты в валенках, зайцы в кафтанах, лисы в сарафанах. Его звери мудрые, загадочные, сказочные. У Васнецова, что ни зверь или птица, то яркая индивидуальность. Каждая птичка или зверушка со своим темпераментом, со своим оригинальным «лицом». Пожалуй, нет другого художника с таким редким даром видеть в зверушках личности.

-Владимир Васильевич Лебедев. Одна из основных ее особенностей - плакатный стиль оформления книги, стиль, который художник заимствовал у себя самого. Соответствуя стилю, В. Лебедев оставляет книжную страницу чистой, белой. Фоновое пространство редко бывает цветным, да и цвет-то слабый, пастельный, лаконичный. На этом фоне выделяются фигуры людей, животных, силуэты вещей, выполненные открытым цветом, чаще всего черным, красным, синим, желтым. Они изображены плакатно, схематично, разбросаны по всему листу. Лебедевские фигуры Е. Штейнер называет «шарнирными марионетками». Они действительно похожи на марионеток и, кажется, в какой-то момент начнут двигаться, выполнять те действия, которые на рисунке представлены статично.

-Евгений Иванович Чарушин. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими. Он рисовал зверей и птиц, как ни до него, ни после него не рисовал никто. Благодаря глубокому, проникающему пониманию зверя, такой необыкновенной способности передавать его характер, повадки, движения, изобразить само тело, красоту шерсти, перьев. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны, многие нарисованы в технике по сырой бумаге.

На слайде «Что должен знать художник, рисующий животных?». (Повадки, среду обитания, характер, особенности строения).


- Как передается характер животного?


- через движения, формы тела;


- через пропорции: большая голова, длинные или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза;


- через выразительные детали (лохматая или гладкая шерсть, форма ушей, когти, усы, блеск глаз);

- Художник не просто изображает, но и эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал


-Давайте с вами поближе познакомимся с одним из них, а именно с Евгением Ивановичем Чарушиным.

-Посмотрите на иллюстрации на слайде.

-Можем ли мы догадаться, о чём будет его произведение по ним?

-Да, благодаря иллюстрациям мы можем многое сказать. Может быть у кого-то есть предположения о чём рассказ Е.И. Чарушина «Медвежата»?

-Сейчас я кратко расскажу вам, о чём это произведение.

(рассказ учителя)

Охотники принесли из леса двух медвежат и оставили у бабушки. Так они и жили у бабушки, спят, посасывают молоко из соски, растут. Когда подросли стали они озорные, то цыплят разгонят по двору, то залезут на крышу, трубу разберут. Пришлось бабушки отдать их в зоосад.

-Ну что? Совпали наши предположения?


-Послушайте ещё один рассказ закрытыми глазами и попробуйте представить его.


-Жил был кот по имени Вася. Хозяева очень любили своего кота и никогда не наказывали его за мелкие шалости и проказы. Однажды, оставшись один дома, кот Вася заскучал и решил посмотреть, чем там занимался его хозяин всю ночь на пролёт. Пройдя препятствие, в виде двери в кабинет, Вася начал оглядываться по сторонам. Тут его взгляд зацепила небольшая баночка с непонятной черной жидкостью на столе. Так как кот был очень любопытным, он взобрался на стол, где были разные бумажки. Понюхав баночку, он решил поиграть с ней. Раз, в одну сторону слегка баночку подвинет, два в другую, ну, а в третий раз, так далеко отодвинул он её, что она полетела со стола прямо вниз. Вся черная жидкость, что находилась в баночке, пролилась на пол, оставляя после себя небольшую лужу и брызги рядом. Хотел было кот аккуратно спуститься, да только испугал его шум от входной двери. Видимо, хозяева пришли. Ну, а, что же кот? Из-за неудачного приземления прямо в лужу, вся его шерстка измазалась чернилами, а рядом с ним образовались кляксы. Хозяева, увидев данную картину по приходу домой, ещё долго ругали своего кота, пока отмывали его в ванне…

-Какую картину вы представили себе?


-Давайте с вами попробуем изобразить иллюстрацию к данному рассказу. Изобразим мы с вами самую яркую сцену, а именно ту, где кот измазался чернилами.

(учитель поэтапно объясняет, как работать

Дать инструктаж выполнения рисунка)

1 этап. Нужно смочить большой кисточкой лист бумаги, так, чтобы он пропитался водой и был немного влажный. Важно, чтобы не было лужи из воды.

2 этап. Рисуем тело. Для этого, наберем цвет на кисточку. Смешаем черный с синим. Начнём рисовать немного выше нижнего края листа. Справа рисуем большой круг. Сверху ещё один, но поменьше и сдвинутый в левую сторону на чуть-чуть. Сверху рисуем ещё один круг меньше второго и левее него, это будет наша голова. У нас получился снеговик, который немного заваливается в левую сторону.

3 этап. Рисуем хвост. Для этого ставим кисточку недалеко от левого края и рисуем небольшую дугу к самому нижнему кругу и ведем немного вверх. Начало дуги делаем немного объемнее. Сделаем правую сторону нижнего круга немного объемнее. А у среднего круга левую сторону.

4 этап. Пока бумага не высохла, набираем немного черно-синего цвета на кисточку и воспользовавшись второй кисточкой, сделаем небольшие кляксы, ударяя одну кисточку об другую. И ждём, когда высохнет.

5 этап. Займёмся более детальной прорисовкой. Смешиваем ещё раз синюю краску с черной погуще, так как будем рисовать детали. Начнём рисовать ушки уже не размывкой. Рисуем на вернем круге два ушка соблюдая небольшое расстояние между ними. Немного разбавим кисточку водой и нарисуем лапки. Вдоль среднего круга проводим небольшую линию. Затем, промокнув кисточку салфеткой немного осветлим ее, а поверху нарисуем переднюю лапу уже насыщенным цветом.

6 этап. Теперь сделаем глазки. Для этого возьмём тонкую кисточку и набираем белую краску. Рисуем сначала один глаз почти посередине головы, как рыбкой. А второй глаз чуть-чуть выше и поменьше первого, чтобы создать впечатление того, что кот смотрит на нас немного сбоку, вполоборота. Теперь берём чисто черную краску и рисуем усики рядом с тем местом, где по идее должен быть носик, делаем это кончиком, чтобы они получились тонкими. Наш кот Вася готов.








Слушают рассказ учителя о художниках-иллюстраторах













































































Он должен знать, как они выглядят, их особенности, расцветку, где они обитают и т.д.

Через движения, то как он выглядит.
























Да, мы можем увидеть какую-то сцену из его произведения.



О медвежатах, которые живут в зоопарке или с людьми.
















Да.



Закрывают глаза и представляют.












































Кота, который весь измазался чернилами.

познакомятся с понятием художник-иллюстратор и иллюстрация

К: владеть диалогической формой речи.




П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К: строить монологическое высказывание.


К: слушать и понимать речь других.



Р: принимать и сохранять учебную

Задачу.












Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Организует обобщение пройденного материала.

-С какими художниками мы познакомились?

-Как они изображают свои иллюстрации? Какие техники используют?




Отвечают на вопросы учителя.






К: Владение диалогической формой речи.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический








Организует самостоятельное выполнение работы обучающимися, контролирует деятельность обучающихся, осуществляет педагогическую помощь.


Выполняют работу самостоятельно.


Р: принимать и сохранять учебную

задачу

К: слушать и понимать речь других;


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Словесный (беседа)








Организует обобщение по пройденному материалу.

-Вы хорошо справились и у вас получились замечательные иллюстрации.

-Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили на урок?

-Смогли мы их добиться?

-В какой технике мы с вами поработали?

-О каких техниках узнали? С какими художниками-иллюстраторами познакомились?

-Что должен знать художник, рисующий животных?



Отвечают на вопросы учителя.






.





К: Владение диалогической формой речи.

П: осуществлять обобщение изученного;

осуществлять синтез как составление целого из частей.


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

- Ребята, я надеюсь, что каждый из вас чему-то научился на этом уроке. Расскажите, что вам понравилось больше всего?

- Кому было что-то непонятно?

- В чем были трудности?

- Оцените свою работу на уроке с помощью карандашей: зеленый карандаш - на уроке вам удалось все сделать; желтый карандаш - вам было трудно на уроке; красный карандаш - вам было не понятно.

- Спасибо, ребята, за урок.

Отвечают на вопросы учителя.







Оценивают свою работу на уроке с помощью карандаша.


К: формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения;

Р: осуществлять самооценку деятельности


Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности