. - предметные (Пр):
Пр 4 - развивать умение составлять звуковые схемы слов, сравнивать звуковой состав слова и его буквенную запись;
Пр 5 - развивать умение плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.
П1- развивать умение анализировать учебно-познавательную задачу слушая учителя или одноклассников.
Р1- развивать умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу до окончательного ее решения;
Р2 - развивать умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
Р 3– совершенствовать умение оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
К3- развивать умение оформлять свою речь в устной форме.
Л5 – воспитывать любовь к Родине и своей стране.
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анастасия Александровна, можете присаживаться. Чтобы начать урок давайте проверим, всели у нас готово к уроку, учебник, ручка, карандаш, тетради и смайлики. - Повторим правила поведения? - Помните, что спинку держим … прямо, ножки поставлены … вместе, грудью о стол не … опираемся, если во время урока что-то хочешь спросить или сказать, то надо … поднять руку, а когда отвечаешь, надо вставать около своего … места, а не выкрикивать, сидя за партой. | | Ф |
Речевая разминка | - Предлагаю начать урок с речевой разминки. Как Вы думаете, для чего она нужна? Я буду произносить чистоговорки, а вы повторять. Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы. | | Ф |
Мотивация к учебной деятельности | . - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, вы внимательно прослушаете и скажете, о чем оно. -Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать! - О чем данное стихотворение? - Как научиться читать? - Верно, этому мы учимся на уроке чтения! | - О том, как хорошо САМОМУ уметь читать. -Нужно знакомиться с новыми звуками, буквами. | Ф |
Актуализация знаний | - Ребята, скажите, где мы живем? - Что такое Россия? - Как мы называем место, где мы родились? - Какие символы нашего государства вы знаете, вы говорили о них на первых уроках окружающего мира. - Как называется столица нашей родины? - Все правильно, ребята, место, где ты родился и растешь, - это Родина. И каждый старается на родной земле посадить сад, цветы, построить свой дом. - Составьте рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля. -Планета, на которой мы с Вами живём, называется Земля. Страна, в которой мы живём, называется Россия. Столица России гордо носит название Москва. Место, где человек родился и вырос, называется Родина. Моя Родина – город Куйбышев. - Ребята, какой звук в слове земля вы слышите вторым? - Какую букву он обозначает? - Что вы знаете об этой букве? | - В России. - Это страна. - Родина. - Герб, флаг, гимн. - Москва. - Составляют рассказ. - Звук [’э]. - Букву Е. - Обозначает 2 звука в начале и после гласного, и работает на мягкость после согласного. | Ф |
Целеполагание | Послушайте стишок А. Шибаева: Всем на свете буква Я Доложить готова: - а вы знаете, кто я? Я не только буква Я – Буква, Слог И слово! - Чем является буква Я в стихотворении? - Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? - Какую цель мы поставим сегодня на урок? | - Буква, слог и слово. - Буква Я, я. - Знакомство с буквой Я. | Ф |
Открытие новых знаний | - Ребята, что вы видите на слайде? - Произнесите слово хором. - Сколько слогов в этом слове? - Почему? Докажите. - Прохлопайте. - На какой слог падает ударение? - Позовите слово. - Произнесите первый слог. - Из чего он состоит? -Произнесите второй слог. - Из чего он состоит? -Произнесите третий слог. - Из чего он состоит? - Назовите новый звук. Он находится над . - Первый слог состоит из слога-слияния [й’а], и именно эти два звука в начале слова на письме обозначаются буквой я. - Откроем учебник на стр. 111 (1 1 1). - Работаем со следующей иллюстрацией. Что на ней изображено? - Произнесите слово хором. - Сколько слогов в этом слове? - Почему? Докажите. - Прохлопайте. - На какой слог падает ударение? - Позовите слово. - Произнесите первый слог. - Из чего он состоит? - Произнесите второй слог. - Из чего он состоит? - Произнесите третий слог. - Из чего он состоит? - Почему первый слог состоит из слога-слияния [й’а]? - Ребята, в конце слова звук [’а], тоже обозначается буквой я. - Какой можно сделать из этого вывод? -Обратимся к правилу в низу страницы. - Со звуком мы познакомились. Теперь познакомимся с буквой. Возьмите в руки ручку зажмите ее между ладоней, и начинайте ее катать. Положите ручки и помассажируйте кончики пальцев. Молодцы! - найдите