Самоопределение к деятельности | - Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история». Движеньем полон город – Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день и ночь горят. Но кто при красном свете Шагает напрямик? А это мальчик Петя – Хвастун и озорник. Волнуются шоферы. Во все гудки гудят, Колеса и моторы Остановить хотят. Свернул водитель круто. Вспотел как никогда: Еще одна минута Случилась бы беда. - О чем говорится в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правила дорожного движения.) - Что такое правила дорожного движения? Для чего они нужны? (Ответы детей.) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке. (О правилах дорожного движения.) - Прочитайте тему урока на с. 12 учебника. (Берегись автомобиля) - Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.) - А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте. | Анализировать стихотворение Определять тему урока. Чтение темы урока в учебнике |
Работа по теме урока Работа по учебнику | Начинаем разговор Про трехглазый... (светофор). - Скажите, почему светофор так называется? (Ответы детей.) Слово это составлено из двух частей: свет и фор. Что значит «свет», я думаю, вы и так знаете. А вот что такое фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе - светофор - значит «носитель света», «несущий свет». Светофор и правда несет свет, причем трех разных цветов. - Вспомните каких. (Красного, желтого, зеленого.) - Почему для светофора были выбраны три цвета: красный, желтый и зеленый? (Ответы детей.) Сигналы светофора выбрали не случайно. Красный цвет хорошо виден и днем, и ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам об опасности. Увидел красный сигнал остановись, не переходи дорогу. Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Желтый это цвет предупреждения. Машины, которые работают прямо на дорогах, - бульдозеры, краны, асфальтовые катки - обычно выкрашены в желтый цвет. Дорожные рабочие надевают яркие желтые куртки. Водители издалека видят желтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. Желтый свет-предупрежденье: Жди сигнала для движенья! Наконец, зеленый. Теперь можно спокойно переходить дорогу. Зеленый цвет спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. На заводах и фабриках стены и станки красят зеленой краской: так лучше работается. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут. - А какие виды светофоров вы знаете? Моделирование (Каждый получает альбомные листы с изображением транспортного светофора.) -Я буду читать вам стихотворение, а вы раскрашиваете соответствующий цвет на транспортном светофоре. Если красный - путь опасный, Если жёлтый - подожди. А зелёный, значит можно Нам дорогу перейти. Выполнение задания в рабочей тетради Откроем с вами рабочие тетради на с 8 № 1 (c. 8). (Самостоятельное выполнение.) Творческое задание - Послушайте сказку. Рассерженный Светофор ...В некотором городе, на некотором перекрестке жил-был трехглазый Светофор. Он был строгий, как все светофоры на свете. Непрерывно и четко Светофор подмигивал людям и автомобилям тремя глазами. красным, желтым, зеленым: «Стоп!», «Внимание!», «Иди!». И все люди и все автомобили терпеливо стояли и ждали, что им скажет Светофор. Они уважали его, потому что он заботился о них. Правда, случалось, какой-нибудь человек срывался с места (ему, наверное, казалось, что он очень смелый) и бежал через улицу на красный свет. О, как тогда сердился Светофор! Он готов был схватить за шиворот нарушителя и рассказать ему об ужасных происшествиях, свидетелем которых он был. Но... Светофор не делал этого потому, что у него была очень ответственная работа. Уйди он хоть на секунду с поста, могла про изойти катастрофа, а Светофор этого очень боялся. И он гордо стоял, четко нес свою службу на перекрестке. Днем стоял. И ночью не дремал. Но вот однажды … (девочка начала переходить дорогу на красный свет. Светофор это заметил и остановил все машины, перевёл девочку через дорогу и сказал, чтобы она переходила дорогу только на зелёный свет. Объяснил, что нужно соблюдать правила дорожного движения и тогда не случится ни каких происшествий) - А вот что случилось дальше, придумайте сами. | Строить речевые высказывания Работать с учебником Уметь творчески размышлять и придумывать дальнейшее развитие сюжета. Строить речевые высказывания |
Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику | - Прочитайте задание на с. 13. Выполните его с помощью стрелок из цветной бумаги. -А кто знает на какие группы делятся знаки? Давайте с вами узнаем Предупреждающие знаки – это символы, которые говорят о том, что нужно свернуть, объехать или притормозить во избежание трагической ситуации. Запрещающие знаки - обозначают запрет определенных действий на дороге, ввод или отмена ограничения движения. Предписывающие знаки – дорожные знаки, которые применяются для введения режимов движения, а также для отмены введенных ранее режимов. Предписывающие знаки, в отличие от запрещающих, вводят позитивный режим регулирования. Если запрещающие связаны с запретом на выполнение определенных действий, то предписывающие вводят требования обязательного действия. Информационные знаки информируют участников дорожного движения о расположении населённых пунктов и автобусных остановок, пешеходных переходов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов. Все дорожные знаки сервиса имеют пояснения, которые описывают действия знаков дорожного движения. Каждый знак сервиса имеет комментарий, поясняющий действие знака дорожного движения в различных ситуациях. Игра «Узнай знак» Я прочитаю вам загадки. А вы должны определить, о каких дорожных знаках в них говорится, и объяснить, что они означают.) Круглый знак, а в нем окошко. Не спешите сгоряча, А подумайте немножко; Что здесь, свалка кирпича? (Запрещающий знак «Въезд запрещен».) (Запрещается въезд всех транспортных средств на данном направлении.) Я в кругу с обводом красным. Это значит тут опасно. Тут, поймите, запрещенье Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено.) В голубом иду я круге. И понятно всей округе. Если вдуматься немножко, - … (пешеходная дорожка). (Разрешается движение только пешеходам.) Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. Мой приятель говорит: Это значит путь закрыт. Там спортсмены впереди С номерами на груди На дороге - эстафета. Надо ж детям бегать где-то... Но боюсь, однако. Смысл другой у знака... (Предупреждающий знак «Дети».) -Как вы думаете, где ставят такой знак? (Участок дороги вблизи детского учреждения - школы, оздоровительного лагеря и т. п.) | Соотносить названия и рисунок Строить речевые высказывания Отгадывать знаки Строить речевые высказывания |