Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»
Предмет – математика. Класс - 6
Учебник – Математика: 6 класс: учебник /А.Г.Мерзля., В.Б.Полонский, М.С.Якир
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
- развивать воображение, внимание, логическое мышление, математически грамотную речь;
- способствовать воспитанию взаимопомощи, ответственности, трудолюбия;
-формировать вероятностное мышление.
Задачи урока:
Личностные
1. формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимание;
4. освоить правила поведения в группах;
5. формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
6. формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской видов деятельности;
II. Предметные
1. развивать умения работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2. формировать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
3. развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости компьютера;
4. формировать информационную и алгоритмическую культуры; формировать представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств.
Метапредметные
1. уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
3. уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
4. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5. формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ;
Формирование УУД:
формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.
Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.
Этап урока | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД (формирование универсальных учебных действий) |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. . | Включение учащихся в учебную деятельность. | Словесный метод | фронтальная работа | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Добрый день Проверьте, все ли в порядке на парте. Сегодня на уроке мы будем рассказывать, показывать и самое главное пробовать решать задачи. | Настраиваются на работу. | (Коммуникативные УУД) Уметь выражать свои мысли в устной форме. (Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация знаний (5 мин) Цели: - организовать актуализацию понятия случайного события; | Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений. | | фронтальная работа | -Какие новые понятия мы прошли на предыдущем уроке? -Давайте вспомним. Купив лотерейный билет, мы можем выиграть, а можем не выиграть; завтра может пойти снег или нет, или пойти дождь. Все эти события, можно назвать какими? - Какое событие называют случайным? - У Донского кота в возрасте года появится шерсть? -Это какое событие? Например, при бросании двух кубиков мы получим в сумме больше 20 очков. Это какое событие? Приведите примеры достоверных, невозможных, случайных событий.(по группам) Каким событием является: Например, при бросании кубика мы получим меньше 10 очков. Это событие достоверное. в августе всего 31 день; - достоверный после зимы обязательно будет лето - невозможный после ночи наступит утро?–достоверный | -случайными Событие, которое может произойти, а может не произойти в процессе наблюдения или эксперимента, называют случайным событием. Если событие не может произойти в данном опыте, то его называют невозможным событием. Вероятность появления достоверного события равна 0. Если событие при рассматриваемых условиях происходит всегда, то оно называется достоверным событием. Вероятность появления достоверного события равна 1 | (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Коммуникативное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Выявление места и причины затруднения. (5 мин) Цели: - выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Проведение опытов. Фиксирование выводов. Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия | Прием создания проблемной ситуации | Групповая работа. | Делимся на группы и проведем опыты. Группа 1: Каждому подбросить монету и записать результат в тетради. Найти вероятность того, что выпадет орел. Группа 2: Каждому подбросить игральный кубик и записать результат в тетрадь. Найти вероятность того, что выпадет очко меньше 5. Группа 3: В коробке лежат 5 зеленых, 5 красных и 10 черных карандашей. Каждый человек из группы наугад выньте 1 карандаш, запишите результат. Найдите вероятность того, что вынутый карандаш окажется красным. Группа 4: В коробке лежат 5 желтых, 4 красных, 6 белых кругов. Наугад выньте 1 круг, результат запишите в тетрадь. Найдите вероятность того, что этот круг окажется белым. Обсудим эти опыты, сделаем выводы. Ребята умеем ли мы решать такого типа задачи? Какая проблема появилась перед нами при решении этой задачи? | Учащиеся работают в группах, выводы записывают в тетрадь. - Не получилось. -нужно понять, как, вычислить вероятность события и применять это в решении задач. | (Познавательные УУД) Понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу. (Коммуникативные УУД) Уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач. |
IV. Целеполагание 2 мин | Постановка цели урока.. | Словесный метод | Фронтальная работа | О чем мы сегодня будем говорить? Нам встретился новый тип задач. Какова будет цель нашего урока? Что мы получим в качестве результата работы в конце урока? | -О случайных событиях и вероятности случайных событий. -научиться решать задачи на нахождение вероятности событий -научимся решать задачи на нахождение вероятности событий. | |
V. Объяснение нового материала (3 мин) | Составление плана действий | Словесный метод | Фронтальная, групповая работа | -Давайте найдем определение вероятности из учебника. Следовательно, для нахождения вероятности события необходимо: подсчитать все возможные случаи - n, выбрать число интересующих нас случаев - m вычислить отношение m и n. Вероятность события обозначается буквой Р= . | Определение вероятности: вероятность события А равна отношению числа исходов, благоприятствующих наступлению события А, к числу всех равновозможных исходов. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Физкультминутка (2 мин) | Знакомство и фиксирование определений. | Просмотр слайда, беседа. Чтение правил, ответы на вопросы. | фронтальная работа | Закрепим навык вычисления вероятности случайного события, выполнив и разобрав №811, 813. Оцените свою работу. Поставьте оценку за устные ответы ( работа в группе) в лист успеха. Это лёгкая забава - Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют номера (2 ученика у доски) | (Познавательные УУД) Воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения. (Коммуникативные УУД) Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Задания самостоятельной работы подобраны из сборника для подготовки к ОГЭ. На вычисление вероятности это 10-ое задание ОГЭ. Решить следующие задачи: 1) Охарактеризуйте событие, о котором идет речь, как достоверное, невозможное или случайное. А) После четверга наступает пятница.. Б) После лета наступает зима. 2) У бабушки 25 чашек: 7 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами. 3) В коробке 20 шаров. Из них 7 белых, 9 черных, 4 синие. Какова вероятность вытащить шар синего цвета? 4. Найти вероятность того, что число выпавших при броске игральной кости очков четно. Поставьте оценку в «Лист успеха» за самостоятельную работу и подведите итог. | Учатся применять знания о нахождении вероятности в процессе индивидуальной работы. Взаимопроверка результатов работы осуществляется учащимися по критериям, записанных на экране | (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Коммуникативное УУД) Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Личностные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Обсуждение домашнего задания. | Просмотр слайда | фронтальная работа | Домашнее задание Выучить теорию п.28, вопросы 1-5, №810, 812 с.177 Итог урока. Рефлексия. - Сегодня вы научились решать задачи на нахождение вероятности, познакомились с новыми понятиями. В жизни нельзя предугадать событие, но можно найти вероятность. Спасибо всем за урок! | Записывают домашнее задание. Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | (Познавательные УУД) Формировать у учащихся функциональную грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения. (Коммуникативные УУД) Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила поведения. |