1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Фронтальная работа. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Дети слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать, а учитель организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
В начале урока проводится беседа по изученному материалу: - Предположите, о каких категориях морали сегодня пойдёт речь? В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации - На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали: мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле. Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить? Что же остается самым главным в человеке? - Предположите, что назвал главным в человеке третий мудрец? - Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке. Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца. - Скажите, какая тема урока? Попробуйте сами поставить задачи на урок. Ученики формулируют тему .Постановка проблемы. Чтение истории учителем. Работа с презентацией - Оцените поступок мужчины. - Был ли у него моральный выбор? Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Учитель создает условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися целей урока. - Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? - Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? - Действительно ли невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
1. Что такое долг. Итак, займёмся исследовательской работой. Учебник параграф 6, с. 45 до конца Воссоздание кластера по прочитанному «Происхождение долга» Работа по учебнику с. 47. Подберите однокоренные слова к слову «долг». - А что каждый из вас должен? - А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ. - В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение? Какие два составляющих аспекта долга вы выделили? Воссоздание кластера Долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности. Организация физминутки Организация работы по группам 1 гр. – с.47-48 общественный долг, 2 гр. факты– с. 48, 3 гр. – с.48-49 моральный долг Долг = обязанность + ответственность Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному. Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена. Что такое совесть? Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент: а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? Ученики отвечают на вопросы по группам 1 группа: О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга 2 группа: Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте 3 группа: Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте Краткий рассказ о Януше Корчаке 6.Просмотр видеофрагмента «Голос…» -Как вы поняли из фильма, что такое совесть? Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица) - Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание. - Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? (с другими людьми). Работа с определениями совесть. Ответы на вопросы: -Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете? -Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит? -Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает? -В чем разница постукивает и наслушивает?а по учебнику - д - с.ия короткиеике, изучают карту отребности аключения |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Учитель направляет учащихся на разрешение проблемного вопроса Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»). - Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её. Обобщение - Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока? - Обратимся ещё раз к ним |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?» На основе полученных в процессе урока знаний ученики отвечают на вопросы |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ситуации 1.Друг поклялся всегда быть рядом - и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен был… 2.Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался. А должен был… 3. Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают, а ведь должны заботиться о них. Должны… |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Что является отличительным признаком морали? 1) отражает представления о добре и зле 2) эмоционально воздействует на человека 3) объясняет природные и общественные явления 4) обращается к сверхъестественным силам Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом? 1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Составьте интеллект карту на тему «Совесть» |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Как связаны между собой три понятия мораль, долг совесть? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?». - Оцените поступок мужчины. - Был ли у него моральный выбор? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
беседа по вопросам: 1. Почему представленные события вы считаете политическими? 2. Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали? Два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») 1.Самоанализ полученных на уроке знаний. Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко, и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя. Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно. 2.Просмотр социального видеоролика. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Учитель конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: с. 45-52, вопросы 1, 6; два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») политических событиях текущей недели |