СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Моря, озёра и реки России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлен конспект урока по окружающему миру по теме: "Моря, озёра и реки России". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Моря, озёра и реки России"»

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Добрый день, уважаемые ребята, проверьте готовность к уроку. Все ли у вас лежит на партах? Это……

- Сегодня мы продолжаем исследовать и изучать природу. Нас будет сопровождать такой девиз: «Чтобы беречь природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать» (Н. Сладков)
Чтение стихотворения:
«Над Россией солнце светит,

 И дожди шумят над ней.

 В целом свете, в целом свете

 Нет страны её родней!»

 Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы продолжаем изучать природу нашей страны. Желаю вам активной работы и интересных идей.
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. Чтобы путь был более интересным, вспомним,

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Дети, давайте вспомним.
- Что мы называем равниной?-Какие равнины России мы знаем? (Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Западно-сибирская равнина)
- Что мы называем горой?- Хорошо, следующий вопрос: Какие горы России вы знаете?
(Уральские, Кавказские, Алтай и Саяны.
Отлично, вспомнили!
- Покажите, пожалуйста, их на карте. Спасибо!
Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами
- Какие цвета используются при изображении равнин и низменностей? (Зеленый и его оттенки).
- А горы каким цветом изображены? (Коричневый и его оттенки)
- Что изображено на физических картах синим цветом? (Водоемы)
(сит. Затруднения)
- Что такое водоём?
- Какие естественные водоёмы вы знаете?
К естественным относятся: море, река, озёра, болото, ручей, океан.
К 
искусственным относятся: пруд, водохранилище, канал, колодец
3.Этап выявления места и причины затруднений.
- Сегодня мы продолжим путешествие по водоёмам России. А по каким именно, вам нужно догадаться самим.

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное.

А с виду — зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То. (река).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
- Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока?
Тема: Моря, озера и реки России.
-Какую цель мы с вами можем поставить на урок?
-С чем мы с вами должны познакомиться на уроке?
Цель: познакомиться с морями, озерами и реками России с помощью физической карты и научиться находить и показывать их на карте.
- Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)
-Отлично!
- Чтобы на уроке многое успеть, поработаем в группах. Наши группы назовем «Моря»«Озера»«Реки». (Ученики делятся на группы, самостоятельно выбирают руководителя.
Достигая цели урока, мы будем пользоваться следующим алгоритмом.
1) Название моря, озера или океана.
2) Местонахождение.
3) Интересные сведения.

5. Реализация построенного проекта
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 66. Посмотрите, внимательно, о каком водоеме мы будем разговаривать в первую очередь?
- Правильно, о морях. Предлагаю 1 ученику прочитать информацию из учебника.
Море — часть океана, отделённая от него сушей, подводными возвышениями или островами.
Вода в океане и море постоянно двигаются, внутри него образуются течения, вызываемые движением, ветром и положением луны. Вот почему иногда бывает отлив или прилив, а также меняется погода.

Берега России омываются водами двенадцати морей. Они принадлежат к бассейнам трёх океанов – Атлантического океана (Балтийское море, Чёрное море и Азовское море), Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево море, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское море) и Тихого океана (Берингово море, Охотское море и Японское море).
-Задание: В учебнике на странице с товарищем … найдите на физической карте России, какие моря принадлежат Атлантическому океану?- МОЙ ПОКАЗ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ
Северного Ледовитому океану?
Тихого океана?
В глубинах океанов и морей обитает большое количество живых существ: рыба, кит, дельфин, осьминог, краб, акула, морская звезда, креветка, медуза и многие другие. На данный момент ученые изучили совсем немного. Более 90% океанов и морей до сих пор до конца не изучены. Посмотрите на невероятную красоту подводного мира. Задумайтесь, сколько удивительных существ обитают в глубинах морей? (ПОКАЗ ВИДЕО)


- Запись морей и их океанов.
- Дети, перепишите, пожалуйста, названия океанов и морей, принадлежащих к их бассейнам. Обратите внимание, с какой буквы пишутся названия водоемов? (с заглавной)(СЛАЙД 2)
- Почему? Имя собственное.

- Сколько же морей омывает российские берега? (12 морей.)
-
Какими тремя океанами?
-
Молодцы. Вы с легкостью найдете их на карте России.
- Мы неплохо поработали, просмотрели расслабляющее море, устали.
-Предлагаю немного отвлечься и отдохнуть


(Физминутка)


-Продолжаем работу. Теперь поговорим об озёрах. Сначала познакомимся с определением. Озеро – естественный замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Озеро не имеет прямой связи с Мировым океаном.
-Читаем, что написано в учебнике.
-Выписываем 4 самых крупных озера: (Каспийское, Байкал, Ладожское и Онежское)
- Посмотрим небольшой видео-ролик о Байкале.(ПОКАЗ ВИДЕО)

-Невероятно красивое озеро, не правда ли? Байкальская вода уникальна и удивительна. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Ноо….
С каждым годом загрязнение Байкала становится все более серьезным. Этому способствует быстро развивающаяся промышленность и увеличение числа туристов. Экологи утверждают, что озеро на грани экологической катастрофы. Байкал – это дом для редчайших представителей фауны, которых из-за человеческого фактора становится все меньше.