в учебники в правом верхнем углу, как выглядит печатная буква Я я. - Откройте свои тетрадь, возьмите ручки и вместе со мной напечатайте большую букву Я. Дети пишут 1 сточку большой буквы Я. - Посмотрите еще раз в учебник и скажите, чем отличается большая и маленькая буква я. - Напечатаем маленькую букву я в строчку. | - Яблоки. - В этом слове 3 слога. - В слове 3 слога, потому что 3 гласных звука. - Ударение падает на первый слог. - [й’а]. - Из слога-слияния [й’а]. - [бло]. - Из слога вне слияния [б] и слога-слияния [ло]. - [ки]. - Из слога-слияния [ки]. - В этом слове 3 слога. - Ударение падает на первый слог. - [й’а]. - Из слога-слияния [й’а]. - [бло]. - Из слога вне слияния [б] и слога-слияния [ло]. - [н’а]. - Из слога-слияния [н’а]. - Потому что именно эти два звука в начале слова на письме обозначаются буквой я. - Большая и маленькая буквы я обличаются размером. | Ф И Ф Ф |
Физминутка | - Предлагаю провести физминутку. Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Я буду читать стихотворение, и делать движения, а вы – повторяйте за мной. Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт. | | Ф |
Закрепление изученного материала | - Найдите слоги под схемами, которые мы только что рассмотрели. Покажите мне пальчиком. Прочитайте их шепотом один раз. - Кто может прочитать вслух? Сначала читаем первые три слога. Теперь читаем оставшиеся слоги. Читают разные дети. По три человека. - Составьте слово с одним любым слогом. Назовите свои варианты. - Я раздам вам карточки. На первый парты учитель раздает карточки по 10 шт. Дети передают их по рядам, оставляя у себя на парте одну карточку. У кого нет карточки – поднимите руку. Начнём работу. Ваша задача в парах (с соседом по парте) составить слова с помощью слоговой таблицы и напечатать их себе в тетрадь. На выполнение задания даётся 2 минуты. Приложение 1 - Положите ручки на парту, выпрямите спинки и посмотрите на меня. Проверим, что у вас получилось. - Если вы смогли составить 4 слова, покажите зелёный смайлик. Если получилось 3-2 слова, покажите жёлтый смайлик. Если получилось составить 1 слово или не получилось вовсе, покажите красный смайлик. - - Найдите слова на странице 111 (1 1 1). Покажите пальчиком. Прочитайте слова по слогам. - Теперь прочитайте целиком. - Теперь прочитаем только те слова, которые состоят из трёх слогов. - А теперь прочитаем слова, состоящие из двух слогов. - Посчитайте, сколько новых букв в этих словах вместе. - На какие вопросы отвечают слова из первого столбика, а на какие из второго? - Прочитайте слова по буквам. - Составьте по одному предложению с каждым словом. - Молодцы! А сейчас мы прочитаем текс, который дан на странице 111, покажите пальчиком, с каким текстом мы будем работать. - Почитаем его по предложению. - О чем этот текс? - Какие деревья посадили в саду? - Как члены семьи были перечислены в тексте? - Молодцы, вы внимательно слушали и поэтому правильно ответили на вопросы. - Переворачиваем страницу учебника, на страницу 112. Найдите так текст. - Прочитайте заголовок. - Посмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком или о чем будет идти речь? Давайте представим, что там произошло? - А теперь прочитаем текст. Сначала шепотом. Потом - вслух. Каждый читает по одному предложению. - Что произошло на море? Кто спасает корабли? Что встречают корабли на своем пути? Куда торопятся суда? Куда идут корабли? - Сколько раз в тексте встречается новая буква? Как думаете, зачем нужен маяк? | - Я, Бэ, Эль, О, Ка, И. Я, Бэ, Эль, О, Эн, И. Зэ, О, Я. Эр, А, Я. | Ф И Ф П Ф Ф И И Ф И |
Итог урока | - Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? - Мы познакомились с двумя секретами буквы Я. - Скажите, сколько звуков буква Я обозначает в начале слова? - Сколько звуков буква Я обозначает после гласного? - Молодцы! | - 2. -1. | Ф |
Рефлексия | - Давайте, поиграем, я буду называть слова с буквой Я, если в этом слове буква я обозначает 2 звука, вы мне показываете две ладошки, а если буква Я обозначает один звук то одну ладошку. Кому не понятно? - Яблоко. - Маяк. - Рая. - Петя. - Яблоня. - Ребята, вспомните задания с карточкой, где вы составляли слова по слоговой таблице. - Поднимите палец вверх, если вы поднимай зеленый смайлик. - Поднимите палец вверх, если вы поднимай желтый смайлик. - Вы большие молодцы! - Спасибо за урок, до свидания. | - 2 - 2. - 2. -1. - 2, 1. | И |
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И- индивидуальная, Г- групповая, П- работа в паре, Ф- фронтальная).