I.Орг.момент | -Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. -Добрый день, ребята. Девизом нашего урока станет пословица. «Терпение и труд все перетрут». Как вы ее понимаете? -Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно? -Ребята, какой праздник приближается? -Правильно. Сегодня на уроке мы постараемся почувствовать приближение нового года. У вас на партах лежат карточки, что изображено? Чего не хватает елочки? -А как быстро на ней загореться гирлянда, будет зависеть от нашей с вами работы на уроке. За каждое правильно выполненное задание вы должны раскрасить 1 лампочку гирлянды. | Приветствуют друг – друга. -Чтобы что-то получилось, надо потрудиться. -Чтобы был порядок на парте и четко работать на уроке, не терять зря время. -Новый год. -Елочка. -Гирлянды. |
II.Актуализация знаний | -Математический диктант. -Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Я буду читать примеры и задачи, а вы пишите ответ в тетрадях в строчку через запятую. 1. 10-6+2=6 2.3+2+4=9 3.7+2-4=5 4.6+3-9=0 5.6+1 -2=5 6.2+2-4=0 7.10-4=6 8. Витя сделал 3 желтых фонарика и 2 синих. Сколько всего фонариков сделал Витя? 9.В классе 8 мальчиков, а девочек на 3 меньше. Сколько девочек в классе? 10.Я задумала число, если к этому числу прибавить 7, то получится 9. Какое я задумала число? Самопроверка. -Сейчас, проверьте ваши ответы по слайду. Если нет ошибок, раскрасьте лампочку гирлянды. | -Девятнадцатое декабря. Классная работа. -Выполняют. |
III.Постановка проблемной ситуации, и ее решение | -Что такое величина? -Какие величины вы знаете? -Почему длину можно назвать величиной? -Является ли сантиметр величиной? -Почему массу можно назвать величиной? -Какие единицы измерения массы вам известны? -Как называется величина, которую используют для измерения жидкостей? -О чем мы будем говорить сегодня на уроке? -Какова цель нашего урока? -Работать на уроке будем по такому плану: 1.Что такое объем? 2.Можно ли сравнивать объем? 3.Как измерить объем? 4. Каковы единицы измерения объема? 5. Решение примеров и задач. Физзарядка для глаз. -Чтоб наши глазки не уставали, предлагаю выполнить физкультминутку для глаз. | -Все, что может быть измерено, называется величиной. -Длина, масса, время и т.д -Да. -Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. -кг, г, т,ц -Затруднение. -О новой величине, которую используют для измерения жидкостей. - цель: познакомимся с новой величиной , единицей измерения жидкости. -Выполняют. |
IV.Открытие нового знания. | Эксперимент. -У каждой группы на столе стакан и банка. Для чего мы используем эти предметы в жизни? -Давайте проверим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? -Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, какой вывод можем сделать? -Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Что видим? Можно сделать вывод: что в стакане и в бокале помещается воды одинаково. -При переливании, что же было для нас важным? -То есть нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «Объем». -Над каким пунктом мы сейчас работали? -Итак, мы сравнивали объемы сосудов: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: ,= Стакан Стакан=бокалу. Раз мы сумели сравнить объемы сосудов и воспользовались знаками =, значит, можно сказать, что объем – это величина. -На какой пункт мы сейчас дали ответ? -Всегда ли можно измерить объем сосуда с помощью переливания? -Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нем помещается? -Давайте, с помощью бокала измерим, сколько жидкости помещается в этой банке. -Возьмем другую мерку –стакан и измерим, сколько в банку помещается воды из стакана. -Что получилось: когда взяли одну мерку – то получилось …. Бокалов воды, когда взяли другую мерку -….стаканов воды. -То есть сравнивать, складывать и вычитать объемы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. -Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объема-литр. Слово литр сокращенно пишут так: л.( на доске карточка литр –л) -Где вы уже встречались с этой единицей измерения? -Над каким пунктом плана мы сейчас работали? | -Чтобы наливать в них разные жидкости- чай, молоко,воду. -Переливанием. -Что воды в стакане меньше, чем в банке. -Вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. -Больше или меньше поместится в них воды. -Что такое объем? -Можно ли сравнить объем? -Нет, сосуд может быть только один. -Надо выбрать какую-то мерку. -В этой банке помещается … стаканов воды. -В этой банке помещается ….стаканов воды. -Мерки разные. -В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. В заправке заправляют машину бензином 10 литров, 20 литров. -Как измерить объем и каковы единицы измерения объема. |
V. Применение нового знания. Работа с учебником. | Работа с учебником. -Откройте учебники стр.36 № 3. -Кто хочет прочитать задачу? -О чем задача? -Что нам известно? -Что нам нужно найти? -Можем ли мы ответить на вопрос задачи? -Давайте напишем краткую запись задачи. И решим задачу. ( Ученик, который решил задачу у доски, прикрепляет в свой оценочный лист 1 елочную игрушку.) | -В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе? -О том, что в банке и в бидоне молоко. -Нам известно, что в банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. -Сколько литров молока в бидоне. Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе? -Сразу не можем, так как нам сначала нужно узнать, сколько литров молока в бидоне. -Один ученик решает на доске. Б. – 3 л Бид.- ?, на 4 л -
3 + 4= 7 (л)- молока в бидоне. -
3+7=10 (л) Ответ: 7 л молока в бидоне. 10 л молока в банке и в бидоне вместе. |
VII. Первичное закрепление. Работа с учебником. | Работа в группах. -Сейчас поработаете в группах. Какие правила должны соблюдать при работе в группах? -Возьмите карточку № 1. 1. Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру. (5 л) 2.Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру? (3 л) 3.Одна бутылка вмещает в себя 1 л молока, а вторая – на 1 л больше. Сколько литров молока вмещается во второй бутылке? (2 л) Взаимопроверка. Сейчас поменяйтесь листочками, и проверьте по слайду. -Если нет ошибок, раскрасьте гирлянду. -Следующее задание выполняем в паре. Как мы должны работать в паре? 10-6+4=0 2-2+6= 6 9-6+4=7 10-9+6=7 7+1-1=7 9-7+2=4 | -Работать дружно, не шуметь. -Говорить тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. Внимательно выслушать своего собеседника, не перебивая. |
VIII.Рефлексия. Итог урока. | -Ребята, наш урок подошел к концу. -Какую тему мы сегодня изучали? -Какую цель мы ставили перед уроком? Достигли ли мы её? -Какой величиной измеряют объем? -Как обозначается литр? -Литр – это единица измерения чего? -Теперь, посмотрите, какой красивой, нарядной стала наша елочка. Но какая же елка без красивой звезды на верхушке? Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. Раскрасьте звёздочку в красный цвет – если поняли тему урока, справились со всеми заданиями на отлично. В желтый - если нужна дополнительная информация, если возникли затруднения при выполнений заданий. В зеленый- если ничего полезного не узнали. | - Литр. - познакомится с новой величиной , единицей измерения жидкости. -Литр -Л -Жидкости. |