Актулиза-ция знаний | Целеполага-ние и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у кадет знания | Наглядный | Фронтальная и групповая | Подведение к теме урока. На слайдах картинки, иллюстрирующие различные жанры живописи (кроме натюрморта) Преподаватель просит назвать жанры, в которых написаны представленные картины. Преподаватель просит определить, что объединяет и различает предложенные картины. - С какими жанрами изобразительного искусства мы уже знакомы? Для определения темы предлагает Послушать стихотворение – загадку: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Подводит к правильному формулированию темы и цели урока через наводящие вопросы: - Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (О натюрморте как жанре). - На какой вопрос мы не можем ответить сегодня по данной теме? - Вы правильно сформулировали тему урока и определили для себя практическое творческое задание. Тема нашего урока - изображение предметного мира - натюрморт. На уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства - натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить композицию натюрморта. Преподаватель: «Сегодня мы посмотрим учебный фильм, закрепим знания о видах и жанрах изобразительного искусства». Натюрморт (от франц.nature morte - буквально "мёртвая натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди(овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса т.д.), цветов и прочего. Отдельные произведения этого жанра также называются натюрмортами. Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как - тихая жизнь. Действительно, натюрморт - тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы.. В переводе с французского nature morte, обозначает – «мертвая природа». Таким образом, натюрморт-это это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей. Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т.д. Просмотр видеоряда (история натюрморта). Обсуждаю основы композиции натюрморта с кадетами. Составление натюрморта – действо творческое, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними. • Композиция натюрморта должна составлять из предметов, тематически связанных между собой (например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой); • В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету (н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом); • Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое, немного загораживая друг друга; • В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, величине, форме, цвету был бы главным, центральным.); • Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: в прямоугольник, квадрат, овал, круг; Композицию натюрморта можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали. Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которые построены на основе разных фигур с использованием симметрии. • Ассиметричное и диагональное расположение предметов передают движение, беспокойство. На доске записывают имя основоположника жанра. Предлагает воспитанникам (1-2) самим составить натюрморт из предложенных предметов. - Ваша задача – за 2 минуты, используя эти заготовки, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов. Обсуждают, какой вариант был наиболее удачным, и почему? (Тем самым воспитанники закрепляют законы композиции). | Отвечают на вопросы. Воспитанники отвечают: - Это картины живописные, они построены по законам композиции. Их различает то, что на них не изображены люди. Осмысливают цель урока. Слушают, отвечают на поставленный вопрос, обсуждают его в группе. Воспитанники отвечают: - Тема нашего урока: «Натюрморт как жанр ИЗО». - Мы не знакомы с историей возникновения натюрморта, правилами его построения. Нам нужно на практике освоить приемы построения натюрморта. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: Умение слушать, анализировать. Осознание необходимости получения новых знаний. Познавательные: целеполагание, Умение анализировать, выделять и формулировать учебную задачу; Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание, работать в группе. |