СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии " Кислоты" ( с использованием ЭФУ)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Умения определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH»; экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов; описывать свойства отдельных представителей кислот.Умения использовать знаково-символические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии " Кислоты" ( с использованием ЭФУ)»


Технологическая карта урока

на тему « Кислоты…»

Предмет _ химия_

Класс ____________8______

Учитель: Дуванова Наталья Михайловна

Тема урока : Кислоты

Тип урока : урок « открытия» нового знания

Планируемые результаты обучения:

личностные - Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

предметные -Умения определять понятия «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH»; экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов; описывать свойства отдельных представителей кислот.

метапредметные - Умения использовать знаково-символические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.

Технологии и техники _ технология мастерских , критериальное оценивание

Ресурсы (учебники, учебные пособия, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) _1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Дрофа. 2017г 2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова 3.эфу «Химия 8 класс. Габриэлян» 4. Сборник задач по химии Хомченко, 2010 г

Оборудование и реактивы _ учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках; растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот; индикаторы; пробирки с растворами кислот и щелочи по количеству команд, стаканчик, спиртовой градусник; список формул кислот , наборы карточек с формулами кислот по числу команд


Этапы урока/ занятия (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(Регулятивные,

Коммуникативные,

Познавательные)

Формы оценивания

Скриншоты ресурсов ЭФУ

1 этап – Самоконструкция


/Мотивация./

Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии”

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.


фронтальная

2 этап –

Самоконструкция

/Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии./

На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.

Выполните учебное задание.

Учебное задание

ВЫ – УЧИТЕЛЬ!

/Приложение 1/

Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме




Стартовая диагностика - индивидуальная


Сам.работа – индивид.




3 этап-

Самоконструкция

/Выявление места и причины затруднения./

Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?

H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества? Как их называют? Мы изучали эти соединения? Тема нашего сегодняшнего урока?

По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?

На одном уроке все сможем изучить? С чего начнем? Значит тема? «Кислоты: классификация, свойства.»


Приходят к выводу, что не относятся HCL,H2SO4 к изученным классам неорганических соединений.

Предлагают тему урока.

Хотят познакомиться с названием и  классификацией соединений. Формулируют тему урока. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу.


Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.



индивидуальная


/Устный ответ/


4 этап –

Социоконструкция

/Построение проекта выхода из затруднения./

Учитель показывает яблоко, лимон.

- Что общего между ними?

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические.

Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.

Кислоты сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Стр. 100. Таблица 12.

Необходимо обратить внимание на валентность кислотного остатка!

Рассматривают формулы кислот,

дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток.

Коммуникативные УУД.

Умение точно формулировать свою мысль.

Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений




Групповая

-

ситуативный диалог







5 Этап -«Открытие нового знания»












5.1. Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей)


















5.2. Проверка правил техники безопасности







5.3 Решение задач






Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание

Учебное задание

КАКИЕ ОНИ?

/Приложение № 2/

Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали.



Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик- это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот.

Выполняем учебное задание № 3

РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.

Приложение № 3


















– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ



Составьте алгоритм решения задачи: Определите количество вещества азотной кислоты для 189 мг ее. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество?

делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое практическое значение.


Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным.



Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой







Составляют алгоритм, решают задачу.

Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД.

Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.



Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.




Дифференцированная :


Работа с учебником в группе;


Диалог -беседа


Тест- взаимопроверка















Компьютерный тест








Химический эксперимент

















Групповая -


принцип «Микрофон»








Индивидуальная- письменная работа
























6этап –

Социализация

/ Первичная проверка усвоения нового материала/





















6.1 Клас-сификация кислот

Предлагает поиграть в «эстафету». Вывешивает на задней стене кабинета или в коридоре на внешней стороне дверей список формул кислот на листе формата А4 (приложение №4). Та команда, которая быстрее всех сможет правильно переписать формулы и дать им названия, выигрывает .













Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. - найдите в записях формул кислот особый признак. - как называется остальная часть молекулы? - сформулируйте определение кислот - рассмотрим, какие бывают кислотные остатки, распределите их на группы - классифицируйте формулы по количеству атомов водорода.

Каждая команда распределяет обязанности: «курьер» - тот, который должен добежать до списка и найти нужную формулу и запомнить ее; «секретарь» - записывает формулу, которую запомнил «курьер» на бумагу; «определитель» (их может быть 2-3, в зависимости от количества человек в команде)- определяет название кислоты при помощи учебника.








. Работают с набором карточек «Формулы кислот» Классифицируют кислоты по признакам. - водород - кислотный остаток Дают свои определения кислотам - есть кислотные остатки с кислородом, а есть – без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. - раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода

Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД.

Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.











Групповая

























Индивидуальная – письменная работа




См. приложение №4

























Набор карточек « Кислоты»




7 этап –

Афиширование

/Рефлексия./

Подведем итоги нашей работы. 

Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель?

Коррекция  самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Называют цель урока.

Отвечают на вопросы анкеты « продолжи фразу..»

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. 

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  уметь обобщать и применять полученные знания.


Индивидуальная:

Рефлексивная карта





Компьютерное задание




8 этап -

Афиширование

/Домашнее задание./

– Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ.

/Приложение 5/

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем



Индивидуальная -


Работа по карточке







Приложение 1


ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:



Оксиды

Основания

Кислотные

Основные

Щелочи

Нерастворимые в воде

H2SO4

CaO

P2O5

SO3,

MgO

K2O

Fe(OH)2


NaOH

HCl



Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.

Проверьте работу по ключу. Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.

Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!

Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!

Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!





Приложение 2


КАКИЕ ОНИ?

Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr.

Проведите свое исследование по следующему плану:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные формулы.

  2. Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.



____________________ __________________
















  1. Результаты исследования представьте одноклассникам.







Приложение 3



РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.


Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.

Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:

  1. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

  2. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

  3. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор м/оранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.

  4. Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.

№ пробирки

Что наблюдали, когда добавили

Вещество

Лакмус

фенолфталеин

Метилоранж

1





2





3





На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.






Приложение 4


Список формул для «Эстафеты»

HCl H2S H2SO4 HNO3 HPO4 HNO2 H2SO3 H2CO3 H2SiO3



Приложение 5



ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ.

На Венере бывают настоящие кислотные дожди. Выведите формулу кислоты, которая выпадает в качестве осадков, если известно, что в её состав входят водород, сера и кислород в массовых долях 2,04%, 32,65%, 2,04 % соответственно.

Оформите решение задачи в тетради.

На следующем уроке проверьте себя по ключу. Оцените по критериям, обозначая каждый критерий одним из параметров: «да», «нет», «необходима помощь».

Критерий

Параметр

Умею записать условия задачи, формулу


Умею производить расчеты


Умею выводить формулу вещества


Проанализируйте результат и сделайте вывод о том, как вы выполнили задание. Что надо учесть в следующий раз?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!