СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Люблю природу русскую. Осень".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению: "Люблю природу русскую. Осень".»

Конспект учебного занятия

по литературному чтению


в 2«Б» классе


Тема: «Люблю природу русскую. Осень».


Студентки 402 группы

Абзалимовой Амины Раяновны















Урок будет выдан: 04.10.2022


Школа: МБОУ СОШ № 13


Методист: Федоренко Екатерина Геннадиевна


Учитель: Иванова Ирина Викторовна


Новосибирск, 2022.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Абзалимова Амина Раяновна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2«Б»

Тема урока: «Люблю природу русскую. Осень».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень».


Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  1. Формировать представление о осени, как о времени года, её признаках.



  1. Формировать умение выразительно читать стихотворения, передавая интонацией настроение, анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Предметные.

  1. Учащиеся получат представление о осени, как о времени года и о её признаках.


  1. Учащиеся научатся выразительно читать стихотворения, передавая интонацией настроение, анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам, определять авторскую позицию, отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения, высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей; устанавливать аналогии; осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению.

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.


3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению;

- владеть диалогической речью.

Воспитательные:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник, раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)







Наглядный

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Амина Раяновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте для начала проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте должны быть пенал, учебник и тетрадь. Все готовы, отлично.

– Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. Сейчас посмотрите на слайд, здесь вы видите части пословицы. Посоветуйтесь и поднимите руку, когда будете готовы ответить.

день, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. (1 слайд).

– Какую пословицу собрали? (2 слайд).

-Какое слово в этой пословице является важным?

-Прочитайте со слайда лексическое значение слова МУДРЫЙ. (3 слайд).

-Т.е. мудрый - это тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.

- Подберите к слову Мудрый синонимы.


– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?



-Как вы понимаете эту пословицу?


- Итак, девизом нашего урока будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». (4 слайд).

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

Приветствуют учителя.



Проверяют готовность к уроку.












-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

-Мудрость.

-Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте.






-Умный, разумный, толковый, здравомыслящий.




-Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.



-Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт.



Р: осуществлять саморегуляцию









К: владеть диалогической речью

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Словесный (беседа)












Наглядный


















Практический










- Чему мы учимся на уроках чтения?

- Поэтому на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика. Давайте сделаем упражнение на развитие дыхания.


- Смотрите, как это сделаю я. После повторим упражнение все вместе.


Встаньте ровно, расслабьтесь, руки свободны вдоль тела, плечи расправлены.

Сделайте глубокий вдох через нос.

Выдох произведите в несколько приемов, имитируя звук пыхтящего самовара: «пых» - «пых» - «пых»…

Повторите данное упражнение 3 раза.

- Теперь, ребята, попробуем все вместе.


- Ребята, как вы думаете, а мы учимся на уроках литературного чтения красиво говорить?

- Так, а, чтобы красиво говорить, что нужно делать регулярно?

- Да, верно. Сейчас мы выполним упражнение на развитие дикции. Смотрите, как это сделаю я. Потом повторим упражнение все вместе.

Встаньте ровно, плечи расправлены.

Сделайте глубокий вдох через нос и проговорите четко стихотворение:

(5 слайд)

ЛО-ЛО-ЛО - на улице тепЛО.

ДУ-ДУ-ДУ – в лес гулять иДУ.

ДЫ-ДЫ-ДЫ – в лесу спеют ягоДЫ.

РУ-РУ-РУ – землянику собеРУ.


- Давайте попробуем проговорить стихотворение 3 раза все вместе.


- Молодцы, присаживайтесь на свои места.


- На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.










Вместе с учителем повторяют упражнение 3 раза.






- Да, конечно, учимся.


- Выполнять упражнения на развитие дикции.






Вместе с учителем выполняют упражнение 3 раза.

















К: владеть диалогической речью














Р: принимать и сохранять учебную задачу



















Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)



Демонстрационный















-Ребята, закройте пожалуйста глаза, расслабьтесь, отдохните немного. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а ваша задача, прослушав его, попробовать определить какое время года описывается в этом отрывке. (6 слайд).

-На полях одни лишь кочки,

Стали желтыми листочки.

Урожай стоит в корзинах,

Винограда, яблок, дыни,

Солнце светит еле-еле,

Злые ветра одолели.

Дождь колючий льет все чаще.

Перебрались звери в чащу

Время движется к зиме

Что пришло к нам во дворе?

(Осень)

-Ребята, скажите, а какое время года было описано в этом произведении?

-Правильно, Осень.


-Какую картину вы представляли перед глазами, когда прослушивали произведение?


