СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Моря, озёра и реки России".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру»

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 "а"

Автор УМК: А.А.Плешаков

Тема урока: Моря, озёра и реки России

Пит урока: Комбинированный

Учитель: Сухорукова Е.В.


Цель: Познакомить учащихся с морями, озёрами и реками на территории России.

Задачи:

Образовательные:

*Активировать и обогатить знания учащихся об окружающей среде;

*Сформировывать представление о многообразии и местонахождении морей, озёр и рек на территории России.

Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение к природе;

*Воспитывать экологическую культуру младших школьников;

* Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордость за Родину.

Развивающие:

* Развивать познавательную активность детей;

*Расширять словарный запас учащихся;

* Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы;

* Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умение общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.






Планируемые результаты:

Предметные:

* Сформировать представление о морях, озёрах и реках России.

* Познакомиться с географическим положением рек.

* Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.


Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность:

*научиться ориентироваться в своих знаниях,

*находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

*научится использовать жизненный опыт,

*извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

*определять и формулировать тему и цель урока,

*планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

*вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность:

*научиться оформлять свои мысли в устной форме,

*слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Личностные:

Ученик получит возможность:

*проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей

*формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

*понимать настроение, чувства других;

Оборудование:

* Физическая карта России;

* Отрывки из видео фильмов о Байкале, о Чёрном море.

-для учителя: учебник "Окружающий мир" А.А. Плешаков 4 класс (1 часть); презентация.

- для учащихся: учебник "Окружающий мир"; рабочая тетрадь (1 часть); контурные карты (одна на двоих); иллюстрации с изображением животных и рыб; энциклопедии; конверты с заданиями.

Техническое обслуживание: компьютер, проектор, экран.



ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельность учащихся

Организационный момент

(Создаёт эмоциональный настрой. Напоминает об организации рабочего места)

- Прозвенел звонок и нам снова пора браться за дело. Убедитесь, что у вас всё готово к уроку. Сегодня на уроке нас ждут новые открытия и интересные задания. Давайте пожелаем друг другу быть на уроке внимательными и активными.

К.Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о равнинах и горах России. Сейчас мы вспомним их названия и ещё раз покажем на карте их расположение.

- Вы хорошо научились находить горы и равнины на карте, а сейчас попробуйте сделать тоже самое на контурных картах.


- Продолжите моё высказывание:

1. Наш город расположен на.....

2. Каменным поясом земли назвали....

3. Самая высокая гора Алтая.....

4. В список всемирного наследия России включены....

П. Поочерёдно выходят к доске и показывают на карте равнины и горы России.


П., Р., К. Работа в парах. Отмечают на контурных картах : Уральские и Кавказские горы, Саяны, Алтай, Восточно-Европейскую равнину, Западно - Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье.


-Западно - Сибирской равнине

-Уральские горы

-Белуха

- Золотые горы Алтая.

Мотивация познавательной деятельности

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.

Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.

Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!

Россия - это наша Родина, страна в которой мы живём. Это наш дом, с его необъятными просторами, дом, который невозможно не любить. Сегодня мы вновь отправимся по просторам нашей родины. А о чём мы сегодня будем говорить вы узнаете ответив на вопросы кроссворда:

1. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

2. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

3 Он бьёт фонтаном из земли.

Впадает в русло он реки.

Из недр земных он к нам проник.

И все зовут его ...


4. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Кругом вода, а с питьем беда.

- Верно, сегодня мы будем говорить о водоёмах, о водоёмах России. (Слайд1)

- Чему мы сегодня научимся?

К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест­вляемого во фрон­тальном режиме.

Р. Контролируют правильность ответов обучающихся


Отвечают на вопросы кроссворда, определяя тему урока.

2

1

3


4


5


6



1. (Залив.)

2.  (Озеро.)


3. (Родник.)

4.  (Океан.)

5.  (Река.)

6. (Море.)

В центральном столбце получилось слово ВОДОЁМ.

Р. Узнаем о водоёмах России, находить их на карте.

