Актуализация знаний | 10 мин. | Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы послушайте и постарайтесь её отгадать. Она всё знает – просто шок! А сама всегда — молчок! Чтобы с нею подружиться, Нужно чтению учиться. (Книга) Что это, ребята? Правильно, это книга! С сегодняшнего дня мы с вами будем заниматься по новому учебнику. - Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены герои литературных произведений с книгами? - Какова роль чтения в жизни каждого из нас? - Прочтите название учебника. Почему учебник так назван? - Скажите мне, как называется первый раздел? - Как вы думаете, что будет в этом разделе? Давайте с вами вспомним правила обращения с книгой. - Какие вы помните правила, кто мне может сказать? Что с книгой нельзя делать? - Ребята, а почему необходимо беречь книгу? На экране вы видите правила обращения с книгой, давайте с вами еще раз прочитаем и вспомним их. (-Не берите книги грязными руками. - Читайте, сидя за удобным столом. - Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов. - Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой. - Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным. - Не читайте на ходу и при движении транспорта. - Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении. - Храните книги на закрытых полках.) Объясните мне смысл русских народных пословиц и поговорок: Испокон века книга растит человека. Ребята, все ли слова вам известны? Как вы думаете, что значит испокон? Дом без книги что изба без окон. С книгой жить – век не тужить. Давайте с вами еще раз повторим эти пословицы. Повторяйте за мной. Сначала первый ряд: испокон века книга растит человека. Второй ряд: дом без книги, что изба без окон. Третий ряд: с книгой жить – век не тужить. Молодцы, ребята! - Ребята, с чего должно начинаться знакомство с новым произведением? Правильно. Кто мне прочитает фамилию автора? - А как называется стихотворение В. Данько? - Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь? – Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные? Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Правильно, тема нашего урока: В. Данько «Загадочные буквы». Как вы считаете, какая цель сегодняшнего урока? Цель урока: познакомиться с Владимиром Данько и его стихотворением. Физминутка | Отгадывают загадку Книга Будем встречать этих героев в произведениях Научиться читать. Литературное чтение. Жили-были буквы Не трогать грязными руками, не кидать, читать сидя, читать за удобным столом и тд. Читают правила обращения с книгой. Объясняют смысл русских пословиц и поговорок. Благодаря книге человек растёт. Без книги никак не прожить. С книгой жить проще. Со знакомства с автором. Данько. «Загадочные буквы». Не всегда. Да Проходить стихотворение «Загадочные буквы». Познакомиться с автором и его стихотворением. Проводят физминутку. | Коммуникативные, регулятивные познавательные: - отвечать на вопросы учителя; - осознанно высказываться о значении книг в жизни человека; - осознанно строить речевое высказывание. Понимать смысл загадки; - понимать на слух речь учителя понимать смысл текста; - принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Этап открытий новых знаний, работа с учебником, первичное закрепление | 24 мин. | На слайде вы видите портрет автора В. Данько. Данько Владимир Яковлевич - детский поэт, переводчик, художник-иллюстратор. Родился в 1936 году в Краматорске. Писать он начал с 1950 года и стал автором более 40 книг. На произведениях Владимира Яковлевича Данько выросло не одно поколение детей России. Это стихи о природе, о детях и для детей, о временах года и разных предметах, окружающих нас. Все стихотворения поэта полны юмора и доброты. Давайте с вами прочитаем стихотворение «Загадочные буквы». В окошечки вам нужно будет вставить букву. Давайте прочитаем первую строчку: А лягушку проглотила. - Как вы думаете, почему тут буква А? Ребята, буква А, потому что слева на картинке изображён аист. Теперь давайте прочитаем эту строчку со словом аист: аист лягушку проглотила. Давайте попробуем отгадать вторую букву: тележку покатила. Какую мы сюда вставим букву? А почему л? Правильно, а что помогает вам отгадать букву, рисунок или слова из стихотворения? Напилите в квадратике простым карандашом букву л. Читаем следующую строчку: откроем и войдём. Какую напишем букву сюда? Почему д? Правильно. Следующую строчку читает Мирослав: ш под ёлкою найдем. Смотрите, тут нет картинки, но стоит уже буква. Что мы можем найти под ёлкой? Правильно, шишку. Пишем карандашом букву ш в квадратик. Все понимают задание? Следующую строчку читает Никита: жужжит и больно жалит. Какую букву вставим сюда? Почему п? Пишем в квадратик букву п. Следим все внимательно. Следующую строчку читает Арина: в лесу деревья валит. Какую букву напишем сюда? Почему п? Правильно! Записываем букву П. Следующую строчку читает Лев: чиркает на ветке. Какую букву вставим в квадратик? Почему в? Правильно, записываем букву в. Следующую строчку читаю я, слушаем внимательно: рычит на нас из клетки. Какую букву мы вставим сюда? Почему т? Правильно, молодцы! Следующая строчка: приятный любит запах. Какую букву напишем сюда? Почему н? Следующую строчку читает Вика: на мягких ходит лапах. Какую букву напишем сюда? Почему к? Правильно, записываем букву – к в квадратик. Всем понятно как выполнять это задание? Дальше продолжаем выполнять самостоятельно. Даю вам время, затем проверим все вместе. Давайте с вами проверим. Проверяем остальные буквы Теперь послушайте, я прочитаю все стихотворение. - Ребята, а теперь прочитайте мне строчки из стихотворения о самых весёлых буквах? - А теперь о злых и страшных буквах? - Ребята, а как вы думаете, почему стихотворение называется «Загадочные буквы»? Молодцы, ребята, вы отгадали все буквы! Ребята, давайте поиграем в игру: «На что похожи буквы?». Я вам буду читать загадку, а вы будите отгадывать и называть букву. Букву на плече носил, На лугу траву косил. Г Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издает жужжащий звук. Ж – Дрожу от страха До сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно! Р Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. Ф Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, Но начинает алфавит. А Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки! В Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете буквы! | Слушают информацию про автора. Потому что на картинке аист. Л Потому что лошадь тележку покатила. И рисунок, и слова. д Потому что мы открываем дверь. Шишку. П Потому что пчела жалит. П Потому что пила деревья валит. В Потому что воробей чиркает на ветке. Т Потому что тигр рычит на нас из клетки. Н Потому что нос любит приятный запах. К Потому что кот ходит на мягких лапах. Слушают стихотворение. А,о,у,ы,и Р,б,у,ж Это значит непонятные, представляющую какую-то загадку. | Коммуникативные: - формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. - учитывать ориентиры действия, предложенные учителем; - понимать смысл загадок и делать выводы; - принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов. Коммуникативные регулятивные: - учитывать ориентиры действия, предложенные учителем; - понимать смысл загадок и делать выводы. - принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем. Понимать смысл загадок и делать выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. |