Технологическая карта урока по математике на тему:
«Единицы измерения массы: тонна, центнер»
Разработала и провела
Панина Татьяна Юрьевна
Технологическая карта урока математики.
Класс: 4.
Предмет: Математика.
Тема урока: Единицы измерения массы: тонна, центнер.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Прогнозируемые результаты:
личностные: оценивать свой труд; принимать оценки учителя; сформировать умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе.
метапредметные: уметь определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение и слушать собеседника, пользоваться учебником.
предметные: сформировать знания о понятиях «Тонна» и «Центнер»; сформировать умение устно складывать, вычитать, умножать и делить числа; уметь решать задачи, в которых присутствуют единицы измерения массы.
Дидактические средства: УМК «Школа России», М. И. Моро « Математика» 4 класс, часть 1, презентация.
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
Организационная структура урока.
Этап урока/цели | Формы работы, технологии | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты/ УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационно-мотивационный. Цель: Организация учащихся на работу. 1 минута. | Фронта- льная. | Здравствуйте, дорогие ребята! Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас. Так давайте же скорее приступим к работе. | Дети приветствуют учителя и настраиваются на работу. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Р –саморе- гуляция. |
2.Актуали- зация знаний. Цель: Актуализировать прежние знания, навыки и умения; подготовка учащихся к работе на уроке. 15 минут. | Фронтальная, индивидуальная. | Для того чтобы настроится на работу, давайте с вами решим следующие примеры: 1) 8 300 : 10 – 30 2) 36 · 1 000 + 20 3) 400 : (460 – 360) · 4 4) 200 : (310 – 300) : 5 5) 61 000 – 1 6) 49 099 + 1 (примеры записываются на доске, дети по очереди решают их у доски) Отлично, давайте двигаться дальше. Сейчас предлагаю вам повторить материал, который вы изучали на прошлых уроках. (работает один ученик у доски, класс помогает) 3 км 60 дм = … м 2 м 20 см = … дм 7 км 100 см = … м 90 м 50 см = … дм 90 км 300 см = … м 75 м 60 дм = … дм 5 км 450 дм = … м 17 м 70 см = … дм 8 км 3 500 см = … м 60 м 5 дм = … дм Вот мы с вами повторили единицы длины. А какие единицы измерения массы вы знаете? А давайте я сейчас вам буду читать предложения, а ваша задача закончить их нужной единицей массы. Итак: Масса синицы 20… Масса индюка может быть до 20… Взрослый слон весит около 7 … Масса льва около 2… Почему вы не смогли подобрать нужные единицы измерения в последних двух случаях? В каких же единицах измерения можно измерить массу льва и слона? А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Верно ребята! Сегодня мы с вами узнаем новые единицы измерения массы. А тема нашего сегодняшнего урока «Единицы измерения массы.» | Дети решают примеры. 1) 82 970 2) 36 020 3) 16 4) 4 5) 60 999 6) 49 100 Выполняют задание. 3 006 м 22 дм 7001 м 905 дм 90 003 м 756 дм 5 045 м 177 дм 8035 м 605 дм Грамм, килограмм. Грамм. Килограмм. Слон весит больше, чем 7 кг, а лев – больше, чем 2 кг. Наверное, существуют единицы массы больше, чем грамм и килограмм. Знакомиться с новыми единицами массы. | Формировать способность к самооценке результатов своей учебной деятельности. Закрепить знание разрядов и классов чисел в математике. Закрепить знание единиц длины. | Р-саморегуляция. Р-самопроверка и коррекция |
3.Работа над темой урока. Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 7 минут. | Фронта- льная и индиви- дуальная. | Откройте учебники на стр. 45 и прочитайте, как называется новые единицы измерения массы? Изучите представленные измерения массы. Как вы думаете, какая из новых единиц самая большая? Почему? Как ее записывают кратко? – Как называется другая единица? – Что такое центнер? Как записать кратко? Давайте с вами запишем в тетрадях следующую памятку: 1 ц = 100 кг 1 т = 1 000 кг | (Запись на доске и в тетрадях.) № 200–203 (устно с комментированием). А сейчас давайте рассмотрим с вами № 200 и обсудим его устно. «Рассмотри рисунки на полях. Где используют такие весы? Какие единицы массы используют при взвешивании на таких весах?» Молодцы ребята, вы правы. Дальше мы с вами рассмотрим № 201 и тоже устно. «В 1 мешке 50 кг картофеля. Сколько таких мешков потребуется, чтобы положить в них 1 ц