СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по кубановедению "История Кубани в архитектуре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани.

Привить любовь и интерес к родному краю.

Воспитать бережное отношение и любовь к родине.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по кубановедению "История Кубани в архитектуре"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

краснодарский педагогический колледж


Пробный урок по Кубановедению

студентки 3 курса группы "Б"

Валивач Марии Алексеевны

проведённый в 4 "Б" классе


02.12.2016г









Методист________\Петриченко Наталья Григорьевна \

Учитель______\ Чирва Татьяна Владимировна\

Оценка _____ _________





Технологическая карта урока по кубановедению.

Тема урока –История Кубани в архитектуре.

Тип урока - Урок изучения нового материала.

Методы обучения - Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, словесный.

Образовательные ресурсы - ММП, физическая карта Краснодарского края, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Цели урока:

Ознакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани

Привить любовь и интерес к родному краю.

Воспитать бережное отношение и любовь к родине.

Формируемые УУД

Предметные УУД

- ознакомление с названиями жилища казаков;

-умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;


Метапредметные УУД

Познавательные УУД-

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации;

Развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной

литературой;

Коммуникативные УУД-

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД-

Умение работать в группах.

Формировать и удерживать учебную задачу.

Применять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно, усвоить.

Личностные УУД-

Воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи,

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Навыки сотрудничества в разных ситуация.

Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Формировать умение критически мыслить и способность пересматривать собственную точку зрения;

Формирование интереса к прошлому народа.

установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Ход урока:


Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный момент.


Контроль готовности к занятию, приветствие.

Здравствуйте, меня зовут, Мария Алексеевна и сегодня урок кубановедения, проведу у вас я.


Проверяют готовность.


Мотивация

к деятельности .

-Вы любите путешествовать?

-Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете?

-Ребята, рассмотрите фотографии. Что отражено на них?



Памятники, здания


архитектура

Мультимедийная презентация


Актуализация знаний.



Фронтальная беседа

-Так что же такое архитектура?

- Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?


- Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

- Давайте проведём урок необычно - в форме путешествия.

- На чём же можно отправиться в прошлое, поговорить о настоящем и может быть заглянуть в будущее? (На «машине времени»).





Архитектура- стиль построек; здания и сооружения

да


История Кубани в архитектуре.




На «машине времени»

Презентация.

Слайд

Изучение

нового материала.


























Рассказ с элементами беседы.

- Начнем мы наше путешествие с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди. Известно, что древний период истории Кубани по-своему интересен.

-Рассмотрите ленту времени в рабочей тетради с. 43. Определите, когда на Кубани появились древние люди?

- Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда.

- Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека?

- Проверьте свои предположения прочитав текст в учебнике на с.41.

- Кто подтвердил свою гипотезу?

- Что нового узнали?

- Найдем на карте посёлок Ильский?



Самостоятельное изучение информации в учебнике стр. 42(читают по цепочке)

-Определите по "ленте времени" период, когда жили меоты на Кубани и отметьте.

- Расскажите о жилищах меотов.

- Предлагаю решить историческую задачу: Когда учёные ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят керамическую посуду. Они имели красноватый цвет и расписанный чёрным лаком. Такую посуду находят не только в древне греческих городах, но и там где жили меоты. Значит меоты сами …

- Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

- Прочитайте в словаре, каковы особенности городище?

- Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее период переселения казаков на Кубань.

Читают по цепочке стр.43-44

- Расскажите, что собой представляло кубанское жилище в 18-19 веках?

- Как выглядели первые казачьи поселения?







-Раньше слово станица означало не населённый пункт, а боевой или охотничий отрядом. Как же велось строительство станиц на Кубани в 18 веке?









- Как выглядела хата снаружи?

- И подтверждение тому картина «Украинская хата», написанная замечательным русским художником. Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г.





- На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе». Хотя площадь, которую занимал двор, обычно была небольшой.

- Что же располагалось во дворе?





- Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи». В хатах было просто и уютно. Расскажите о внутреннем убранстве казачьей хаты.











- Как называли казачье жилище?

- Как же строились хаты на Кубани? Ответ на этот вопрос мы сможем найти, прослушав отрывок из стихотворения Кубанского поэта П.С. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи -

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая?

1. Турлучные хаты наиболее характерными на Кубани. Строили их на основе деревянного каркаса. От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной.

