-дидактическая: продолжить знакомство обучающихся с произведениями о природе; знакомство с произведением «Выскочка»; раскрытие смысла рассказа «Выскочка»
-развивающая: развитие интереса к чтению; совершенствование навыка чтения; развитие памяти, воображения, речи, мышления;
-воспитательная: воспитание стремления к доброте, дружбе, взаимопомощи.
-Формирование умения определять тему читаемого произведения.
-Развитие умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по содержанию.
-Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
-Развитие способности к организации своей деятельности.
-Развитие умения отвечать на вопросы.
-Развитие умения вступать в диалог с учителем.
-Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.
-Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-Формирование умения работать с информацией.
-Развитие дружелюбности, познавательных интересов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент (1 минута). | -Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные - Развитие способности к организации своей деятельности. |
2.Мотивация к учебной деятельности (1 минута). | -Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения: Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! -С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомство с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы». -Посмотрите внимательно на портрет писателя. -Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина? -Спасибо! | Читают предложения. Выполняют задание учителя. | Регулятивные -Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. - Развитие способности к организации своей деятельности. |
3.Актуализация знаний (6 минут). | -Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. -Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. -Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. | Слушают рассказ учителя. | Регулятивные -Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. - Развитие способности к организации своей деятельности. Личностные: -Развитие дружелюбности, познавательных интересов. |
4.Постановка учебной задачи (2 минуты). | -Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? -Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка». -Попробуйте сформулировать цель нашего урока. | -Вдумчивым. Внимательным. Грамотным. -Познакомиться с произведением «Выскочка» и т.д. | |
5.«Открытие» нового знания (10 минут). | - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова). -Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? -Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. -А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. Посмотрите на слайд, вам нужно разгадать ребусы. -Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. -Работать будете в парах. Положите листы перед собой. Первое задание: соедините слова с их значениями. Давайте проверим! Второе задание: подберите синонимы к словам. Давайте проверим! -Открываем учебники стр. 92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки». Вопросы после 1 остановки. - Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? - Как могут дальше развиваться события? Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок». Вопросы после 2 остановки. - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события? Чтение 3 части до конца. Вопросы после прочтения всего текста. - Поднимите руки, чьи предположения оправдались? - Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? | Предположение детей. -предполагает тот, кто не читал рассказ; Разгадывают ребусы. Работают в парах. | Регулятивные -Формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. - Развитие способности к организации своей деятельности. Коммуникативные: - Развитие умения отвечать на вопросы. - Развитие умения вступать в диалог с учителем. - Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям. Познавательные: - Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. - Формирование умения работать с информацией. Личностные: -Развитие дружелюбности, познавательных интересов. |
Физкультминутка (1 минута). | Игра «Кошка беспородная». | | |
6. Первичное закрепление (10 минут). | -Обратимся к тексту. - Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? -Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? - Как автор относится к Вьюшке? - Как автор описал Выскочку? -Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует. - Прочитайте описание сороки после этого случая. - Как автор относится к Выскочке? - А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? | Отвечают на вопросы учителя. -Сравнение. -С любовью, с нежностью. -Он использовал народную мудрость. -Стыда. | Коммуникативные: - Развитие умения отвечать на вопросы. - Развитие умения вступать в диалог с учителем. - Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям. Познавательные: - Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. - Формирование умения работать с информацией. |
7.Включение новых знаний в систему (11 минут). | -Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. -Вам, нужно работая в группе- составить Синквейн «Выскочка» Вспомним правила работы в группе. Активность всех членов группы Выслушивание точки зрения каждого Взаимоуважение и вежливость - Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта. -Приступайте к выполнению задания. Выступление групп. | Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатора. | Коммуникативные: - Развитие умения отвечать на вопросы. - Развитие умения вступать в диалог с учителем. - Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям. |
8. Рефлексия урока (2 минуты). | - «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? -В завершении урока прошу заполнить листы самооценки. Оценивание детей. | -быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал». Некоторые дети зачитывают свои листы. | Познавательные: - Формирование умения работать с информацией. Личностные: -Развитие дружелюбности, познавательных интересов. |
9.Домашнее задание (1 минута). | -Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной. -попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин. -Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Урок закончен. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | Личностные: -Развитие дружелюбности, познавательных интересов. |