картофеля? (Вырази 1 ц в килограммах» Переходим к № 202. «Масса нагруженного автомобиля 1 275 кг, а масса груза 275 кг. Чему равна масса самого автомобиля?» И последний номер, который мы с вами решим устно это № 203. «1) Сколько килограммов в 3 ц? в 8 ц? в 10 ц? в 2 т? 2) Сколько центнеров в 1 т? в 1 т 5 ц? в 200 кг? 3) Можешь ли ты поднять 1 000 000 г?» Отлично, молодцы. Вы справились с устными заданиями. Давайте же рассмотрим эту тему дальше. | Тонна, центнер. Тонна. Потому что 1 т = 1000 кг, а 1 ц = 100 кг. Т. Центнер. Единица измерения массы. Ц. Дети записывают таблицу. № 200. Первые весы – бытовые, используют в быту, граммы. Вторые весы – торговые или товарные, используют на рынках или в магазинах, килограммы. Третьи весы – для взвешивания грузов, центнеры или тонны. № 201. 1 ц. = 100 кг 100:50=2 мешка потребуется. № 202. 1 275 – 275 = 1000 кг = 1 т масса автомобиля. № 203. 1) 300 кг, 800 кг, 1 000 кг, 2 000 кг. 2) 10 ц, 15 ц, 2 ц. 3) 1 000 000 = 1 000 кг = 1 т человеку поднять невозможно. | Сформировать умение работать с учебником, находить решение определённой задачи. | К- уметь слушать и вести диалог. К-умение правильно выражать свои мысли. |
Физкультминутка. 1 минута. Ребята, самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку. А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки).) Молодцы, ребята! Давайте продолжим урок. |
5. Первичное осмысление и закрепление. Цель: закрепить первичные знания по теме. 10 минут. | Фронтальная, инди- виду- альная. | Прочитайте задачу № 204 на странице 45. Давайте с вами поставим вопрос к задаче и её решим. (Один ученик решает у доски) 1) 100 : 5 = 20 (п.) – луком. 2) 20 : 2 = 10 (п.) – салатом. 3) 20 + 10 = 30 (п.) – луком и салатом. 4) 100 – 30 = 70 (п.). Ответ: 70 парников заняты огурцами. Молодцы, давайте продолжим нашу работу с № 207. Как можно найти одну из сторон прямоугольника, если известны площадь и другая сторона? Ширина – 4 см. Длина –? см. 1) 36 : 4 = 9 (см) – длина. 2) (9 + 4) · 2 = 26 (см). Ответ: = 26 см. – периметр прямоугольника. | Сколько парников заняты огурцами? Дети решают задачу. Разделить площадь на известную сторону. Решают самостоятельно в тетрадях. Один ученик может решать на закрытой доске. | Уметь оформлять и решать задачи различными способами. | К-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П-анализ объектов с выделением существенных признаков. |
6.Рефлексия. Цель: Обобщение материала и формулировка вывода. 5 минут. | Фронтальная, инди- виду- альная. | Ну что, ребята, давайте проверим, как вы решили задачу. Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились? С какими новыми единицами измерения массы мы познакомились? Что вы о них узнали? Что понравилось на уроке? Что показалось непонятным? Вы все большие молодцы! Спасибо вам за урок! | Дети проверяют решение задачи. Дети отвечают на вопросы. | Уметь аргументировать свою позицию. | Р - выделение и осознание того, что усвоено на уроке. Р-самооценка. К- умение слушать и вести диалог, отстаивать свою позицию. |
Конспект урока математики на тему: «Единицы измерения массы: тонна, центнер.»
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
Так давайте же скорее приступим к работе.
Учитель: Для того чтобы настроится на работу, давайте с вами решим следующие примеры:
1) 8 300 : 10 – 30
2) 36 · 1 000 + 20
3) 400 : (460 – 360) · 4
4) 200 : (310 – 300) : 5
5) 61 000 – 1
6) 49 099 + 1
(примеры записываются на доске, дети по очереди решают их у доски)
Учитель: Отлично, давайте двигаться дальше. Сейчас предлагаю вам повторить материал, который вы изучали на прошлых уроках. (работает один ученик у доски, класс помогает)
3 км 60 дм = … м
2 м 20 см = … дм
7 км 100 см = … м
90 м 50 см = … дм
90 км 300 см = … м
75 м 60 дм = … дм
5 км 450 дм = … м
17 м 70 см = … дм
8 км 3 500 см = … м
60 м 5 дм = … дм
Вот мы с вами повторили единицы длины. А какие единицы измерения массы вы знаете?
Учитель: А давайте я сейчас вам буду читать предложения, а ваша задача закончить их нужной единицей массы. Итак:
Масса синицы 20…
Масса индюка может быть до 20…
Взрослый слон весит около 7 …
Масса льва около 2…
Почему вы не смогли подобрать нужные единицы измерения в последних двух случаях?
В каких же единицах измерения можно измерить массу льва и слона?
Учитель: А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Верно ребята! Сегодня мы с вами узнаем новые единицы измерения массы.
