Введение в тему. | Введение в тему. Как одним словом можно назвать обряды, песни и танцы народного быта? (ФОЛЬКЛОР). Значит о чём мы будем говорить сегодня на уроке, с чем продолжим знакомиться? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, казачьим фольклором. | Отвечают на вопросы учителя. - С казачьим фольклором. Формулируют тему урока с помощью учителя. | Компьютерная презентация. |
Изучение нового материала. | План: Понятие «фольклор»; Пословицы и поговорки; Загадки; Песенный край Организует рассказ с элементами беседы: - А вы знаете, что значит слово «фольклор»? Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. Одной из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки. У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа. Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки. Пословица краткое, мудрое суждение о жизни содержит поучительный смысл законченное суждение характеризует поступки человека, их образ жизни украшает нашу речь Поговорка меткое суждение часть суждения, незаконченное предложение дает оценку поступкам человека, но не поучает выражает чувства - Какие пословицы и поговорки вы знаете? Посмотрите на слайд и скажите, какой это жанр: Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка). Висит, телепается, Всяк за него хватается. (Рушник). Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг) Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.) Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор) Жидкэ, а нэ вода, билэ, а нэ снег. (Молоко) Загадки тоже являются частью казачьего фольклора. Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь. - Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели? - Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор. Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен. Звучит запись песни. «Распрягайте, хлопцы, коней» Организует работу с учебником с. 82 - Что же еще относится к казачьему фольклору? Пели ли вам в детстве мамы колыбельные? Продолжим читать учебник на с.83 и узнаем, что еще относится к фольклору. Чему учит сказ «Урок отца»? Организует работу с учебником (с.84) Играли ли в эти игры? Какие еще народные игры вы знаете? |
Высказывают свои предположения.
- Загадки.
- Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.
Слушают запись песни «Распрягайте, Хлопцы, коней»
- Колыбельные. | Компьютерная презентация, учебник, словарь. |
Физкультминутка. | А теперь я предлагаю сделать небольшой перерыв и провести физкультминутку: Мы с вами вошли в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотреть вправо, влево) Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. | Повторяют движения за учителем. | |
Практическая работа. | - Откройте свои рабочие тетради на стр.39-40. Прочитайте первое задание и выполните его самостоятельно. (Пока дети выполняют задание, учитель ходит и следит за процессом. У первых трех парт, которые быстрее справились, учитель проверяет правильность выполнения) | Отгадывают загадки. Внимательно слушают задание. | Рабочая тетрадь, презентация. |