Организация познавательной деятельности

- А начнём мы свое путешествие с Тихого океана. (слайд 2) Тихий океан - крупнейший океан на Земле. Для Т.О. характерны цунами высотой до 50 м. К морям Тихого океана относятся: Японское, Охотское, Беренгово море. На этих морях часто дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

- Через Беренгов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана : Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево и Белое море. (слайды 3,4,5)

- Как вы думаете, что общего у всех этих морей?

- На западе нашу страну омывают моря, которые принадлежат к Атлантическому океану (второму по величине после Тихого). Это Балтийское и Чёрное море (слайды 6,7).

- Именно за выход к Балтийскому морю воевал Пётр I и, победив в Северной войне, "прорубил окно в Европу".

- Но любимое всеми россиянами море- Чёрное море, это тёплое море, место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Совсем недавно побережье Чёрного моря раздвинуло свои границы для жителей России, в связи с присоединением к территории России полуострова Крым. Предлагаю посмотреть небольшой фильм о Чёрном море.

П. Рассказ сопровождается показам на карте, работой в тетради на контурной карте.






П. -Все моря Северного Ледовитого океана очень холодные, они покрыты льдами.














П. Просмотр фильма.

Физминутка (Игра "Море волнуется раз...")

- Вы немного отдохнули. Пора отправляться дальше.

-Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?

-Но не смотря на то, что вода в морях солёная всё же животный мир в них разнообразен. У вас на столах лежат энциклопедии, а в конвертах изображения животных. Проше вас объединиться в группы по рядам и определить:

1-й ряд - животных Тихого океана.

2-й ряд - животных Северного Ледовитого океана.

3-й ряд - животных Атлантического океана

- Отлично поработали.

-Кроме морей на территории России размещено множество озёр. Самое большое озеро- Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. В него впадают 130 рек. Самые крупные из них - Волга и Терек.

- На территории России огромное количество озёр. Их называют "голубые глаза" планеты.

-Скажите, а какое озеро самое глубокое на планете?

-Байкал- самое глубокое в России и мире озеро. Посмотрите небольшой фильм о нём.

-Крупнейшие озёра Европы- Ладожское и Онежское. Их называют: "Ладога-матушка" и "Онего-батюшка". В Ладожском море берёт своё начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт - Петербург. (слайд 8,9,10)

- Ещё одно украшение России - реки. В нашей стране их более 2 миллионов. Самые крупные из них- Енисей, Лена, Амур, Волга ну и конечно - Обь, с ней мы знакомы ближе всего. Почему? Обь- самая длинная река России. Нам действительно есть чем гордиться!


-Вода солёная и не пригодна для питья.




К. Работа в группах. Договариваться о правилах работы, выслушивать мнение других.

Р. Вносить коррективы в план действий.

П. Работа с энциклопедией.


Рассказ сопровождается показом на карте и работой в контурной карте.






-Озеро Байкал.

Просмотр фильма.








На берегу Оби стоит наш родной Новосибирск.

Работа с контурными картами.

Подведение итогов

-Где мы сегодня путешествовали?

-Какие сведения показались вам наиболее интересными?

-Какую роль, на ваш взгляд, играют водные просторы в жизни людей?

П. Ответы детей с опорой на полученные знания.

Первичная проверка понимания материала.

-Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Я предлагаю вам проверить себя и оценить.

Задания находятся в конвертах, на ваших партах.

1. Соедини стрелками:

Моря Тихого океана

Моря Северно Ледовитого океана

Моря Атлантического океана

Море Лаптевых

Чёрное море

Белое море

Охотское море

2.Самое большое по площади озеро России...

3. Самое глубокое озеро в мире...

4. Самая длинная река России?

5. Работа с контурной картой:

Заштрихуйте:- синим карандашом Чёрное море

- Голубым карандашом Озеро Байкал Ладожское озеро.

Л. проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

К. работа в парах.

П. умение пользоваться полученными знаниями.

Домашнее задание

Дома постарайтесь найти дополнительную информацию о реках России и приготовьте сообщение об одной из них.


Рефлексия

- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и продолжить предложения:

* Сегодня я узнал...

* Я научился...

* Мне захотелось...

Л. Умение проводить самооценку.








5

6

4

3

2

1