А тема нашего сегодняшнего урока «Единицы измерения массы.»
Учитель: Откройте учебники на стр. 45 и прочитайте, как называется новые единицы измерения массы?
Изучите представленные измерения массы. Как вы думаете, какая из новых единиц самая большая?
Почему?
Как ее записывают кратко?
– Как называется другая единица?
– Что такое центнер? Как записать кратко?
Давайте с вами запишем в тетрадях следующую памятку:
1 ц = 100 кг 1 т = 1 000 кг |
(Запись на доске и в тетрадях.)
Учитель: № 200–203 (устно с комментированием).
А сейчас давайте рассмотрим с вами № 200 и обсудим его устно.
«Рассмотри рисунки на полях. Где используют такие весы? Какие единицы массы используют при взвешивании на таких весах?»
Молодцы ребята, вы правы. Дальше мы с вами рассмотрим № 201 и тоже устно.
«В 1 мешке 50 кг картофеля. Сколько таких мешков потребуется, чтобы положить в них 1 ц картофеля? (Вырази 1 ц в килограммах»
Переходим к № 202.
«Масса нагруженного автомобиля 1 275 кг, а масса груза 275 кг. Чему равна масса самого автомобиля?»
И последний номер, который мы с вами решим устно это № 203.
«1) Сколько килограммов в 3 ц? в 8 ц? в 10 ц? в 2 т?
2) Сколько центнеров в 1 т? в 1 т 5 ц? в 200 кг?
3) Можешь ли ты поднять 1 000 000 г?»
Отлично, молодцы. Вы справились с устными заданиями. Давайте же рассмотрим эту тему дальше.
Учитель: Ребята, самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки).)
Молодцы, ребята! Давайте продолжим урок.
Учитель: Прочитайте задачу № 204 на странице 45. Давайте с вами поставим вопрос к задаче и её решим.
(Один ученик решает у доски)
1) 100 : 5 = 20 (п.) – луком.
2) 20 : 2 = 10 (п.) – салатом.
3) 20 + 10 = 30 (п.) – луком и салатом.
4) 100 – 30 = 70 (п.).
Ответ: 70 парников заняты огурцами.
Молодцы, давайте продолжим нашу работу с № 207. Как можно найти одну из сторон прямоугольника, если известны площадь и другая сторона? (Решают самостоятельно в тетрадях. Один ученик может решать на закрытой доске.)
Ширина – 4 см.
Длина –? см.
1) 36 : 4 = 9 (см) – длина.
2) (9 + 4) · 2 = 26 (см).
Ответ: = 26 см. – периметр прямоугольника.
Учитель: Ну что, ребята, давайте проверим, как вы решили задачу. (проверка задачи)
Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?
С какими новыми единицами измерения массы мы познакомились?
Что вы о них узнали?
Что понравилось на уроке?
Что показалось непонятным?
Вы все большие молодцы! Спасибо вам за урок!
Самоанализ урока математики в 4 классе на тему:
«Единицы измерения массы: тонна, центнер.»
Данный урок русского языка является уроком № 6 в системе уроков по разделу «Величины» 4 класса. Тема урока «Единицы измерения массы: тонна, центнер». Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок имеет практическую направленность в овладении и применении учащимися полученных знаний по теме. Система заданий разработана с учетом формирования всех видов УУД.
На данном уроке бы поставлена следующая цель – познакомить с единицами массы – тонной и центнером, совершенствовать вычислительные навыки, закрепить умение преобразовывать величины. Запланированный материал урока выполнен в полном объёме. Урок имел воспитательное воздействие. У учащихся сформировалось положительное отношение и интерес к изучению математики, стремление к получению новых знаний, понимание причин успеха в учебе.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС.
Данный урок имел практическое применение и мотивационную направленность. Ученики поняли важность результатов работы на уроке для дальнейшей жизни, где можно применить знания и способы деятельности.
Мне было легко вести урок. Учебное время рационально распределялось на все этапы урока. Структура урока соответствовала его целям, задачам и сформированным предметным и метапредметным образовательным результатам учеников.
Структура урока соответствовала возможностям обучающихся: ученики освоили учебный материал в полном объёме, выполнили предложенные задания, которые носили познавательный характер, составлялись с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей, были интересными и разнообразными, каждый вид работы проверялся и оценивался. Это активизировало познавательную деятельность на уроке и оказало положительное влияние на образовательные результаты.
Учитель помогал освоить учебный материал и достичь результатов, сформировал или развивал самостоятельность учеников с помощью самооценивания и взаимооценивания результатов работы.
Деятельность учителя, которая мотивировала учеников общаться, была направлена на создание ситуации успеха для каждого ученика.
Поведение класса в целом и отдельных учащихся на уроке можно считать позитивным, доброжелательным, активным.