Технологическая карта урока
на тему « Кислоты…»
Предмет _ химия_
Класс ____________8______
Учитель: Дуванова Наталья Михайловна
Тема урока : Кислоты
Тип урока : урок « открытия» нового знания
Планируемые результаты обучения:
личностные - Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту
предметные -Умения определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH»; экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов; описывать свойства отдельных представителей кислот.
метапредметные - Умения использовать знаково-символические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.
Технологии и техники _ технология мастерских , критериальное оценивание
Ресурсы (учебники, учебные пособия, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) _1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Дрофа. 2017г 2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова 3.эфу «Химия 8 класс. Габриэлян» 4. Сборник задач по химии Хомченко, 2010 г
Оборудование и реактивы _ учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках; растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот; индикаторы; пробирки с растворами кислот и щелочи по количеству команд, стаканчик, спиртовой градусник; список формул кислот , наборы карточек с формулами кислот по числу команд
Этапы урока/ занятия (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные) | Формы оценивания | Скриншоты ресурсов ЭФУ |
1 этап – Самоконструкция /Мотивация./ | “Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии” | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. | | фронтальная | |
2 этап – Самоконструкция /Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии./ | На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы. Выполните учебное задание. Учебное задание ВЫ – УЧИТЕЛЬ! /Приложение 1/ | Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Стартовая диагностика - индивидуальная Сам.работа – индивид. | |
3 этап- Самоконструкция /Выявление места и причины затруднения./ | Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу? H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества? Как их называют? Мы изучали эти соединения? Тема нашего сегодняшнего урока? По какому плану мы будем изучать вещества кислоты? На одном уроке все сможем изучить? С чего начнем? Значит тема? «Кислоты: классификация, свойства.» | Приходят к выводу, что не относятся HCL,H2SO4 к изученным классам неорганических соединений. Предлагают тему урока. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Формулируют тему урока. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу. | Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. | индивидуальная /Устный ответ/ | |
4 этап – Социоконструкция /Построение проекта выхода из затруднения./ | Учитель показывает яблоко, лимон. - Что общего между ними? Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ. Кислоты сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов. Стр. 100. Таблица 12. Необходимо обратить внимание на валентность кислотного остатка! | Рассматривают формулы кислот, дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток. | Коммуникативные УУД. Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений | Групповая - ситуативный диалог | |
5 Этап -«Открытие нового знания» 5.1. Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей) 5.2. Проверка правил техники безопасности 5.3 Решение задач | Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание Учебное задание КАКИЕ ОНИ? /Приложение № 2/ Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали. Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик- это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот. Выполняем учебное задание № 3 РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ. Приложение № 3 – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ Составьте алгоритм решения задачи: Определите количество вещества азотной кислоты для 189 мг ее. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество? | делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое практическое значение. Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным. Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой Составляют алгоритм, решают задачу. | Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности. | Дифференцированная : Работа с учебником в группе; Диалог -беседа Тест- взаимопроверка Компьютерный тест Химический эксперимент Групповая - принцип «Микрофон» Индивидуальная- письменная работа | |
6этап – Социализация / Первичная проверка усвоения нового материала/ 6.1 Клас-сификация кислот | Предлагает поиграть в «эстафету». Вывешивает на задней стене кабинета или в коридоре на внешней стороне дверей список формул кислот на листе формата А4 (приложение №4). Та команда, которая быстрее всех сможет правильно переписать формулы и дать им названия, выигрывает . Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. - найдите в записях формул кислот особый признак. - как называется остальная часть молекулы? - сформулируйте определение кислот - рассмотрим, какие бывают кислотные остатки, распределите их на группы - классифицируйте формулы по количеству атомов водорода. | Каждая команда распределяет обязанности: «курьер» - тот, который должен добежать до списка и найти нужную формулу и запомнить ее; «секретарь» - записывает формулу, которую запомнил «курьер» на бумагу; «определитель» (их может быть 2-3, в зависимости от количества человек в команде)- определяет название кислоты при помощи учебника. . Работают с набором карточек «Формулы кислот» Классифицируют кислоты по признакам. - водород - кислотный остаток Дают свои определения кислотам - есть кислотные остатки с кислородом, а есть – без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. - раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода | Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. | Групповая Индивидуальная – письменная работа | См. приложение №4 Набор карточек « Кислоты» |
7 этап – Афиширование /Рефлексия./ | Подведем итоги нашей работы. Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Называют цель урока. Отвечают на вопросы анкеты « продолжи фразу..» | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, уметь обобщать и применять полученные знания. | Индивидуальная: Рефлексивная карта Компьютерное задание | |
8 этап - Афиширование /Домашнее задание./ | – Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ. /Приложение 5/ | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем | Индивидуальная - Работа по карточке | |
Приложение 1
ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:
Оксиды | Основания |
Кислотные | Основные | Щелочи | Нерастворимые в воде |
H2SO4 CaO P2O5 SO3, | MgO K2O | Fe(OH)2 | NaOH HCl |
Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.
Проверьте работу по ключу. Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.
Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!
Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!
Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!
Приложение 2
КАКИЕ ОНИ?
Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr.
Проведите свое исследование по следующему плану:
Внимательно рассмотрите предложенные формулы.
Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.
____________________ __________________
Результаты исследования представьте одноклассникам.
Приложение 3
РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.
Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.
Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор м/оранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.
№ пробирки | Что наблюдали, когда добавили | Вещество |
Лакмус | фенолфталеин | Метилоранж |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.
Приложение 4
Список формул для «Эстафеты»
HCl H2S H2SO4 HNO3 HPO4 HNO2 H2SO3 H2CO3 H2SiO3
Приложение 5
ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ.
На Венере бывают настоящие кислотные дожди. Выведите формулу кислоты, которая выпадает в качестве осадков, если известно, что в её состав входят водород, сера и кислород в массовых долях 2,04%, 32,65%, 2,04 % соответственно.
Оформите решение задачи в тетради.
На следующем уроке проверьте себя по ключу. Оцените по критериям, обозначая каждый критерий одним из параметров: «да», «нет», «необходима помощь».
Критерий | Параметр |
Умею записать условия задачи, формулу | |
Умею производить расчеты | |
Умею выводить формулу вещества | |
Проанализируйте результат и сделайте вывод о том, как вы выполнили задание. Что надо учесть в следующий раз?