2. Саманные дома. Саман – материал, состоящий из нескольких компонентов. Почти во всех домах пол был глинобитным. Деревянный пол был только у богатых.

3. Глинобитные дома – литые стены этих домов сооружались путём забивки деревянной опалубки глиной.

4. Вальковые стены – возводились из крупных (до 7 кг) круглых или овальных глиняных комьев, которые накладывались друг на друга рядами (шарами) высотой до 60-70 см. Каждый ряд в течение нескольких дней просушивали.

-Историческая задача: Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома?

(Жилище и материал, из которого возводятся постройки, во многом зависят от местных географических условий и климата. В равнинной части почти полностью отсутствует камень. Поэтому здесь в строительстве используют глину, камыш, солому и дерево).

- Исторический факт: в 50 годах 19 века Екатеринодар выглядел как большая станица «Ныне в этом отставшем от современного значения граде насчитывается 2000 домов, т.е. хат из глины и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько. Хаты строят так, как будто им скомандовали «вольно, ребята».

- На смену глине в 70-х годах приходит кирпич.

Знаменитый след в архитектуре Кубани конца 19 века и начала 20 века оставил архитектор И.К. Мальберг.



Краснодарский государственный цирк построен в 1970 году. Сейчас краснодарский цирк — это 1654 посадочных места и два действующих буфета. Цирк оснащен манежной световой и звуковой аппаратурой, сканерными пушками.
Арена нередко служит и концертной площадкой: ежемесячно здесь выступают звезды российской эстрады.

В кинотеатре "Аврора" давно любимым большинством краснодарцев и гостей города всегда можно увидеть последние новинки российского и мирового кинематографа. После ремонта в зале кинотеатра были установлены новые кресла и заменено оборудование.
Для детей в кинотеатре проводятся дополнительные мероприятия, имеется специальная детская комната.

В большом зале кинотеатра установлено новейшее цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3D.

Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство длилось 19 лет. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. 28 мая 2006 года собор Алесандра Невского полностью восстановлен.

В столице Кубани воссоздали Александровскую триумфальную арку, построенную для приезда императорского кортежа. В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского императора Александра III. В качестве подарка казаки и общественность выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город.Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению советской власти арка была снесена.
В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани.

Атамань — комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом. Находиться на берегу Таманского залива Чёрного моря. Открыт в августе 2009 года. Комплекс казацкой станицы построен в натуральную величину. Комплекс состоит из нескольких улиц, на которых каждое подворье представляет отдельный промысел гончара, сапожника, цирюльника, хат простых казаков, атамана. Есть школа, мельница. Над комплексом возвышается часовня. И как когда-то казаки строили хату всем миром, так же Атамань строили все районы Краснодарского края.













Около 500000 лет назад на Кубани жили древние люди





Допустим…

Предположим…

Возможно…



Археологами обнаружена открытая стоянка древних людей около посёлка Ильский




Первое тысячелетие до нашей эры



изготавливали посуду, похожую на греческую






Городище


Городище огораживали рвом, валом и частоколом





В первые годы существования казачьих поселений в трудных условиях военного времени сооружали временные постройки – землянки, полуземлянки, крытые камышом и соломой.

В центре станицы одна или две площади, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней.


Казачьи хаты всегда выглядели аккуратными и нарядными. А все оттого, что обычно их белили известью. Такие дома еще называли мАзанки. Окна выходили на южную сторону. Глухая стена дома (без окон) располагалась с ветреной северно-восточной стороны





Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник, Обычаем было отдельное строение.


(Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок). На видное место ставили кровать с горой подушек, резные и расписные сундуки - приданное дочерей.

Хата, мазанка, курень

Учебник, рабочая тетрадь, ммп

Физминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. 


Практическая работа

Работа в рабочей тетради.

-Давайте выполним задания в рабочей тетради на стр.21


Решают кроссворд на стр.20

Выполняют работу.

Рабочая тетрадь

Итог урока.

Рефлексия.



Какая была тема нашего урока?

Где находится Краснодарский край?


Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…


Отвечают на вопросы.


Домашнее задание

Узнать, как выглядело жилище твоих предков.

Учитель записывает домашнюю работу на доске.

Записывают домашнюю работу в дневники.