СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению "Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  содержит разнообразные задания для ознакомления обучающихся с понятием "басня".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению "Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)" 2 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)»

Класс                         2-А

Дата 22.11. 2023 г.

Учитель Малеванова Л. С.


Цель деятельности учителя

Создать условия для формирования понятий «басня», «мораль» (поучение); получения первоначальных представлений о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Задачи

Образовательные:

- научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, узнать, что такое мораль в произведении;

- выяснить , что высмеивают басни, чему учат..

Развивающие:

- развивать навык правильного, осознанного, выразительного, чтения;

- развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению литературы, культуру труда, коммуникативную культуру; морально- этические качества обучающихся, используя поучительность басен и их аллегорический язык.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение, получат возможность научиться: соотносить пословицы и смысл басенного текста, читать выразительно басню.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok- po-literaturnomu-chteniyu-4

Оборудование

компьютер, экран, портрет И. А. Крылова, картинки, карточки, презентация, выставка книг



Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы

организа

ции взаимо

действия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежу

точный

контроль

I. Мотивация (самоопре

деление) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализа

ция знаний

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевая разминка





3. Проверка домашнего задания.

Выполнение дыхательных упражнений.


Лебеди летят над озером лесным,

Лето улетает, лебеди - за ним.

Чтение жужжащим способом.

Чтение с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой.

Выразительное чтение наизусть басни «Лебедь, Рак и Щука»

Выполняют задания









Читают наизусть басню

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: выражают
своё отношение к героям,

эмоции; осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя.


Рассказ учителя о жизни и творчестве

И. А. Крылова (презентация).

Мини-тест по биографии Крылова (работа в паре). Приложение 1.


Слушают учителя.


Выполняют тестирование в паре.


Фронтальная, парная, индивидуальная

Устные ответы, выполненные задания


Физминутка


Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная

Выполнение движений


2. Работа со статьёй учебника

(с. 102).

3. Знакомство с терминами, значением басен.





Чтение статьи обучающимися, беседа по содержанию.



Формирование понятия «басня», «мораль».

(презентация)

Басня – это короткие, чаще стихотворные произведения, где вместо людей действуют животные, растения, вещи.

Человек, который пишет басни, называется баснописец.

Главная мысль басни - поучение мораль.

Работа со словарём Ожегова.

Что высмеивают басни.

Чему учат басни.

Читают статью.

Задают вопросы и отвечают на них.


Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы.







Фронтальная, парная, индивидуальная


4. Викторина «Угадай басню»


а) И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

(«Ворона и Лисица»)

б) Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська, знать, она сильна,

Что лает на Слона».

(«Слон и Моська»)

в) Ты всё пела – это дело.

Так пойди же, попляши!

. Стрекоза и Муравей»)

г) Кто виноват из них, кто прав, –

судить не нам,

Да только воз и ныне там.

(«Лебедь, Рак и Щука»)

Отгадывают басни


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: владеют логическими операциями; извлекают необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют и оценивают учебную деятельность.

Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества

Устные ответы, выполненные задания

5. Работа
по иллюстрации учебника

Стр. 103, №1


6. Работа с пословицами.

Исправление ошибок художника.





Установление соответствия пословицы с подходящей по смыслу басней (работа в парах) Приложение 2

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно,

а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало

проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе

час.

«Лебедь, Рак и Щука»


Исправляют ошибки художника.




Устанавливают соответствие, проверяют.




IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

– О каком писателе вы сегодня узнали?

– Какие басни И. А. Крылова вы знаете?

– Что такое басня?

– Что такое мораль?

– Что высмеивают басни?

– Чему учат басни басни?

– Что понравилось на уроке?

– Оцените свою работу («Светофор»)




Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Стр. 102, читать, пересказывать;

Стр. 105, правило наизусть.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу








Приложение 1

1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


1.

1. В какой семье родился И. А. Крылов?

2. Где он выучился грамоте?

3. Во сколько лет начал работать?

4. Что делал мальчик на работе?

5. Какими науками овладел Крылов?

6. Сколько басен написал?

7. На сколько языков переведены его книги?


Приложение 2



2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»


2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»



2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»


2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»



2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»


2.

В лести правды нет.

«Слон и Моська»

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

«Стрекоза и Муравей»

Много шуму – мало проку.

«Ворона и лисица»

Делу время, потехе час.

«Лебедь, Рак и Щука»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!