Актуализация знаний. Введение в тему. | Проверка домашнего задания. Ребята, с отрывком из какого произведения вы познакомились на прошлом уроке? Кто автор этого произведения? (появляется фотография Н.А. Некрасова на слайде) А кто может мне немного рассказать про автора? Молодцы ребята, действительно Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье (у Некрасова было 13 братьев и сестер). Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. - Крестьянские дети -Николай Алексеевич Некрасов | Презентация |
Изучение нового материала | Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся еще с одним из отрывков. Учитель читает отрывок из произведения. Ребята, я прочту стихотворение, а вы выделите в тексте слова, значение которых вам было непонятно и найдете ответ на вопрос: "Кого встретил Н. А. Некрасов?". - Кого встретил Н. А. Некрасов? - Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе? Словарная работа Ребята, какие не понятные слова вы нашли в этом тексте? На слайде появляются слова: хворост, уздцы, вестимо, миновал, чинно. Давайте, вместе с вами, определим значения этих слов. Кто знает, что такое хворост? А что такое уздцы? Давайте прочитаем значение слов чинно и вестимо на странице 152 учебника. Физкультминутка. 1 хлопок –плохо, 2 хлопка – хорошо. - Поздороваться при встрече. - Толкнуть, не извиниться… - Полить цветы в классе. - Обмануть товарища. - Поднять упавшую у друга вещь. - Растолкать в столовой детей, чтобы получить завтрак первым. -О чем говорит заголовок стихотворения? -Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? Речевая разминка. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Чтение стихотворения. Учащиеся читают стихотворение Н. Некрасова "Мужичок с ноготок". - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чтение по ролям. - С каким чувством поэт пишет о Власе? | Рассматривают репродукцию.
-Слушают чтение учителя
-маленького мальчика - Мальчик был очень маленький - Хворост, уздцы, вестимо, чинно.
- Сухие опавшие ветви деревьев, тонкие сучья, тонкие стволы. - Это веревочки, за которые берутся люди, когда ведут лошадь.
-Выполняют фтзкультминутку
- О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской. -Идет гордо, с достоинством -Делают речевую разминку.
-Читают стихотворение | Презентация, учебник |
Практическая работа Закрепление знаний | Работа с рабочей тетрадью. Посмотрите на задание №1 на странице 93. Прочитайте задание. Когда и где происходят события? Подчеркните, как об этом говорит поэт. Выборочное чтение. - Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа? - Каким хочет казаться мальчик? -Из каких слов это видно? Прочтите. Работа с вопросами из учебника. Прочитайте первый вопрос из учебника и ответьте на него. | - зимой в лесу.
- Взрослым - Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я. | Учебник, рабочая тетрадь |