|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный этап.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -уточнитьтип урока; | -приветствие, -проверка рабочего места, -эмоциональный настрой на работу | Приветствуют учителя и гостей. | -Здравствуйте , ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, к нам пришли гости. Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Будем работать быстро, отвечать активно, считать правильно, аккуратно писать в тетрадях | | Уметь оформлять записи в тетради (Познавательные УУД). |
2.Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Организует формулирование темы урока обучающимися | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят цель урока. | Слайд 1 -Скажите пожалуйста, ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Что мы с вами сегодня будет делать? Я вам предлагаю самим определить тему нашего урока. Решив правильно выражения, вы достигните цели. Итак, готовы? Работаем устно. 42+7=49(за) 49-8=41(креп) 33+5=38(ле) 41-8=33(ни) 38+7=45(е) -Посмотрите, каждый ответ соответствуют определённому слогу. Как вы думаете, что это за слово? -Молодцы! Посмотрите внимательно, какое слово у нас получилось? (Закрепление) -Правильно. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились.» Какую цель мы поставим перед собой? Повторить и обобщить изученное. Слайд 2 Девиз нашего урока «Повторение –мать учения» -Итак, ребята, давайте откроем свои тетради и запишем в них число и классная работа. - | Знать математическую терминологию, алгоритм вычисления, состав чисел | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
3.Актуализация знаний. Разминка. Мозговой штурм. Устный счёт. (5 мин) Цель: - организовать актуализацию знаний учащихся | Организует устный счет. Оценивает работу класса. | Отгадывают загадки. Выполняют задания устного счета. Отвечают на вопросы учителя: вспоминают математическую терминологию и правила. | Сегодня мы отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать куда и на чем мы полетим нужно отгадать загадки. 1) Астроном - он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна В небе полная …(Луна) 2). До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая …(ракета) - Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся? (В космос.) - Правильно, в космос, а точнее на Луну -А к кому мы полетим в гости на луну, вы тоже сейчас узнаете , если правильно расставите числа в порядке возрастания 36, 78, 29, 43,15,8.(Лунтик) -Вы помните, как появился Лунтик на Земле? (упал с Луны) Лунтик приглашает нас в гости на свою Родину. Как называются люди, которые управляют космическим кораблем? (Космонавты) Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт? (Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять.) -Ребята, космонавты сразу могут отправиться в полет или необходимо выполнение каких-то условий? Какими они должны быть? (нет, сначала тренируются на Земле) И так приглашаю вас на тренажер. Арифметический диктант - Начнём наш урок с разминки для ума. Я буду читать вам задание, а вы в строчку через клетку записываете ответы. – 14 уменьшить на один десяток. – 8 увеличить на 3. – Какое число меньше 26 на 6? – Чему равна сумма чисел 50 и 8? – Из числа 54 вычесть 4 единицы. - Сколько см в 3 дм? - На сколько 35 больше 30? - Брату 8 лет. Он на 5 лет моложе сестры. Сколько лет сестре? Поменялись тетрадями. Проверим свои ответы: (На экране, после ответа ученика.) 4,11,20,58,50,30, 5,13. Поднимите руку кто выполнил без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки; Кто более 3 ошибок? Будьте внимательны! Все справились с тренировочными заданиями – значит, все готовы к полету. | Знать математическую терминологию, алгоритм вычисления, состав чисел | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). |
4.Обобщение и систематизация знаний (5 мин) Цель: - организовать работу по обобщению и систематизации знаний учащихся Задача-5 мин | Организует фронтальную работу и работу в паре, оценку работы детьми. Оказывает помощь: помогает составить краткую запись | Работа в паре Дети сравнивают именнованные числа. Один ученик объясняет с доказательством. Самостоятельно составляют краткую запись и решают задачу. 1 ученик работает у доски. | -Итак, все готовы к полёту? Закрываем глаза. Начинаем отсчёт. Считаем десятками от 100 до 10. - Открываем глаза. До Луны мы долетаем. И посадку совершаем. Здесь нас радостно встречает…. Лунтик. Будет нас сопровождать и задания давать. -Мы не просто так сегодня полетели в гости к Лунтику. Он пригласил нас в гости, чтобы мы поделились с ним своими знаниями. Ребята, давайте посмотрим на небо, на небе звездочки , но они не обычные, а с заданиями , которые предлагает нам выполнить Лунтик. 1 задание от Лунтика -Что вы знаете о Луне? (Луна спутник Земли) Лунтик хотел бы узнать, какое расстояние находится между разными объектами в космосе и сравнить их? Для того, чтобы сравнивать расстояние, что вы должны знать? (единицы длины).А что надо знать, чтобы узнать за какое время он пролетает от Луны до Земли?( Единицы времени) Работа в парах Карточка Работа с единицами длины и времени 20см 2дм 5 см 1час 60 мин 45см 5дм 30мин 2 час 80мм 8см 1ч 05мин 50мин Дети выполняют задание самостоятельно в группах, делают самопроверку на доске. Оцениту свою работу! Слайд - Ребята, а вы знаете, кто совершил первый полет в космос? (Юрий Гагарин ) Когда это произошло? 12 апреля 1961г Он был в космосе 108 минут. А сколько это часов, кто сможет посчитать? (1 час и 48 минут) Слайд (Луна) 2 задание от Лунтика. Лунтик предлагает разгадать ребус и узнать 2 задание. Слайд( Работа над задачей) Посмотрите, что за слово мы прочтём? (задача) Значит, как вы думаете, что мы сейчас будем делать?(работать над задачей.) Слайд Космонаты взяли еду в тюбиках .Первый космонавт взял 10 тюбиков, а второй на 4 тюбика больше. Сколько всего тюбиков взяли космонавты? Беседа по содержанию задачи: - Что в задаче известно? Что нужно узнать? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Можем узнать сколько сколько тюбиков взял 2 космонавт? Как? - А теперь, зная сколько тюбиков взял второй космонавт, можем узнать сколько всего тюбиков с едой они взяли? Запишем решение.( Один ученик работает у доски) Проверка. Ответ: 24 тюбика. | Знать математическую терминологию, уметь сравнивать именованные числа, решать составные задачи. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). |
Физминутка(3 мин) Цель: снятие утомления | | Дети выполняют движения | | | |
5.Самостоятельная работа (15 мин): Цель: - организовать самостоятельную работу, выполнение самопроверки, самооценки. | Организует самостоятельную работу и самоконтроль. | Самостоятельно решают уравнение. Осуществляют самоконтроль: 1 ученик называет правильный ответ. | 3 задание от Лунтика. Лунтик очень любит решать уравнения и предлагает вам проверить , правильно ли он их решил . -Посмотрите пожалуйста на доску, перед вами два уравнения. -Что такое уравнение? (Это равенство , в котором один из компонентов неизвестен.) -Какой компонент нам неизвестен в первом уравнении? -Во втором уравнении? -Давайте найдём неизвестные числа (неизвестное уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое). Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. Найди ошибку! 15 – х = 8 30 + х = 70 х-20=60 х = 15 – 8 х = 70– 30 х=60-20 х = 7 х = 40 х=40 15 – 7 = 8 30 + 40= 70 40-20=60 8 = 8 . 70=70 60=60 -Выполните задание самостоятельно. -Оцените себя. Сообщение с капитанского отсека. Топлива осталось совсем немного, пора возвращаться домой. | Знать математическую терминологию, уметь решать уравнения | Уметь ориентироваться в своей системе знаний(Познавательные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
| | Самостоятельно чертят прямоугольник и находят периметр прямоугольника. | Работа с геометрическим материалом. Слайд - О! Я вижу какой-то неопознанный летающий объект . На что он похож, на какую геометрическую фигуру? (на прямоугольник) Он летит прямо на нас. Мы можем уйти от столкновения, если сможете начертить прямоугольник и найти его периметр.. 5 задание от Лунтика - Начертите прямоугольник со сторонами 3 см. и 5 см. -Найдите периметр. А что такое периметр? Учитель. Наше космическое путешествие подходит к концу. Лунтик говорит нам… Ученики. (Читают хором) Молодцы! Учитель. Вы отлично справились со всеми заданиями. (По щелчку открывается следующая надпись. Ученики читают) (По щелчку появляется ракета) Учитель. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт – 100,90,80,70,60,50,40,30,20,10… ВПЕРЁД! (По щелчку «Запуск ракеты»). -Мы приближаемся к родному дому. Посмотрите ребята, как прекрасна наша Земля на фотографии. Наш космический корабль благополучно приземляется. Но что я вижу? Посмотрите, что случилось с нашим другом Лунтиком? Слайд Лунтик скучный (Лунтик скучает по своей Родине, или ему грустно расставаться с друзьями) | Уметь чертить прямоугольник и находить периметр прямоугольника. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД) |
6.Рефлексия (5 мин) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и всего класса в целом. | Организует рефлексию | | -Мы можем оставить вашего друга таким грустным? Как можно поднять настроение? ( Беседа с детьми.) Я предлагаю украсить небо яркими звездочками, оцените урок. -Понравился урок, всё было понятно, успел выполнить все задания. - Понравился урок, справился почти со всеми заданиями. -Не понравился урок | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
7.Домашнее задание(2 мин) Цель: -организация выполнения домашней работы | | Записывают домашнее задание | Путешествие подошло к концу благодаря нашей дружной работе. Мы снова на родной земле. Всем большое спасибо! Карточки с заданиями | | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация К учебной деятельности и создание ситуации успеха Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -организация планирования учебной деятельности на уроке. | 1. Ребята! К нам в гости пришёл кот Матроскин и приглашает вас отправиться в морское путешествие. Вы согласны? Перед каждым из вас лежат карта путешествия, на которой определён маршрут. На ней вы будете отмечать свои успехи и неудачи. ( красный-плохо, жёлтый-надо ещё постараться, зелёный – справился. Глядя на карту определите, чем мы сегодня будет заниматься в путешествии? Может, кто-то своё добавить хочет? | Проговорить и обосновать правила сотрудничества Заполнение листа «Самооценка работы» Анализ и обсуждение данных листа. | | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. Правильно формулировать собственное мнение. |
-актуализация изученного материала; -формирование адекватной самооценки | Молодцы, правильно, на протяжении всего нашего путешествия мы будем…. Путешествовать будем на корабле «Дружба». (На доске схематически изображён корабль, под каждой стороной какое-то высказывание , что такое дружба) Вы знаете, путешественники обычно ведут дневники наблюдений. Вашим дневником будет тетрадь, маршрутная карточка в которых вы будете вести все необходимые записи. Они должны быть чёткими и аккуратными. Откроем наш дневник наблюдений и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать и классная работа и отложим их. | Проговаривание темы: «Сложение и вычитание многозначных чисел, решение задач » Индивидуальное выполнение задание в тетради. Проговаривание цели урока -(тренироваться) совершенствовать умение сложения и вычитания многозначных чисел ... | Умение складывать и вычитать многозначные числа в столбик без перехода через разряд, с переходом через десяток, умение решать простые и составные задачи. | |
2. Постановка и решение учебных задач (устный счёт) Цель: создание проблемной ситуации | Кот Матроскин приглашает нас подняться по ступенькам на палубу корабля, но для этого необходимо устно, правильно решить примеры: №7 8+7-6= 4+9-7= 12-7+9= 16-8+9= 6+6-8= 7+7-5= Промежуточные результаты показываем. Оцениваем себя! На маршрутном листе найдите цифру 1 и рядом пустой кружочек, оцените себя соответствующим цветом: если ни одной ошибки, то зелёным и т.д. Для чего мы учимся правильно и быстро решать подобные примеры? Как нам это поможет в жизни? Приведите пример. Кто согласен? (Фонарики) Кому это не надо? | Устное решение примеров | Закреплять вычислительные навыки | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё правильное решение проблемы. Умение делать анализировать, слушать собоседника. Владеть способом самооценки |
Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. ШИФРОВКА 1. – О 2. – СТ 3. – РО 4. -В ОСТРОВ СОКРОВИЩ Дети разгадывают ответ и цифра переворачивается и появляется буква или буквы и в целом слово ОСТРОВ | И вот мы на палубе корабля. Перед нами каюты с номерами: 11, 13, 9, 17, 19, 20 Как вы думаете как злостный вопрос я хочу задать? Какое число лишнее? Почему? Докажите! Оцените себя и обозначьте своё решение своим цветом на карте рядом с цифрой 2. Но отправиться в морское путешествие без капитана нельзя. Как вы думаете, кто будет капитаном? Выбрали капитана, а куда поплывём? (Капитан смотрит в бинокль) Я вижу флаг нашего корабля «Дружба». Что это на нём? Экспресс-задачки: Вот они нам и помогут определить цель нашего путешествия. 1. Сколько носов у 28 матросов? 2. Сколько ушей у четырёх пассажиров корабля? 3. Корабль отошёл от берега. В первый день его команда поймала 7 кг. Рыбы, а во второй на 4 рыбы больше. Сколько рыб было поймано во второй день? 4. Кок корабля изготовил 12 пироженок, а салатов 8. На сколько салатов он изготовил меньше, чем пироженок? Кому было легко ? (фонарики) Кому необходима помощь капитана или матросов? Оцените себя и отметьте в своей индивидуальной карте путешествий под цифрой 3. МОЛОДЦЫ! | Обдумывание варианта ответа На какие две группы можно разделить эти числа? Учитель (он надевает кепку капитана) Сравнивают способ с образцом учебника – записью ответа. Делают вывод о правильности полученного способа сложения многозначных чисел и возможности его применения в других аналогичных случаях, показывая перенос сверху разрядов. | Знание принципа разрядности числа и умение зафиксировать его в знаковой модели. | Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение. Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковой модели. Контролировать свои действия и действия другого Осуществлять контроль в применении способа действия. Владеть способом самооценки |
V. Динамическая пауза (3 мин) | Отправляемся в морское путешествие, но для этого необходимо сказать волшебные слова. Они у вас на столе, перед каждым. Почитайте в парах. Читаем дружно, вместе. Плыви, плыви кораблик На запад, на восток. Канаты- паутинки, А парус – лепесток (дуют) | Выполняют движения | | Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека. |
3. Решение частных задач (закрепление) Цели: -нахождение правильного решения, обоснование его и правильного оформления на письме. Решение задачи Письменное решение примеров | Ребята, раньше на нашем корабле жили мышки, но как только появился кот Матроскин, мышки куда-то исчезли. Видимо испугались Кота. Мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Я предлагаю посмотреть в ваших дневниках. Нашли? Берите мышек и выходите к доске. ( У каждой мышке в корзине задание) Садитесь. А в корзинах задания. 1. Помогите нам решить задачу!!!!! Откройте учебник стр. 41, найдите №10. 1. Прочитайте по себя задачу 2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы решить задачу? 5. Это задача простая или составная? (решение задачи у доски.)- на обратной стороне доски Сверяемся Задавайте вопросы по решению? Оцените себя и отметьте в своих маршрутных листах - 4 2-ая мышка приглашает вас по-рыбачить. В впереди корабля резвятся рыбки. Ребята, кот Матроскин приглашает нас порыбачить . Игра «Математическая рыбалка» Уч. стр. 40 №1 под цифрой 2, 3 Что необходимо вспомнить, чтобы правильно решить примеры этих видов? Нужно пойти к доске и правильно сложить алгоритм, который поможет нам при решении этих видов примеры. Дети решают : Под первой мышкой записывают : Пример столбиком на сложение, и на вычитание. Под второй -… Под третьей- .. Остальные решают по рядам. Каких красивых рыбок мы с вами наловили, давайте отпустим их в море. Оцениваем себя- цифра 5. Молодцы! Ребята! Наш корабль плывёт дальше и впереди у нас остров, на котором живёт ….? Он предлагает такие интересные задания, мы такие ни разу не решали: Примеры со звёздочками. Что требуется сделать в этом задании? Немного подумайте, осмыслите выполнение такого интересного задания, и кто желаем к доске? Остальные в парах работают и записывают решение. Оцените себя и отметьте в своей индивидуальной карте путешествий под цифрой 6. Фонарики! Задайте вопросы по выполнению. | Решение задачи № 55 учебника 3. Назовите условие задачи? 4. Что надо узнать в задаче? Почему ты использовал знак вычитание? Почему задача решена в два действия? Алгоритм сложения и вычитания столбиком, сложение и вычитание чисел в пределах 10 и через десяток За 7 дней Один ученик выполняет задание у доски ( комментируя), другие в тетрадях. | Умение складывать многозначные числа в столбик с одним переходом через разряд | Осуществлять контроль в применении способа действия. |
Самостоятельная работа | Молодцы, ребята! Кристина, ты что-то хочешь спросить? Капитан, всё ли в море спокойно? Нет! Что это там показалось впереди? Ребята, пираты хотят напасть на наше судно. И пока мы не выполним их задания, они вас не пропустят. Вашим оружием будет ум и смелость. Приготовьтесь к математическому бою. Задание на доске: уч.стр.42 №18, стр. 40 №6 ( верхняя сторочка- 1 вариант, нижняя строчка – 2 вариант) | | | |
| Молодцы! Вы настоящие путешественники, смелые и сообразительные. Мы успешно победили пиратов и подошли к острову сокровищ, где спрятался ценный клад. Что это? Книга. Что в ней? А ещё в ней какие – то фигурки. Похожи на фигурки нашего корабля «Дружба». Похоже они необычные. Переварачиваем и читаем! (Ученик выходит , читает и т.п.) Что же такое дружба? … | | | |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - фиксация нового содержания урока; - организация рефлексии собственной учебной деятельности; | Как вы думаете, что интересного было сегодня на уроке? Чем важным мы сегодня занимались и зачем нам это необходимо? Всё ли Вам было понятно? Какое задание вам показалось трудным? Что делать в этом случае? Оцени работу в целом и нарисуй соответствующий смайлик на флажке вашего кораблика. На этом уроке я похвалил бы себя за …. Сегодня я сумел …. | Ответы на вопросы. Фиксирование собственного мнения Мотивация к последующему обучению | | Ориентироваться в своей системе знаний. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. ) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
5. Домашнее задание Цель: -организация выполнения домашней работы | Уч. стр. 40-43 выбрать любых два но мера и решить их. Путешествие подошло к концу благодаря нашей дружной работе. Мы снова на родной земле. Кот Матроскин доволен нашей работой. | Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |