Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Постановка учебных задач | - Знаете ли вы, что такое степень окисления? Что она характеризует? Значит, нам надо ответить на эти вопросы. За работу! | Слушают вопросы учителя | Высказывают предположения | Понятие «степень окисления» | Волевая саморегуляция, самоопределение в учебной деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Совместное исследование проблемы. | Формулирует и комментирует задания. | Задание 1. Составьте электронные схемы атомов химических элементов натрия, хлора, алюминия, кислорода, водорода, серы. Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к отдаче электронов? Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к принятию электронов? Почему? Задание 2. Разделите вещества на группы. Объясните, по какому признаку вы произвели деление? Формулы веществ: AlCl3, O2, Al, SO3, Na, HCl, Cl2, Na2S | Три ученика записывают на доске электронные схемы атомов (по две схемы каждый ученик) Отдавать электроны могут атомы натрия, алюминия и водорода. Принимать электроны могут атомы серы, кислорода и хлора. Потому что атомы стремятся получить завершённый внешний электронный слой из 8 электронов. Предлагают варианты классификации веществ | Схемы строения атомов элементов, способность к принятию и отдаче электронов | Анализ объектов с целью выделения признаков, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Моделирование | Обратите внимание на вещества с ионной связью. Из каких частиц они состоят? Рассмотрим вещества с ковалентной полярной связью. Подводит учащихся к формулированию понятия «степень окисления». | Назовите их заряды. Объясните, почему частицы имеют такие заряды (знак и численное значение). Из каких частиц они состоят? Почему в этих веществах связь ковалентная полярная? Представьте, что в этих веществах связь превратилась в ионную? Какие заряды получат ионы серы и кислорода, водорода и хлора? Заряды, которые вы назвали для ионов серы и кислорода, водорода и хлора – это и есть степень окисления. Попробуйте сформулировать определение. Что такое степень окисления? (это заряд) Этот заряд появляется у чего? (у атома) Атом находится где (в чём)? (в соединении) Что при этом надо представить? (что связь в этом соединении ионная) | Хлорид алюминия состоит из катионов алюминия и анионов хлора. Заряд у катиона алюминия 3+, у аниона хлора 1- Сульфид натрия состоит из катионов натрия и сульфид анионов. Заряд у катиона натрия 1+, у аниона серы 2-. Оксид серы состоит из атомов серы и атомов кислорода. Хлороводород состоит из атомов водорода и атомов хлора. Потому что электронная пара от атома с меньшей электроотрицательностью смещается к атому элемента с большей электроотрицательностью. В оксиде серы от атома серы к атому кислорода. В хлороводороде от атома водорода к атому хлора. У катиона серы заряд 6+, у аниона кислорода 2-. У катиона водорода заряд 1+, у аниона хлора 1-. Отвечают на вопросы учителя. | Понятие «химическая связь», «степень окисления» | Анализ объектов с целью выделения признаков, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Конструирование нового способа действия. | Теперь мы узнаем для чего используется степень окисления. Формулирует и комментирует задание. | Изучите правила определения степеней окисления химических элементов. У каждого из вас на столе лежит карточка «Правила определения степеней окисления (СО)». Вам необходимо внимательно прочитать каждое правило предложить задание к каждому из них и выполнить их 1. Назовите вещества, в которых элементы имеют СО 0. 2. Выберите формулы веществ, в составе которых есть атомы металлов с СО +1, +2, +3. Назовите максимальные степени окисления хрома и марганца. 3. Выберите формулы веществ, в которых элементы – неметаллы (сера, азот и хлор) имеют положительные степеней окисления; отрицательные степени окисления. Подтвердите правильность предложенной формулы для определения минимальной степени окисления. 4. Выберите формулы веществ, в которых степень окисления кислорода -2. Назовите исключение. 5. Выберите формулы веществ, в которых степень окисления водорода +1 и -1. | Читают каждое правило, формулируют задания к этим правилам и выполняют их. Комментируют выполнение. Объясняют решение. | Определение СО у атомов | Уметь выражать и аргументировать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение работать с разными источниками информации |
Переход к этапу решения частных задач. | Формулирует и комментирует задание. Если ни одна группа учащихся с заданием не справилась. Учитель сам формулирует алгоритм определения степени окисления элемента по формуле бинарного соединения. И предлагает учащимся повторно выполнить задание. Если часть учащихся справилась с заданием, учитель предлагает рассказать о выполнении задания этой группе учащихся. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм действий. | Определите степени окисления химических элементов по формулам. Группа 1 N2O, NH3, N2O5, Fe2O3, Al2S3 Группа 2 Na2S, Na3N, SO2, SO3, H2S Группа 3 MgS, Mg3N2, P2O5, PH3, P2O3 Группа 4 Ca3N2, CaCl2, Cl2O3, HCl, Cl2O7 Через 1-2 минуты проверяется выполнение задания. Вам удалось выполнить задание? Не возникло ли у вас трудностей? Если да, то в чём они заключаются? | Объединяются в группы по 4 человека (сидящие за соседними партами). Выполняют задания. Представляют решение и комментируют его. Формулируют алгоритм определения степени окисления элемента в бинарном соединении. | Определение СО у атомов в соединении | Умение делать выводы и умозаключения, умение работать в группе, сообща решая познавательные задачи, способствуя формированию коллектива |
Применение общего способа действия для решения частных задач. | Формулирует и комментирует задание. Проверка индивидуальных работ учащихся. | Определите СО элементов в соединениях.MnO, MnO2, CH4, ,PCl3 K3P, KF, СS2, SiH4. | Индивидуально выполняют задание. Предоставляют свои работы для проверки и коррекции | Умение определять СО атомов в соединении | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение владеть монологической речью для полного и точного выражения своих мыслей. |