Республика Бурятия
Иволгинский район
МОУ Каленовская СОШ
Перевалова Татьяна Ивановна
Математика
5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ, СОДЕРЖАЩИХ ДРОБИ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ДРОБИ
МТО: доска; карточки-задания; презентация, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. Математика 5 класс. М: «Просвещение». 2023
Цель урока: Создание условий для формирования умений решать текстовые задачи, содержащие дроби, связанные с реальной действительностью.
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; моделируют ситуацию, выбирают алгоритм выполнения практической работы, применяют полученные знания на практике. | Регулятивные УУД: определяют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления, контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности самостоятельно и под руководством учителя. Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска, умение находить аналогии, осуществлять классификацию, систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию. Коммуникативные УУД: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению, культура учебного труда. Личностные: формируют внимательность и аккуратность при выполнении задания, требовательное отношение к себе и своей работе, дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
Этапы урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует обучающихся, проверяет подготовленность к занятию, организует внимание детей. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Дьёрдь Пойа: Шкала успеха | У меня прекрасное настроение | У меня обычное настроение | У меня плохое настроение | | Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока. |
Вызов. Формулировка темы, постановка целей и задач урока. | Актуализация опорных знаний, организация познавательной деятельности обучающихся. Создание положительной мотивации. Принятие обучающимися задач урока. | Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет тему и задачи урока. Организовывает погружение в проблему. .Вопросы. -Где мы можем встретить дроби в нашей жизни? -Что интересного о дробях знаем мы? -
Выполнить устно. Презентация. -Верите ли ВЫ что ? Переходим к разделу «Применяем математику» 1.Определите сколько месяцев в 1/3 года? 2. Какую часть 2кг составляет от 10 кг? 2.Презентация. Вывод :Решение задач на нахождение части целого и целого по его части. | Индивидуальная работа. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Называют тему урока. Ученики записывают тему урока в тетрадь. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Обсуждают предметные способы решения. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. |
Осмысление | Формирование умений работать с текстом, составлять вопросы по тексту, а вопрос – это движущая сила мышления. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Организует учебное взаимодействие учеников. 1. Задания из реальной математики. Стр.90, № 6 | Совместная деятельность Фронтальная, индивидуальная работа. Участвуют в обсуждении содержания материала. Выделяют связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Выполняют задание, проверяют, анализируют, отвечают на вопросы. Обсуждают предметные способы решения. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
Физкультминутка | Снять мышечное статическое напряжение. | | Индивидуальная работа. Снимают мышечное напряжение. |
Осмысление и закрепление изученного материала. (продолжение). Практическая работа. | Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Диагностическая работа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную. Критерии оценивания: «5» -3 правильных «4» - 2 правильных «3» - 1 правильное 1.Самостоятельная работа. Задания из ВПР Задание А. 1.Представьте в виде смешанного числа выражение 2 .Найдите значение выражения Задание В. 1. Представьте в виде смешанного числа выражение 2.Найдите значение выражения | Индивидуальная работа. Фронтальная работа.. Самоконтроль. Обучающиеся задают вопросы, если такие будут. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
Рефлексия. Итог урока. | Анализ, интерпретация изученной информации. «Момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на этапах «Вызова» и «Осмысления». | Контрольно-оценивающая деятельность. 1.Итоговые вопросы: Назовите тему урока. Как превратить смешанное число в дробь? Как найти часть от целого? Как найти целое по его части? Что узнали нового? Какие остались вопросы? Что хотелось бы узнать? Над чем нужно еще поработать? 3.Анализирует урок, подводит итоги. Анализ оценок. 4. Рефлексия. | Фронтальная работа. Рефлексия своих действий |
Домашнее задание | | Применяем математику стр. 90, № 1,2,3. | |
Резервная задача | | 1. Задания на смекалку. | |
Значение дробей в жизни современного общества
Рассмотрим более подробно применение десятичных дробей в нашей жизни.
Дроби и музыка. Ноты отличаются по длительности их звучания. Знаком обозначают целую ноту, ноту вдвое короче – половинную, четвертную, восьмую, шестнадцатую.
Дроби в медицине. Врачи в рецептах указывают больному в каких частях принимать лекарство. Провизоры используют дроби при приготовлении лекарств. В состав одной таблетки цитрамона входит: кислоты ацетилсалициловой – 0,24 г, парацетамола – 0,18 г, кофеина – 0, 03г.
Дроби в кулинарии. В кулинарии (как и во всем поварском деле) все основывается на долях, на соотношениях. В различных рецептах приготовления блюд требуется взять 0,5 стакана сахара, 0,7 кг муки, 0,5 чайных ложки соды и т.д.
Дроби в космосе. В геодезии существует метод съемки земли, называемый космическое зондирование. Этот очень сложный метод можно упростить, используя дроби при расчетах формул. Благодаря им, геодезисты могут получить наиболее качественное изображение поверхности Земли.
Дроби в танцах. В русском танце имеется весьма распространенный вид движений выполняемых сильными, четкими, короткими, частыми ударами ног об пол. Такие движения русской пляски называются “дроби”. Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения.
Дроби в строительстве. Без знаний дробей невозможно построить здания, возвести мосты, проложить асфальт и т. д. Чтобы сделать строительный раствор необходимо знать дроби. В строительстве прорабы используют дроби при составлении сметы на строительство чего-либо.
Дроби в рисовании. Для построения изображения головы человека высоту головы делим на 7 частей. Расстояние между глазами равно длине глаз. Ширина головы = 3/4 высоты головы.
Дроби в нумерации домов. Дроби в нумерации домов Номер через дробь ставят у домов, пронумерованным по двум пересекающимся улицам.
Дроби в фигурном катании. В фигурном катании десятичные дроби применяются при подсчете баллов для выявления победителей среди сильнейших фигуристов.
Дроби в географии Участки земной поверхности изображаются на карте в уменьшенном виде, для этого используется понятие масштаба: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Например: масштаб карты означает, что 1см на карте соответствует 10000 см на местности.
Дроби в парикмахерской.
Парикмахер использует дроби для приготовления раствора для окрашивания волос.
Наша повседневная жизнь состоит из постоянных мелких подсчётов: скидки в магазине, расчёт сдачи и времени до посадки на самолёт.
1