Тема: «Люблю природу русскую. Осень».
Новосибирск, 2022.
Ф.И.О. Абзалимова Амина Раяновна
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: «Люблю природу русскую. Осень».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник, раздаточный материал.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Амина Раяновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте для начала проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте должны быть пенал, учебник и тетрадь. Все готовы, отлично. – Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. Сейчас посмотрите на слайд, здесь вы видите части пословицы. Посоветуйтесь и поднимите руку, когда будете готовы ответить. день, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. (1 слайд). – Какую пословицу собрали? (2 слайд). -Какое слово в этой пословице является важным? -Прочитайте со слайда лексическое значение слова МУДРЫЙ. (3 слайд). -Т.е. мудрый - это тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом. - Подберите к слову Мудрый синонимы. – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему? -Как вы понимаете эту пословицу? - Итак, девизом нашего урока будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». (4 слайд). – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. -Мудрость. -Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте. -Умный, разумный, толковый, здравомыслящий. -Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом. -Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт. | | Р: осуществлять саморегуляцию К: владеть диалогической речью | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Словесный (беседа) Наглядный Практический | - Чему мы учимся на уроках чтения? - Поэтому на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика. Давайте сделаем упражнение на развитие дыхания. - Смотрите, как это сделаю я. После повторим упражнение все вместе. Встаньте ровно, расслабьтесь, руки свободны вдоль тела, плечи расправлены. Сделайте глубокий вдох через нос. Выдох произведите в несколько приемов, имитируя звук пыхтящего самовара: «пых» - «пых» - «пых»… Повторите данное упражнение 3 раза. - Теперь, ребята, попробуем все вместе. - Ребята, как вы думаете, а мы учимся на уроках литературного чтения красиво говорить? - Так, а, чтобы красиво говорить, что нужно делать регулярно? - Да, верно. Сейчас мы выполним упражнение на развитие дикции. Смотрите, как это сделаю я. Потом повторим упражнение все вместе. Встаньте ровно, плечи расправлены. Сделайте глубокий вдох через нос и проговорите четко стихотворение: (5 слайд) ЛО-ЛО-ЛО - на улице тепЛО. ДУ-ДУ-ДУ – в лес гулять иДУ. ДЫ-ДЫ-ДЫ – в лесу спеют ягоДЫ. РУ-РУ-РУ – землянику собеРУ. - Давайте попробуем проговорить стихотворение 3 раза все вместе. - Молодцы, присаживайтесь на свои места. | - На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать. Вместе с учителем повторяют упражнение 3 раза. - Да, конечно, учимся. - Выполнять упражнения на развитие дикции. Вместе с учителем выполняют упражнение 3 раза. | | К: владеть диалогической речью Р: принимать и сохранять учебную задачу | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Демонстрационный | -Ребята, закройте пожалуйста глаза, расслабьтесь, отдохните немного. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а ваша задача, прослушав его, попробовать определить какое время года описывается в этом отрывке. (6 слайд). -На полях одни лишь кочки, Стали желтыми листочки. Урожай стоит в корзинах, Винограда, яблок, дыни, Солнце светит еле-еле, Злые ветра одолели. Дождь колючий льет все чаще. Перебрались звери в чащу Время движется к зиме Что пришло к нам во дворе? (Осень) -Ребята, скажите, а какое время года было описано в этом произведении? -Правильно, Осень. -Какую картину вы представляли перед глазами, когда прослушивали произведение? -Скажите, а вы любите Осень? -А чем она привлекает вас? -Что в ней особенного? -Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема? Обратите внимание на слайд. Зеркально постарайтесь прочитать. (7 слайд). ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. -Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела, который называется «Люблю природу русскую» И время года, которые мы будем изучать- Осень. | -Осень. Ответы детей. -Люблю природу русскую. Осень. | Учащиеся получат представление о осени. | К: владеть диалогической речью К: слушать и понимать речь других К: владеть диалогической речью | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный | -А какая же цель нашего урока? (8 слайд, тема и цель урока). -Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел? -А какие задачи мы можем поставить перед собой? Давайте прочитаем чему мы будем учиться в этом разделе. Научиться ………. Учиться ……. Подвести ………. -Вы верно поставили задачи, молодцы. | -Познакомится с произведениями об осени. Стихи, рассказы, загадки, пословицы. Приводят свои примеры. Научиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор Учиться читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста. Подвести итоги. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный Словесный (беседа) | -Сейчас я вам раздам кроссворд «Деревья». Отгадать вы его должны в паре. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете слово, связанное с осенью. Приступим к проверке. (9 слайд). -Что за ключевое слово у вас получилось? -Что вы можете рассказать про это явление природы? -Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. -И листопад считается одной из приметы наступления осени, а какие вы приметы вы ещё знаете? (10 слайд, приметы осени). -А давайте рассмотрим картины И. Левитана «Золотая осень», И. Бродского «Летний сад осенью» и И. Остроухова «Золотая осень». (11 слайд). -Какие приметы наступления осени сразу видны на картинах этих художников? -Как вы думаете, какая погода изображена на картинах? А с каким настроением писал её художник? Какая из картин вам понравилась больше и почему? -А сейчас посмотрите на следующее задание на слайде, пословицы рассыпались и ребята, нам их нужно собрать: Весной дождь парит, а осенью молчит. Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду. Осенью скот жиреет, а человек добреет. Что за осень, коли гусь на лед выходит. -Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. (12 слайд). -Какая из пословиц вам понравилась? И как вы её понимаете? -Встаем на разминку. (13 слайд). Физкультминутка Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) | Работают в паре. -Листопад. Ответы детей. -Желтеет листва, по небу плывут серые тучи, мелкий холодный дождь начинает моросить и начинают цвести поздние цветы. Рассматривают. -Желтые и опавшие листья. Ответы детей. Проверяют. Ответы детей. Повторяют за учителем. | Учащиеся научатся анализировать содержание. | К: владеть диалогической речью П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению | | |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный Словесный (беседа) | -Давайте рассмотрим страничку учебника 54. Как она называется? -Давайте сейчас прочитаем каждый пункт и проанализируем. -Давайте вспомним, что такое рифма и что такое ритм? Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. (14 слайд). Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. -Отлично переходим к следующему пункту. Давайте тоже вспомним отличие стихотворения от прозаического произведения. (15 слайд). Стихотворения имеют рифму, ритм, определённую стихотворную форму. Тогда как проза пишется просто в строку, каждый рядок стихотворного произведения пишется в столбик. Стихотворения характеризуются наличием лирического героя и отображают его мысли, действия, настрой. А в произведение, написанное в прозе, героев бывает очень много. Период времени, что отображён в стихотворении, как правило, гораздо меньше, чем в прозаическом произведении. Стихотворное произведение можно пропеть, чего с прозаическим сделать нельзя. Даже само звучание стихотворения передаёт настроение автора. (примеры). (Анализ следующих пунктов вместе с детьми). -Читаем дальше. Как подготовиться к выразительному чтению, давайте вспомним. (со слайда обсуждает с учениками каждый этап). (16 слайд). -Рассмотрим следующую страницу, 55. Какой заголовок? Как вы все знаете, очень много писателей пишут рассказы, стихотворения про осень. Некоторые из них вы можете рассмотреть на выставке в вашем учебнике. (17 слайд). -Назовите какие книги здесь представлены. Что у них общего, а чем они различаются? -На какие группы мы можем поделить эти произведения? -А какими бы книгами вы дополнили эту выставку? - Сейчас я вас хочу познакомить с произведением Акима Якова «Где ты ходишь осень», я вам его прочитаю, слушайте внимательно. (18 слайд). Осенью дождливой Прямо сплю и вижу: По снежку хрустящему С горки бы, на лыжах! А зимою лютой, Вечером, в мороз, Вспомню двор весенний, Листики берёз. У апрельской лужицы Жду я не дождусь — Поскорей бы лето, В речку бултыхнусь! «Где ты ходишь, осень?» — В августе спрошу, Потому что в школу Я к друзьям спешу. -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? -О чем говорится в этом стихотворении? -Давайте прочитаем это стихотворение по четверостишьям. -Кто прочитает первое четверостишье? Осенью дождливой Прямо сплю и вижу: По снежку хрустящему С горки бы, на лыжах! -Про какие времена года говориться здесь? -Читаем второе четверостишье. А зимою лютой, Вечером, в мороз, Вспомню двор весенний, Листики берёз. -А в этом четверостишье, о чем вспоминает автор? -Читаем третье четверостишье. У апрельской лужицы Жду я не дождусь — Поскорей бы лето, В речку бултыхнусь! -Чего ждет автор у апрельской лужицы? -Читаем четвертое четверостишье. «Где ты ходишь, осень?» — В августе спрошу, Потому что в школу Я к друзьям спешу. -Куда хочет автор в конце августа? -Каким настроем проникнуто стихотворение? | -Что уже знаем и умеем. -Первый пункт: я знаю одну из особенностей стихотворного – рифму. -Я могу отличить стихотворение от прозаического произведения. Слушают. Анализируют вместе с учителем. Обсуждение. -В мире книг. Называют авторов и названия. -В них говорится о осени, об одном и том же времени года. Различаются авторами и названиями. -По авторам и названиям. -Три поросенка. Серая шейка… Слушают. Ответы детей. -О том, как мальчик ждет времена года. Читают. -О осени и зиме. -О весеннем дворе и о листике берез. -Лето. -В школу своим друзьям. - Стихотворение проникнуто и радостным, и в тоже время немного грустным настроением от воспоминаний. Автор пытается передать читателю веселые забавы, которыми он занимался в разное время года. | Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение. Учащиеся научатся анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий К: владеть диалогической речью П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический | - Сейчас вашей задачей будет подготовиться к выразительному чтению стихотворения, которое мы прочитали. -Подумайте, какие слова нужно выделить голосом особо, где следует сделать паузу, какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения. -Кто будет готов поднимите руку! | Готовятся к выразительному чтению. Читают 2-3 ученика. | Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение | Р: принимать и сохранять учебную задачу | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Практический Словесный (беседа) | -А сейчас ребята, я раздам каждому лист с самостоятельной работой, в нем вам нужно в первую очередь написать фамилию и имя. (19 слайд). Задание такое: подобрать и вписать такие слова, чтобы получился текст о Осени. Опорные слова уже у вас есть. -Кто хочет прочитать, какой рассказ получился? -А сейчас обменяйтесь работами и оцените работу соседа по парте, после передайте листы с задних парт на первые, работу проверит учитель и выставит отметку. -А сейчас давайте рассмотрим странички 56-57. Что здесь изображено? (20 слайд). -Хорошо, давайте прочитаем стихотворение. Сперва прочитаю его я, а потом кто-то из вас по поднятой руке. «Шла лисица…» -В этом стихотворение есть лисички и лисята, чем же они отличаются? -Верно. А кто-нибудь из вас знает считалочки, поднимите руку, кто знает? -А сейчас давайте, в парах прочитаем считалочку на странице 57. -Молодцы. | Приступают к работе. По желанию читают текст. -Лисичка, ежик. Слушают. -Лисята – это животные, а лисички – это грибы. Поднимают. Один из учеников вместе с учителем у доски. | Учащиеся научатся анализировать содержание. | К: владеть диалогической речью П: осуществлять анализ объектов. П: устанавливать причинно-следственные связи. П: осуществлять обобщение изученного К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других; | | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | -Какова была тема нашего занятия? (21 слайд). - Понравились ли они вам? -О каком времени года мы сегодня говорили? -Запишите домашнее задание: нарисовать рисунок «Осень моими глазами». (22 слайд). – Давайте вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. (23 слайд). – Стали вы мудрее? В чем? - Мы сегодня с вами прочитали стихотворения о осени, узнали её приметы, разгадывали с вами загадки. - А сейчас поднимите руку те, кто считает, что он хорошо сегодня работал на уроке. Опустите, сейчас поднимите, те у кого, что-то не получилось. -Спасибо вам за урок. До свидания. | -Люблю природу русскую. Осень. -Да. -О осени. Записывают. -«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.» Ответы обучающихся. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической речью Р: осуществлять самооценку деятельности | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | |