СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе "Долг и Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная карта урока позволит учителю учесть все нюансы и повторение пройденного, и отработку новых понятий, и подготовку к огэ.Есть задания разного уровня сложности и разноуровневое домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе "Долг и Совесть"»

технологическая карта урока «Долг, совесть», 8 класс




1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Молочек Т.Н.

Место работы

МБОУСОШ№6 г.Новозыбкова

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)


Тема урока

Долг, совесть

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ комбинированный урок


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Предметные

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):совесть, долг

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная работа. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Дети слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать, а учитель организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися




Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



В начале урока проводится беседа по изученному материалу:

- Предположите, о каких категориях морали сегодня пойдёт речь?

В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации

- На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали: мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле. Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить? Что же остается самым главным в человеке?

- Предположите, что назвал главным в человеке третий мудрец?

- Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке.

Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.

- Скажите, какая тема урока?

Попробуйте сами поставить задачи на урок.

Ученики формулируют тему

.Постановка проблемы. Чтение истории учителем. Работа с презентацией

- Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него моральный выбор?

Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Учитель создает условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися целей урока.

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

- Действительно ли невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


  1. 1. Что такое долг.

  2. Итак, займёмся исследовательской работой. Учебник параграф 6, с. 45 до конца

Воссоздание кластера по прочитанному «Происхождение долга»

Работа по учебнику с. 47.

Подберите однокоренные слова к слову «долг».

- А что каждый из вас должен?

- А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ.

- В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?

Какие два составляющих аспекта долга вы выделили?

Воссоздание кластера

Долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

Организация физминутки

Организация работы по группам

1 гр. – с.47-48 общественный долг, 2 гр. факты– с. 48, 3 гр. – с.48-49 моральный долг

Долг = обязанность + ответственность

Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному. Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена.

  1. Что такое совесть?

  2. Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент: а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете?

Ученики отвечают на вопросы по группам

1 группа: О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга 2 группа: Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте

3 группа: Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте

Краткий рассказ о Януше Корчаке

6.Просмотр видеофрагмента «Голос…»

-Как вы поняли из фильма, что такое совесть?

Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица)

- Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.

- Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? (с другими людьми).

Работа с определениями совесть.

Ответы на вопросы:

-Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете? -Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит?

-Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает? -В чем разница постукивает и наслушивает?а по учебнику - д - с.ия короткиеике, изучают карту отребности аключения

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель направляет учащихся на разрешение проблемного вопроса

Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).

- Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.

Обобщение

- Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?

- Обратимся ещё раз к ним

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»

На основе полученных в процессе урока знаний ученики отвечают на вопросы


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Ситуации

1.Друг поклялся всегда быть рядом - и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен был…

2.Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался. А должен был…

3. Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают, а ведь должны заботиться о них. Должны…


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А.  Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

Б.  Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Что является отличительным признаком морали?

 

1)  отражает представления о добре и зле

2)  эмоционально воздействует на человека

3)  объясняет природные и общественные явления

4)  обращается к сверхъестественным силам

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1)  мировоззрение

2)  искусство

3)  наука

4)  мораль




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Составьте интеллект карту на тему «Совесть»

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Как связаны между собой три понятия мораль, долг совесть?


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?». - Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него моральный выбор?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


беседа по вопросам:

1. Почему представленные события вы считаете политическими?

2. Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали?

Два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть»)

1.Самоанализ полученных на уроке знаний.

Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко, и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя. Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

2.Просмотр социального видеоролика.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Учитель конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: с. 45-52, вопросы 1, 6; два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») политических событиях текущей недели




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!