Я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» (3 слайд) Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»? Что передает картина И. Левитана «Март» ? (передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… Чего ждет вся природа? (И вся природа ждет настоящей весны.) Отгадайте загадку, что за месяц? В ночь -мороз С утра- капель, Значит, на дворе... (Апрель) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым разделом учебника и начнем его изучать. Прочтите название третьего раздела «Апрель, апрель. Звенит капель» . (4 слайд) Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел? Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка». Послушайте биографию автора (5 слайд) Писатель родился примерно 200 лет назад в городе Кострома в семье чиновника. Мать поэта воспитывала сына в одиночку. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Алексей Николаевич активно занимался литературной деятельностью — писал стихи. Плещеев получил разрешение на переезд в Москву, где он полноценно стал заниматься любимым делом — творчеством. В городе Плещеев начал сотрудничество с журналом «Современник», печатался в журналах и газетах. Плещеев переезжает в Петербург и начинает работать в журнале «Отечественные записки». Он борется постоянно с нуждой, на износ работает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своей семьи. И судьба за долгие годы трудов вознаградила поэта — он получает наследство в конце жизни, позволившее ему безбедно жить, занимаясь творчеством. Что можете сказать об авторе, глядя на портрет? Послушайте стихотворение. Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева. О ком это стихотворении? Объясните значение слов: (6 слайд) Сени – прихожая в избе. Краше – красивее. Милей – больше всего нравится. – Какое настроение передаёт автор? – Нравится ли весна поэту? – Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? – Прочтите стихотворение выразительно. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите –ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните, Все в порядок приведите И читать, друзья, начните. А теперь, познакомимся со стихотворением «Ласточка примчалась …». Послушайте биографию автора. Аполлон Майков родился примерно 200 лет назад в Москве, в семье живописца. Учился на юридическом факультете. Увлекался живописью, но позже посвятил свою жизнь поэзии. Многие стихи Майкова положены на музыку. Рассматривая портрет, что можете сказать об авторе? Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: при-мча-лась – примчалась (8 слайд) хмурь-ся – хмурься Объясните значение этих слов. Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это стихотворение? О ком оно? Откуда прилетела ласточка? Найдите и прочтите песенку ласточки. Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки? Продолжим знакомство с творчеством А. Майкова, стихотворение «Весна». Послушайте еще одно стихотворение. О каком растении рассказал поэт? С каким чувством он пишет о первом цветке? Как автор называет этот цветок? Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? Как вы понимаете значение этого слова? Сквозистый снежок – рыхлый снег Прочтите выразительно стихотворение «Весна» по цепочке. Чем отличается стихотворение от сказки? |