Вы прочитали дома рассказ, в котором Толстой описал интересную историю из жизни человека. Обращение к личному опыту обучающихся: - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Обратимся к тексту. Фронтальная беседа по тексту: композиция, герои, события, сюжет. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. (Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь). (Ответы учащихся). Какие события произошли с героем? -вечер на балу; танец с Варенькой, подаренный ее отцом; бессонница героя, утренняя прогулка, встреча с солдатами, процесс наказания татарина, встреча глазами с полковником. Эти события как -то повлияли на него? Выявление проблемы Как повлиял случай на главного героя рассказа «После бала»? Давайте выясним этот вопрос. Обсудим подробнее эпизод, связанный с балом. – Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу? (Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой). – Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). – Почему герою все на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, влюблен). – Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал). Каковы чувства и ощущения Ивана Васильевича на балу? ЭЙФОРИЯ, ОН СЧАСТЛИВ. Цитаты по тексту: Это великолепное событие в жизни молодого человека. Как оно влияет на него? - Этот случай в его жизни вдохновил его. Он не может уснуть, его переполняют чувства. Что происходит с героем после бала? Цитаты по тексту: он в утреннем тумане встречается с солдатами, сцена наказания беглого татарина – А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. (Что-то большое черное). – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (Тревога, предупреждение). – Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека). – Что они ему несут? (Боль, страдания, муку). – Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (Красный, белый). – Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (Мука, боль). – На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина). – Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой). – Вспомните, что полковник при этом говорил? («Надо все по закону»). – Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни). – Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость). Композиция рассказа, которая построена на основе антитезы, представляет собой рассказ в рассказе. Антитеза проявляется и в контрасте образов, и в контрасте описываемых картин бала и того, что было после бала. Чувства главного героя тоже переданы с помощью антитезы: отец возлюбленной сначала ему представляется хорошим и приятным человек, затем впечатления полностью меняются. Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Рассказ строится на контрасте: изображение бала у губернского предводителя и наказание солдата на плацу. Противопоставленные эпизоды связаны и развивают художественную идею. Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Антитеза фокусирует внимание читателя на смысле текста и помогает выразить мысль кратко, но содержательно. Антитеза — яркий литературный приём. Антитеза в рассказе «После бала» проявляется в следующих примерах: описание блестящего бала и страшного наказания на поле, обстановка в первой и второй частях, грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной неестественной спиной, отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же – злобный, грозный старик, требующий от солдата исполнения приказа. Каковы теперь ощущения героя после увиденной сцены наказания? Потрясен, растерян, ошарашен увиденным. Сцена наказания вызвала в нем отвращение, стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи. Давайте вернемся к началу обсуждения рассказа. Мы ставили себе вопрос: Как повлияли разные события на главного героя? К какому выводу мы приходим? Жизнь героя кардинально меняется в один миг. Он начинает по-другому смотреть на мир. Увидев сцену наказания, полковника в роли руководителя, герой передумал быть военным. Почему? Это его нравственный выбор. Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд. И его чувства к Вареньке пошли на убыль. В жизнь Ивана Васильевича вмешался случай. Иван Васильевич и полковник встречаются взглядами во время наказания, последний отворачивается, словно ничего не заметил. И это еще сильнее поразило героя. Именно этот контраст и сыграл самую большую роль в жизни главного героя. В душе его постоянно происходила борьба двух разных, но очень впечатляющих картин. А так как последняя была более яркой, говорящей и жестокой, то она оставила гораздо больше впечатления в чувствительной душе Ивана Васильевича. Поэтому он не смог пересилить себя, чтобы не вспоминать об этом. Иван Васильевич впервые сталкивается с противоречием и понимает, что в любом поступке должна быть духовная и нравственная основа. Нравственный выбор героя: Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Л.Н. Толстого. Смысл рассказа Л.Н. Толстого «После бала» заключается в том, что человек должен жить в согласии со своей совестью и в трудной ситуации сделать нравственный выбор. После страшной казни герой вырос морально. Он был лишь сторонним наблюдателем происходивших действий, но это событие разделило его жизнь на до и после. Иван Васильевич словно прозрел, по-другому взглянул на окружающий его мир. – Но мог ли полковник при этом поступить иначе? (Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан). - Какие выводы можно сделать из нашего диспута? Что хотел сказать писатель этим произведением? (Иван Васильевич не может понять законы устройства общества, заставляющие человека быть то одним, то другим, позволяющие так обращаться с подчиненными). - Какова идея рассказа «После бала»? (Л. Н. Толстой выражает страстный протест против насилия и унижения достоинства человека, против лицемерия людей, против бесчеловечности). Вывод по теме обсуждения: один случай, событие может полностью изменить, перевернуть жизнь человека в один момент, причём как в лучшую, так и в худшую сторону. Вывод по проблеме: В начале урока мы поставили цель: доказать, что кардинальные изменения в жизни человека могут произойти под влиянием различных факторов. К какому выводу пришли? На изменения в жизни человека влияют: 1. случай, событие 2. обстоятельства, среда 3. сам человек, его характер, чувствительность, нравственный выбор, морально -нравственные ценности личности. Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Мечта героя о счастливой жизни с Варенькой, о свадьбе, о карьере военного не сбылась. Но герой приобрел новый ценнейший опыт. Это приобретение причинило ему боль, но укрепило духовное начало. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Возвращаемся к теме и цели урока: тема урока: Роль случая в жизни человека вывод: случай не единственная вещь, влияющая на жизнь человека. Есть еще обстоятельства, и сам человек с его выбором главная идея, какую мы должны с вами запомнить: Любой поступок (событие, случай) всегда имеет последствия (результат) и отвечает за это, прежде всего, сам человек. Таким образом, можно сказать, что случайные события могут изменить нашу жизнь, но не всегда. Их влияние зависит от их характера, нашего отношения к ним и наших действий в ответ на них. Мы сами формируем свою жизнь и может использовать случайные события в своих интересах, чтобы достичь успеха и счастья. Вопросы, над которыми автор предлагает задуматься читателям в рассказе: нравственные проблемы морали и совести, добра и жестокости, человеколюбия и равнодушия. |