-Скажите, а вы любите Осень?


-А чем она привлекает вас?


-Что в ней особенного?


-Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема? Обратите внимание на слайд. Зеркально постарайтесь прочитать. (7 слайд).
ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. 


-Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела, который называется «Люблю природу русскую»

И время года, которые мы будем изучать- Осень.










-Осень.


Ответы детей.






-Люблю природу русскую. Осень.


Учащиеся получат представление о осени.





















К: владеть диалогической речью















К: слушать и понимать речь других























К: владеть диалогической речью

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

















-А какая же цель нашего урока?

(8 слайд, тема и цель урока).


-Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел?


-А какие задачи мы можем поставить перед собой? Давайте прочитаем чему мы будем учиться в этом разделе.

  1. Научиться ……….

  2. Учиться …….

  3. Подвести ……….












-Вы верно поставили задачи, молодцы.


-Познакомится с произведениями об осени.

Стихи, рассказы, загадки, пословицы.

Приводят свои примеры.

  1. Научиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор

  2. Учиться читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста.

  3. Подвести итоги.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


5.Реализация построенного проекта

Словесный












Словесный (беседа)
































-Сейчас я вам раздам кроссворд «Деревья». Отгадать вы его должны в паре. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете слово, связанное с осенью. Приступим к проверке. (9 слайд).


-Что за ключевое слово у вас получилось?

-Что вы можете рассказать  про это явление природы?

-Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.


-И листопад считается одной из приметы наступления осени, а какие вы приметы вы ещё знаете? (10 слайд, приметы осени).




-А давайте рассмотрим картины И. Левитана «Золотая осень», И. Бродского «Летний сад осенью» и И. Остроухова «Золотая осень». (11 слайд).


-Какие приметы наступления осени сразу видны на картинах этих художников?


-Как вы думаете, какая погода изображена на картинах? А с каким настроением писал её художник? Какая из картин вам понравилась больше и почему?


-А сейчас посмотрите на следующее задание на слайде, пословицы рассыпались и ребята, нам их нужно собрать:


Весной дождь парит, а осенью молчит.

Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Что за осень, коли гусь на лед выходит.


-Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. (12 слайд).


-Какая из пословиц вам понравилась? И как вы её понимаете?


-Встаем на разминку. (13 слайд).

Физкультминутка

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)



Работают в паре.





-Листопад.


Ответы детей.










-Желтеет листва, по небу плывут серые тучи, мелкий холодный дождь начинает моросить и начинают цвести поздние цветы.



Рассматривают.



-Желтые и опавшие листья.


Ответы детей.

















Проверяют.


Ответы детей.







Повторяют за учителем.














Учащиеся научатся анализировать содержание.






























К: владеть диалогической речью


П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.


К: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению























6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный












Словесный

(беседа)















































-Давайте рассмотрим страничку учебника 54. Как она называется?

 

-Давайте сейчас прочитаем каждый пункт и проанализируем.


-Давайте вспомним, что такое рифма и что такое ритм? Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. (14 слайд).

Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов.


-Отлично переходим к следующему пункту.

Давайте тоже вспомним отличие стихотворения от прозаического произведения. (15 слайд).

Стихотворения имеют рифму, ритм, определённую стихотворную форму.

Тогда как проза пишется просто в строку, каждый рядок стихотворного произведения пишется в столбик.

Стихотворения характеризуются наличием лирического героя и отображают его мысли, действия, настрой.

А в произведение, написанное в прозе, героев бывает очень много.

Период времени, что отображён в стихотворении, как правило, гораздо меньше, чем в прозаическом произведении.

Стихотворное произведение можно пропеть, чего с прозаическим сделать нельзя.

Даже само звучание стихотворения передаёт настроение автора. (примеры).

(Анализ следующих пунктов вместе с детьми).


-Читаем дальше. Как подготовиться к выразительному чтению, давайте вспомним. (со слайда обсуждает с учениками каждый этап). (16 слайд).


-Рассмотрим следующую страницу, 55. Какой заголовок? Как вы все знаете, очень много писателей пишут рассказы, стихотворения про осень. Некоторые из них вы можете рассмотреть на выставке в вашем учебнике. (17 слайд).


-Назовите какие книги здесь представлены. Что у них общего, а чем они различаются?





-На какие группы мы можем поделить эти произведения?


-А какими бы книгами вы дополнили эту выставку?



- Сейчас я вас хочу познакомить с произведением Акима Якова «Где ты ходишь осень», я вам его прочитаю, слушайте внимательно. (18 слайд).


Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

А зимою лютой,
Вечером, в мороз,
Вспомню двор весенний,
Листики берёз.

У апрельской лужицы
Жду я не дождусь —
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь!

«Где ты ходишь, осень?» —
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.


-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?


-О чем говорится в этом стихотворении?


-Давайте прочитаем это стихотворение по четверостишьям.

-Кто прочитает первое четверостишье?

Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

-Про какие времена года говориться здесь?

-Читаем второе четверостишье.

А зимою лютой,
Вечером, в мороз,
Вспомню двор весенний,
Листики берёз.

-А в этом четверостишье, о чем вспоминает автор?

-Читаем третье четверостишье.

У апрельской лужицы
Жду я не дождусь —
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь!

-Чего ждет автор у апрельской лужицы?

-Читаем четвертое четверостишье.

«Где ты ходишь, осень?» —
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.

-Куда хочет автор в конце августа?

-Каким настроем проникнуто стихотворение?

-Что уже знаем и умеем.


-Первый пункт: я знаю одну из особенностей стихотворного – рифму.









-Я могу отличить стихотворение от прозаического произведения.









Слушают.















Анализируют вместе с учителем.



Обсуждение.




-В мире книг.







Называют авторов и названия.

-В них говорится о осени, об одном и том же времени года. Различаются авторами и названиями.

-По авторам и названиям.



-Три поросенка. Серая шейка…




Слушают.






















Ответы детей.


-О том, как мальчик ждет времена года.



Читают.









-О осени и зиме.














-О весеннем дворе и о листике берез.













-Лето.













-В школу своим друзьям.



- Стихотворение проникнуто и радостным, и в тоже время немного грустным настроением от воспоминаний. Автор пытается передать читателю веселые забавы, которыми он занимался в разное время года.

Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.
















Учащиеся научатся анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам.


















П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий


К: владеть диалогической речью


П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.








7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

- Сейчас вашей задачей будет подготовиться к выразительному чтению стихотворения, которое мы прочитали.


-Подумайте, какие слова нужно выделить голосом особо, где следует сделать паузу, какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения.


-Кто будет готов поднимите руку!


Готовятся к выразительному чтению.






Читают 2-3 ученика.

Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение

Р: принимать и сохранять учебную задачу





8. Включение нового знания в систему знаний и повторений


Практический








Словесный

(беседа)





-А сейчас ребята, я раздам каждому лист с самостоятельной работой, в нем вам нужно в первую очередь написать фамилию и имя.

(19 слайд).

Задание такое: подобрать и вписать такие слова, чтобы получился текст о Осени. Опорные слова уже у вас есть.


-Кто хочет прочитать, какой рассказ получился?


-А сейчас обменяйтесь работами и оцените работу соседа по парте, после передайте листы с задних парт на первые, работу проверит учитель и выставит отметку.

-А сейчас давайте рассмотрим странички 56-57. Что здесь изображено? (20 слайд).

-Хорошо, давайте прочитаем стихотворение. Сперва прочитаю его я, а потом кто-то из вас по поднятой руке. «Шла лисица…»

-В этом стихотворение есть лисички и лисята, чем же они отличаются?

-Верно. А кто-нибудь из вас знает считалочки, поднимите руку, кто знает?


-А сейчас давайте, в парах прочитаем считалочку на странице 57.

-Молодцы.





Приступают к работе.




По желанию читают текст.





-Лисичка, ежик.



Слушают.



-Лисята – это животные, а лисички – это грибы.

Поднимают.



Один из учеников вместе с учителем у доски.


Учащиеся научатся анализировать содержание.


К: владеть диалогической речью


П: осуществлять анализ объектов.


П: устанавливать причинно-следственные связи.


П: осуществлять обобщение изученного

К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других;



9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

-Какова была тема нашего занятия? (21 слайд).

- Понравились ли они вам?


-О каком времени года мы сегодня говорили?

-Запишите домашнее задание: нарисовать рисунок «Осень моими глазами». (22 слайд).

– Давайте вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. (23 слайд).

– Стали вы мудрее? В чем?

- Мы сегодня с вами прочитали стихотворения о осени, узнали её приметы, разгадывали с вами загадки.

- А сейчас поднимите руку те, кто считает, что он хорошо сегодня работал на уроке. Опустите, сейчас поднимите, те у кого, что-то не получилось.

-Спасибо вам за урок. До свидания.

-Люблю природу русскую. Осень.

-Да.





-О осени.

Записывают.


-«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.»

Ответы обучающихся.


Оценивают свою деятельность на уроке.


К: владеть диалогической речью










Р: осуществлять самооценку деятельности






Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности