Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку | Подготовка к уроку | - |
Целеполагание. Мотивация | Обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Подумайте, что означает слово «единство»? (Варианты ответов: объединение, согласие, сотрудничество, мир, понимание, дружба, взаимопомощь) Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Подведение обучающихся к цели урока, совместная её формулировка. | Предполагают, высказывают свое мнение. Записывают в тетради тему урока | - |
Целевая установка | В конце урока, при завершении изучении темы нужно ответить на вопрос: Почему народы, многонационального государства должны жить в мире и согласии? | Осознание цели урока | Слайд, записи на доске |
Актуализация | 1)Вспомните, сколько народов проживает в России? (более 180) 2)Как называется государство, где проживает множество народов? (многонациональное) 3)Перечислите народы, проживающие в нашей стране (русские, татары, чуваши, башкиры, тувинцы, алтайцы и т. д.). 4) Вспомните, что значите Россия – федерация? В каком субъекте мы живем? Покажите на карте. 4) Как мы называем всех людей, проживающих в России? (Россияне). 5)Чем характеризуется каждый народ? Дополните схему: Народ ? ? ? (Язык Традиции Культура) ? ? Духовная Материальная ??? ??? (религия, наука, искусство_ (предметы быта, одежда, жилище и т. д.) У каждого народа свой язык. Как народы понимают друг друга? Какой язык является государственным? (русский) Каково его значение? (скрепляет народы в одну дружную семью). Мешает ли сотрудничеству, общению культурное многообразие народов нашей страны? (Не мешает, наоборот способствует культурному обмену, взаимодействию культур, взаимному обогащению и развитию) | Отвечают на вопросы. Работают со схемой с помощью учителя. Вспоминают изученные ранее темы, высказывают свои мысли. Работают с картой | Схема на доске Иллюстративные слайды презентации (представители различных национальностей в национальных костюмах |
Изучение новой темы | Кейс «Необходимость единства и согласия. Прочитайте басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» Отец и сыновья Толстой Л.Н. Басня о том, как отец учил сыновей жить в согласии и помогать друг другу, тогда никто их не одолеет. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит». -
Выделите основную мысль басни. -
Подумайте, почему важны единство и согласие среди народов, населяющих многонациональное государство? В чем сила Росси? -
Предположите, что может произойти с государством в случае конфликтов между народами, её населяющими? -
Как вы думаете, актуальна ли данная басня сегодня? | Читают, анализируют, делают выводы, высказывают свои мысли и предположения. | Иллюстративные слайды презентации |
Осмысление | Проанализируйте высказывание нашего президента В. В. Путина: «Мы должны всегда помнить, что сила России в единстве нашего народа». ? В чем сила России? Какой праздник отмечает наша страна 4 ноября? (День народного единства). Кто знает, с какими событиями связано появление этого праздника? Просмотр видеофрагмента (поздравление россиян с праздником 4 ноября Сергея Миронова, «Справедливая Россия»). Что нас объединяет? (Праздник является одним из самых молодых в новейшей истории РФ. Этот день связан с окончанием Смутного времени на Руси после освобождения Москвы народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польско-литовских интервентов 4 ноября 1612 года. Сила русского народа заключается в верности традициям Отечества. Этот праздник был учрежден как символ неразрывной связи народа с судьбой Отечества, с его историей, полной великих достижений, тяжелых испытаний и героических побед). Приведите примеры, свидетельствующие о единства народа в настоящее время на уровне нашего села, района. (помощь участникам СВО, сбор средств, всего необходимого, изготовление окопных свечей и т. п.) Как лично вы проявляли свою сопричастность к происходящим событиям? (оправка писем, рисунков военнослужащим, добрые пожелания) | Анализируют, рассуждают, отвечают на вопросы Смотрят, слушают, отвечают на вопрос. | Слайд со словами и фото президента Иллюстративный слайд о празднике народного единства Слайд памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И. П. Мартос) |
Обобщение и систематизация | Практическая работа с Конституцией РФ. (Раздаточный материал) -
Обратитесь к преамбуле (введению) Конституции РФ. Какими словами она начинается? (Ответ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» -
Согласно преамбуле, что нас объединяет? (Общая судьба, историческое единство) -
Изучите содержание статьи 68. Являются ли народы РФ равноправными? -
Просмотрите содержание ст.65. Назовите субъекты РФ (3-5 примеров) -
Прочтите пункт 2 статьи 67.1 Какой вывод можно сделать о государственном единстве РФ? Возвращение к целевой установке. Почему народы, многонационального государства должны жить в мире и согласии? | Работа с текстом Конституции РФ. Анализ, извлечение требуемой информации, выводы. Ответ на целевой вопрос | Учитель оказывает корректирующую помощь. |
Оценивание | Учитель комментирует оценки обучающихся за работу на уроке. Практическая работа проверяется учителем позже, с учетом наличия полных, развернутых аргументированных ответов - оценка «5». При наличии правильных ответов, но отсутствии полных – оценка «4».Правильные ответы не менее, чем на три задания (независимо от наличия полных ответов) – оценка «3». | Осознают результаты свое деятельности | - |
Домашнее задание | Задание на выбор: -
Подобрать примеры из истории России, свидетельствующие о единении, сотрудничестве народов, проживающих в России (Например, из истории Великой Отечественной войны) -
Подобрать пословицы, поговорки о значении дружбы, согласия в жизни людей, сделать на их основе общий вывод. -
Составить 2-3 предложения о важности дружбы народов, проживающих в многонациональном государстве. | Записывают д/з, осуществляют выбор | - |
Рефлексия | Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно …. Мне было трудно……. | Осуществляют рефлексию | - |