Класс, школа: | 6 класс, МБОУ Боронукская СОШ |
Предмет: | Математика |
Тема урока: | Раскрытие скобок и заключение в скобки |
УМК: | С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016. |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Цель учителя: | Создание условий для открытия учащимися правил при раскрытии и заключении в скобки числовых выражений. |
Учебная задача: | Как раскрывать скобки и заключать в скобки числовые выражения? |
Планируемые результаты урока |
Предметный результат урока | – выведение правила раскрытия и заключения в скобки числовых выражений; – умение раскрывать и заключать в скобки, если перед ними стоит знак «+» или знак «-»; – умение вычислять, используя правила раскрытия скобок и заключения в скобок; |
Метапредметные результаты урока: | Регулятивные УУД: -умение самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке); -умение самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном). -умения контролировать и оценивать свои действия |
Познавательные УУД: -умение поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей). -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раскрытия скобок и заключения в скобки. -самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. |
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика, организовывать работу в паре. |
Личностный результат урока: | Понимание необходимости освоения способа раскрытия скобок и заключения в скобки числовых выражений для решения уравнений, для упрощения выражений. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Орг.этап | Здравствуйте! Ребята, с какими новыми числами вы познакомились в этом году? А давайте вспомним, где в окружающем мире мы встречаемся с положительными и отрицательными числами? | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Включаются в деловой ритм урока. Плюс – минус, высота – глубина, температура, до нашей эры – после нашей эры, прибыль-долг. | Регулятивная- саморегуляция, организация своей учебной деятельности. |
1.Постановка учебной задачи | 1.1.Создание «ситуации успеха» Задание 2+(-5) -3+(-6) 8-(-4) -5-(-6) | Совместная работа, взаимопроверка. Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо? Кто считает, что надо еще поработать над пройденным материалом? | | -3 -9 12 1 | Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Самооценка и эмоциональное удовлетворение своими знаниями, уменями |
1.2.Создание ситуации «разрыва» Задание: записываем и находим решение выражений: -6+(8+3) -6+8+3 учитель вызывает на доске 3 учащихся для определения верного ответа. Порядок действий в первом выражении? Сколько получилось в скобках? Порядок действий во втором выражении? Результат первого действия? Что можно сказать об этих выражениях? -6+(8+3) =-6+8+3 | | Участвуют в работе по повторению: Решают, вспоминают действия с целыми числами. обсуждение, нахождение ошибки. | Регулятивные: Постановка цели учебной задачи. |
1.3. Совместная формулировка учебной задачи Что мы сделали со скобками? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Тема нашего урока: Раскрытие скобок и заключение в скобки Наша цель на уроке – познакомиться с правилами раскрытия скобок и заключения в скобки, выполнять различные задания, где необходимо раскрыть скобки и заключать в скобки. | | Дети самостоятельно формулируют тему урока. Тема нашего урока: Раскрытие скобок и заключение в скобки Наша цель на уроке – познакомиться с правилами раскрытия скобок и заключения в скобки, выполнять различные задания, где необходимо раскрыть скобки и заключать в скобки. | Словесная формулировка возникшей трудности при решения выражения. |
2.Решение учебной за-дачи | 2.1.Поиск решения учебной задачи Так как же мы будем раскрывать скобки, если перед ними стоит знак «+»?А как быть, если перед скобкой стоит знак «-»? | В этом случае нужно рассуждать так же как при вычитании: необходимо прибавить число противоположное вычитаемому. а давайте попробуем решить еще одно выражение 8-(3+7) в нашем выражении, какой знак стоит перед скобками? 8+(-3)+(-7)=8-3-7 с каким знаком 3 стоит в скобках, а после раскрытия скобки? А 7? | | Ребята своими словами формулируют правило. Выдвигают разные пути решения выражения. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
2.2.Моделирование и словесная формулировка нового понятия Обратите внимание, перед скобками стоит знак «+», изменились ли знаки слагаемых стоящих в скобках? Итак, какое же правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+», можно сформулировать? А если, ребята, перед скобкой нет никакого знака, то мы считаем, что перед ней стоит «+» -А теперь посмотрите на выражения, в которых перед скобкой стоял знак «-». Как вы раскрыли скобки? Что сделали со знаками слагаемых, стоящих в скобках? Итак, какое же правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-», можно сформулировать? Таким образом, правила раскрытия скобок помогут нам решать числовые выражения, упрощать выражения. Учитель: -А теперь, я попрошу каждого из вас придумать, математическое выражение, где нужно будет раскрыть скобки и заключить в скобки и записать это в тетрадь. -Открыли учебники и еще раз прочтите правило (расскажите друг другу). | | Отрабатывают алгоритм раскрытия скобок. Алгоритм: Посмотреть, какой знак стоит перед скобкой Если «+» или ничего, то знаки, стоящие в скобках, оставляем без изменения Если, стоит «-», то знаки, стоящие в скобках, меняем на противоположные Проговаривают правило в парах | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
2.3.Применение открытого понятия (способа действия) Далее учащимся предлагается работа в парах, необходимо стрелками соединить выражение, содержащее скобки с соответствующим к нему выражением без скобок. +(-5) -5 +(3+5) 3+5 +(-3) -3 +(-3+5) -3+5 +(-3-5) -3-5 -(-5) +5 -(3+5) -3-5 -(-3+5) +3-5 -(-3-5) +3+5 | Взаимная проверка. Работа на доске. | | Выполняют практическое задание на раскрытие и заключение в скобки | Контроль действий по алгоритму |
3.Рефлексия | 1.Организация самооценки понимания – Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашего урока. Какую цель мы поставили в начале урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? Что нового мы узнали на уроке? Для чего необходимо уметь правильно раскрывать скобки? | 2. Организация самооценка деятельности Какую бы вы поставили себе оценку на уроке и почему? Обосновать её. Поставьте себе оценку на полях(правильность, осознанность, прочность) | Учитель: Сегодня мы говорили о том, как раскрываются скобки. Где еще нам потребуются знания правил раскрытия скобок? Конечно же, при решении уравнений. В следующем уроке мы будем учиться применять изученное правило в более сложных заданиях. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.2.10 на стр.70 и решите № 369., 375 | | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Познавательные -рефлексия способ и условий действия -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |