I.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» III. Постановка учебной задачи. Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока. Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог «IV. «Открытие нового знания» V. Самостоятельная работа VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях VII. Обобщение нового знания VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своего села: - Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? - Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? - Вы любите свое село? - Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино (слайды 3,4,5,6) Создает проблемную ситуацию: - Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор? - Кому посвящен рассказ? - Чем интересны изображенные автором мальчики? - Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали? - Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайды 7,8,9,10). Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском. - О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока - Какие цели поставим? - И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу. 1. Анализ пейзажей (слайд 12) – С чего начинается рассказ? Формирует коммуникативные УУД через прием «Чтение с остановками», направленный на осмысление содержания текста: – Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179). – Какое настроение создаётся при чтении? – В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение? – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки? – Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника? 2. Работа над художественно-изобразительными средствами – У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания: - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте. - Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока. - Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему? – Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа? – Почему? - Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека. - И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра? – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры? – А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? – А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью? – Чем вы это объясните? Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста. (слайд 17. - Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение? – Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра? - Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа? – А почему так много картин природы в произведении? (слайд 18). – В чём мастерство И.С.Тургенева? - (слайды 19 – 21) В заключение послушайте стихотворение Ивана Демьянова, в котором также говорится о любви к природе, малой родине (приложение 4) Вопросы: • Итак, какую задачу мы с вами ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? -В заключение составьте синквейн: 1. Природа… 2. Два прилагательных или причастия 3. Три глагола 4. Фраза из 4-х слов 5. 1 слово или словосочетание | Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото - Это окрестности нашего села Шебалино Предполагаются утвердительные ответы Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через создание учащимися литературных произведений. 4 ребенка читают свои стихи. Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений. - Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева - Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование: - Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы - Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева - Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (слайд 11) Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. - Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. - С описания июльского дня Подготовленный ученик читает отрывок под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола) -Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой -В описании наступления утра, завершающем рассказ -Они образуют зачин и концовку произведения -Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды - Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств. Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда. Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Развитие самоконтроля при выполнении задания. Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности. В течение 5минут работают самостоятельно. Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений: Выступление групп: 1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179) - В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал 2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204) - Ночь, охотник заблудился - Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2) 3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205) (приложение 3) - Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты. - Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны - Они помогли автору сделать картину утра более наглядной – Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни. - Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16) Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает. Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию. (Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков). - Природа предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном… - Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. -Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни. - Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Коммуникативные УУД: аргументация оценивания. Заполняют листы оценивания. Один из составленных синквейнов: Природа Восхитительная, родная Чарует, удивляет, тревожит Писателя, его героев и читателей. Волшебство! |