Вывод: какие самые крупные озёра мы рассмотрели? Что вы запомнили о них?

-Теперь переходим к рекам.
- Запишем определение.
Река – естественный водный поток, протекающий в выработанном им русле. (СЛАЙД 3)
Русло – природное углубление, в котором течет река.
Начало реки называют истоком.
Место впадения реки в другой водный объект называют устьем.
Устье реки, где русло разветвляется на множество рукавов, называется дельтой.
- Читаем, что написано в учебнике.
Самые крупные реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.


-Дети, посмотрите на карте, какая самая крупная река Восточно-Европейской равнины?–(Волга).
- Дети, Волга отношение имеет к Саратову?
- Наш родной город, Саратов, неразрывно связан с Волгой. Он располагается на высоком правом берегу Волги. На многие километры город тянется вдоль реки. Вы знаете, что в честь нашей Волги-матушки написана песня. Исполнена она Людмилой Зыкиной. Внимание на экран. (ПОКАЗ ВИДЕО)

6.  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Ребята, мы будем опираться на план работы при выполнении заданий с контурной картой.
- Откройте рабочую тетрадь на стр…… У всех групп лежат на столах интересные сведения о выбранном водоёме.

Задание: найти на карте и подписать водоёмы. (Глянуть формулировку в ртс.) 1 подгруппа – моря, 2 – озера и 3 – реки.
-проверяем выполнение заданий.
- Приглашаем 1 ученика от каждой группы для показа отмеченных водоемов и рассказа выбранных фактов, можно несколько фактов.
- Отлично! Я считаю, что вы отлично справились с работой!

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
- Теперь предстоит выполнить групповое задание.Игра «Зоркий глаз». Мы делимся по три человека в каждой подгруппе.
- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции.  (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

- Обменяйтесь, пожалуйста, листами для проверки выполненного задания.
-Молодцы! Какие вы внимательные!

8.
Наше путешествие подошло к концу. С какими крупнейшими водоемами мы познакомились? (моря, озера, реки)
- Путешествие по России нам показало, как удивительно разнообразна и красива её природа.
- Интересны и неповторимы её равнины и горы, моря, озёра и реки. К сожалению, очень многие реки, озёра России страдают от загрязнения.
-Что мы можем сделать для сохранения водоемов?
- Мы, россияне, гордимся богатой природой своей страны и должны её беречь.

красива ееприрода.

России мы познакомились? (моря, озера, реки

9. Дети, как вы считаете, мы достигли цели рока?
-Продолжите высказывание (СЛАЙД 5)

Д,з……….комментирование его.

-Всем спасибо за урок! На сегодня наша экспедиция по просторам великой страны окончено.
















Интересные факты о морях

  • Самым маленьким среди морей России является Азовское.

  • Наиболее глубокое море России — Берингово.

  • Самое тёплое море России — Чёрное.

  • Самое солёное море России — Баренцево

  • Самым чистым российским морем является Белое.

  • Самым грязным морем России, а заодно и одним из наиболее грязных в мире, считается Чёрное.

  • Самой прозрачной водой среди всех морей России может похвастать Белое.

Интересные факты об озёрах

1) Самое большое по площади озеро России – Каспийское. Из-за больших размеров его часто называют морем.
2)Самое глубокое и чистое озеро – Байкал. Его максимальная глубина 1642 метра. Оно внесено в Список Всемирного природного наследия.
Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
3) Ладожское озеро расположено на территории Ленинградской области .
4) Онежское озеро является крупнейшим пресноводным озером.

Интересные факты о реках


1) Наш родной город, Саратов, неразрывно связан с Волгой. Он располагается на высоком правом берегу Волги. На многие километры город тянется вдоль реки.
2) Обь – самая большая река России по ширине. Максимальная ширина русла – пятьдесят километров, а глубина – двадцать метров.Населяют акваторию Оби почти пятьдесят видов рыб.
3) Енисей - Интересен факт, что в верховьях реки обитают верблюды,а в низовьях – белые медведи.
4) Лена – самая длинная река в России.


ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х



ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

«Чтобы беречь природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать» (Н. Сладков)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!