СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру «В содружестве с природой», 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по окружающему миру "В содружестве с природой", 3 класс, Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру «В содружестве с природой», 3 класс»


Технологическая карта урока


ФИО учителя Богачева Оксана Николаевна

Класс: 4

УМК «Перспектива»

Предмет: окружающий мир

Тема: «В содружестве с природой»

Тип урока: комбинированный урок

Место и роль урока в изучаемой теме: урок входит в раздел «По родным просторам».

Цель: познакомить с особенностями кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири и Дальнего Востока. Научиться различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни.


Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Освоение знаний по теме «В содружестве с природой» выяснить особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. Научиться различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни.

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам.

определять особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири.

формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению.


Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природным ресурсам России и своего края; умение применять правила поведения при сотрудничестве;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;







Ход урока


Название

этапа урока






Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.


Выработка внутренней готовности

к учебной деятельности.

Фронтальная.

Приветствие.

– Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу!

- Проверьте готовность к уроку.


Приветствуют учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливается на успешную деятельность.

Наблюдение

2.

Актуализация знаний.

Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».

Фронтальная.
















Работа в группах.

- Посмотрите на физическую карту нашей страны и ответьте, на какие две большие части делится территория России?

- Как вы думаете, о какой территории России мы будем сегодня говорить?

- Азиатская часть России делится на два региона это Сибирь и Дальний Восток. Большую часть территории занимает Сибирь.

Сейчас посмотрите небольшой фильм о природе Сибири.

- Из просмотренного сюжета вы узнали о крупнейших реках Сибири. Назовите их.

- О каком самом большом озере планеты говорил автор сюжета?

- Говоря о таком уникальном озере нельзя не вспомнить легенду о Байкале и реке Ангаре. Николай подготовил эту легенду. Давайте послушаем.







Ответы детей









Ответы детей



Активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему. Коммуникативные:

ведет диалог, излагает свою точку зрения и аргументирует её.

Наблюдение




















3.

Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Согласовать цель и тему урока. Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта.


Фронтальная.

Работа в парах.

- Чем же еще уникальна Сибирь? Действительно, людьми. Ведь только отважные и смелые люди могут жить в таких условиях.

- В фильме вы увидели, какие просторы и какая девственная природа сохранилась на этой территории. Всё это благодаря тому, что коренные жители умеют жить в содружестве с окружающей природой.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Действительно, сегодня мы поговорим о народах, которые проживают на этой территории и о том, как они умеют жить в содружестве с природой.

- У вас на партах лежит маршрутный лист и лист для кластера. В маршрутном листе мы будем отслеживать, и оценивать прохождение этапов урока.

- Первый этап, как вы видите в своих маршрутных листах – это создание кластера. Я вам предлагаю в группах создать кластер «Традиционные занятия коренных народов Сибири и Дальнего Востока». Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

- У вас на столах лежат таблички, на каждой из них записаны названия коренных народов Сибири и Дальнего Востока и виды деятельности этих народов. Вы должны установить соответствие между ними.

- Проверим, как вы выполнили задание (проверка по эталону).

А теперь оцените свою работу в группах при помощи смайликов. Приклейте в маршрутный лист смайлик нужного цвета (зеленый смайлик – задание выполнено правильно, без ошибок, красный - есть ошибки).

Поднимите руки лидеры тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ.

- С чем вы столкнулись при выполнении этого задания?

- В чем оно заключается?

- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

– Какую цель вы перед собой поставите?




Отвечают на вопросы








Называют тему урока
















Повторяют правила работы в группах.




Изготавливают кластер.


Проверяют по эталону.

Оценивают работу.










Фиксируют затруднение в пробном действии.




Определяют цель, строят план.

Познавательные: формулирует познавательную цель; формулирует проблемы.

Осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. Дополняют высказанные мнения по существу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу.



Наблюдение


































Составление схемы – эталона.

4.

Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Решение учебной задачи.

Поиск решения учебной задачи,

конструирование нового способа действия.

Самостоятельная работа, работа в группах

Мы определили цель, чтобы ее достичь давайте, обратимся к следующему пункту нашего маршрутного листа – это работа с учебником. Откройте учебник на стр. 106-209 и прочитаем текст «В содружестве с природой».

- Как коренные народы добывали себе пищу?

- Как олени помогали в быту?

- Чем питались нанайцы?

- Как еще использовали рыбу?

А теперь еще раз обратимся к вашим кластерам.

- Какой вывод можно сделать?


Оцените свою работу в маршрутных листах.

Чтение параграфа вслух делают выводы, формулируют их.



Ответы детей



Обобщают извлекаемую информацию.

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ.

Регулятивные:

осуществляют

самоконтроль (сравнивать с эталоном, правилом).

Коммуникативные: принимают участие в работе группы и взаимодействуют с учителем и партнерами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества.




Наблюдение


















5.

Динамическая пауза.



У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе) «Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой) Там, в лесу охотник злой».

Снимают физическое и психологическое напряжение.

Выполняют движения.


Смена вида деятельности учащихся.

6.

Первичное закрепление во внешней речи


Составить алгоритм применения эталона.

Самостоятельная работа

- Следующий пункт нашего маршрутного листа – закрепление.

- Перед вами карточки голубого цвета. Соедините стрелочками народ и его быт. Как только будете готовы, поднимите руку.

- Давайте проверим как вы выполнили задание (проверка по эталону).

Ребята, оцените выполнение этого задания в маршрутных листах.


Закрепление материала по карточкам.


Проверяют по эталону.


Оценивают работу.






Наблюдение

7.

Самостоятельная работа


Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры коренных народов Сибири и Дальнего Востока и их видов деятельности.

Групповая.


- Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания, мы переходим к следующему пункту нашего маршрутного листа – это создание визитной карточки одного из коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

Из предоставленного материала вы должны выбрать подходящий для вашего коренного народа и оформить визитную карточку.

После этого лидеры групп представят свои визитные карточки.

- Оцените свою работу в маршрутном листе.








Самостоятельная работа в группах.






Регулятивные:

осуществляют

взаимоконтроль (сравнивают с эталоном, правилом).

Коммуникативные: взаимодействуют в группе, соблюдая общепринятые правила сотрудничества.



Взаимопроверка

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение осуществлять самооценку.

Групповая

Организация рефлексии учебной деятельности.

- Какую цель ставили в начале урока?

Достигли вы этой цели?

- Перед вами карточки с началом фраз, продолжите их.

Я узнал…

Я научился…

Я остался доволен…

Молодцы, сегодня вы хорошо поработали.



Озвучивают цель урока, делают вывод.

Оценивают свою работу.


Регулятивные:

Оценивает и анализирует результаты своей учебной деятельности

Рефлексия