Место и роль урока в изучаемой теме: урок входит в раздел «По родным просторам».
Цель: познакомить с особенностями кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири и Дальнего Востока. Научиться различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни.
№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | Выработка внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтальная. | Приветствие. – Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу! - Проверьте готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливается на успешную деятельность. | Наблюдение |
2. | Актуализация знаний. | Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». | Фронтальная. Работа в группах. | - Посмотрите на физическую карту нашей страны и ответьте, на какие две большие части делится территория России? - Как вы думаете, о какой территории России мы будем сегодня говорить? - Азиатская часть России делится на два региона это Сибирь и Дальний Восток. Большую часть территории занимает Сибирь. Сейчас посмотрите небольшой фильм о природе Сибири. - Из просмотренного сюжета вы узнали о крупнейших реках Сибири. Назовите их. - О каком самом большом озере планеты говорил автор сюжета? - Говоря о таком уникальном озере нельзя не вспомнить легенду о Байкале и реке Ангаре. Николай подготовил эту легенду. Давайте послушаем. | Ответы детей Ответы детей | Активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему. Коммуникативные: ведет диалог, излагает свою точку зрения и аргументирует её. | Наблюдение |
3. | Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности. | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Фронтальная. Работа в парах. | - Чем же еще уникальна Сибирь? Действительно, людьми. Ведь только отважные и смелые люди могут жить в таких условиях. - В фильме вы увидели, какие просторы и какая девственная природа сохранилась на этой территории. Всё это благодаря тому, что коренные жители умеют жить в содружестве с окружающей природой. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Действительно, сегодня мы поговорим о народах, которые проживают на этой территории и о том, как они умеют жить в содружестве с природой. - У вас на партах лежит маршрутный лист и лист для кластера. В маршрутном листе мы будем отслеживать, и оценивать прохождение этапов урока. - Первый этап, как вы видите в своих маршрутных листах – это создание кластера. Я вам предлагаю в группах создать кластер «Традиционные занятия коренных народов Сибири и Дальнего Востока». Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. - У вас на столах лежат таблички, на каждой из них записаны названия коренных народов Сибири и Дальнего Востока и виды деятельности этих народов. Вы должны установить соответствие между ними. - Проверим, как вы выполнили задание (проверка по эталону). А теперь оцените свою работу в группах при помощи смайликов. Приклейте в маршрутный лист смайлик нужного цвета (зеленый смайлик – задание выполнено правильно, без ошибок, красный - есть ошибки). Поднимите руки лидеры тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ. - С чем вы столкнулись при выполнении этого задания? - В чем оно заключается? - Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше? – Какую цель вы перед собой поставите? | Отвечают на вопросы Называют тему урока Повторяют правила работы в группах. Изготавливают кластер. Проверяют по эталону. Оценивают работу. Фиксируют затруднение в пробном действии. Определяют цель, строят план. | Познавательные: формулирует познавательную цель; формулирует проблемы. Осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. Дополняют высказанные мнения по существу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу. | Наблюдение Составление схемы – эталона. |
4. | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Решение учебной задачи. | Поиск решения учебной задачи, конструирование нового способа действия. | Самостоятельная работа, работа в группах | Мы определили цель, чтобы ее достичь давайте, обратимся к следующему пункту нашего маршрутного листа – это работа с учебником. Откройте учебник на стр. 106-209 и прочитаем текст «В содружестве с природой». - Как коренные народы добывали себе пищу? - Как олени помогали в быту? - Чем питались нанайцы? - Как еще использовали рыбу? А теперь еще раз обратимся к вашим кластерам. - Какой вывод можно сделать? Оцените свою работу в маршрутных листах. | Чтение параграфа вслух делают выводы, формулируют их. Ответы детей Обобщают извлекаемую информацию. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. | Регулятивные: осуществляют самоконтроль (сравнивать с эталоном, правилом). Коммуникативные: принимают участие в работе группы и взаимодействуют с учителем и партнерами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества. | Наблюдение |
5. | Динамическая пауза. | | | У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома) Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую) Зайка по полю бежит, (Бег на месте) В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе) «Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой) Там, в лесу охотник злой». | Снимают физическое и психологическое напряжение. | Выполняют движения. | Смена вида деятельности учащихся. |
6. | Первичное закрепление во внешней речи | Составить алгоритм применения эталона. | Самостоятельная работа | - Следующий пункт нашего маршрутного листа – закрепление. - Перед вами карточки голубого цвета. Соедините стрелочками народ и его быт. Как только будете готовы, поднимите руку. - Давайте проверим как вы выполнили задание (проверка по эталону). Ребята, оцените выполнение этого задания в маршрутных листах. | Закрепление материала по карточкам. Проверяют по эталону. Оценивают работу. | | Наблюдение |
7. | Самостоятельная работа | Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры коренных народов Сибири и Дальнего Востока и их видов деятельности. | Групповая. | - Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания, мы переходим к следующему пункту нашего маршрутного листа – это создание визитной карточки одного из коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Из предоставленного материала вы должны выбрать подходящий для вашего коренного народа и оформить визитную карточку. После этого лидеры групп представят свои визитные карточки. - Оцените свою работу в маршрутном листе. | Самостоятельная работа в группах. | Регулятивные: осуществляют взаимоконтроль (сравнивают с эталоном, правилом). Коммуникативные: взаимодействуют в группе, соблюдая общепринятые правила сотрудничества. | Взаимопроверка |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение осуществлять самооценку. | Групповая | Организация рефлексии учебной деятельности. - Какую цель ставили в начале урока? Достигли вы этой цели? - Перед вами карточки с началом фраз, продолжите их. Я узнал… Я научился… Я остался доволен… Молодцы, сегодня вы хорошо поработали. | Озвучивают цель урока, делают вывод. Оценивают свою работу. | Регулятивные: Оценивает и анализирует результаты своей учебной деятельности | Рефлексия |