.
Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Действия педагога | Действия обучающихся |
-Приглашение в гости к старому другу ( в лес) Загадки. 1.Дом открыт со всех сторон В доме тысячи колонн Над колоннами- шатры. Под колоннами – ковры. Тут живут и на коврах, И в колоннах, и в шатрах. 2.Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём! -Картины леса | -Настраиваются на урок |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | -Все мы бывали в лесу. Особенно красив лес осенью. Он радует нас не только своими яркими красками, но и щедрыми дарами. - Каких подарков мы ждём от леса? - Сегодня в лес пойдём с корзинкой, а что в корзинку мы будем складывать? В лес возьмем нашего старого знакомого - колобка - Только, кажется, мы неправильно одеты для прогулки в лес. -Как должен выглядеть настоящий грибник? - А какие качества характера нужно воспитывать в себе грибнику? - Давайте проверим, на сколько мы с вами внимательны. -Игра « Найди лишнее»: достаем предмет из мешка и если он нужен в лесу, то хлопаем, а если не нужен, то топаем | -Грибы, ягоды, свежий воздух -Грибы -Дети читают хором: - Мы обули сапоги, Курточки надели. У большой лесной реки Отдохнуть хотели. Хлеб любимый в рюкзаке Палка крепкая в руке Дружно зашагали Мы в лесные дали! -Выносливость, внимательность, осторожность |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему | -Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -С какой целью? Зачем нам это надо? -Нужно помнить, что лес дарит нам свои подарки, а мы должны к нему бережно относиться -Как мы будем себя вести в лесу (в гостях)? | -Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах -Чтобы знать все о грибах -Нам это пригодится на других уроках и в жизни -Не сорить, не разрушать гнезда птиц, муравейники, не нарушать корневую систему грибов (грибницу), не шуметь |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | -Вспомним сказку про колобка, ведь мы взяли его с собой в лес! -А бабушка, оказывается подарила колобку красную шапочку в белый горошек. Пошёл колобок в лес. Хорошо в лесу! Птицы поют, заливаются. После дождика протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок, споткнулся. Рассердился: кто это ему подножку подставил?! Смотрит, а на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. И вдруг этот камень прямо на глазах начал расти. Что это? – испугался колобок. - А вы догадались, что это за камень-пенёк? - А почему он стал расти? А что вы знаете о грибах? - Все ли грибы в лесу полезные? Что может случится с человеком, если он съест вредный гриб? Учебник,с.39-40 - Как мы будем собирать грибы? - Что мы заберём из леса? -Понесём ли домой грибницу? - Как называется та часть, которую мы положим в корзинку? - Давайте же собирать грибы вместе с колобком. -Ведь первый гриб, который он нашёл был гриб-боровик. -Пошёл он дальше и на полянке увидал много разноцветных зонтиков. Больше всех ему понравился красненький в горошек. -«Не трогай меня! Я не зонтик, я гриб – мухомор! А это моя соседка – бледная поганка! Мы ядовитые!» - Возьми нас, - закричали сестрички – сыроежки. - А мы братцы – опята! -Всех нас можешь класть в корзинку смело. Идёт Колобок дальше. Вдруг видит перед ним поляна в блюдцах, как праздничный стол. Блюдца на ножках. -Ну, мы то с вами догадались, что это – грибы. - Белые грузди, рыжики, волнушки - Тут из-под куста показалась красная шапочка: «Не слушай никого, собирай только нас, Подосиновиков» - Слушал-слушал их Колобок и решил взять их всех по одному, а то места в корзинке не хватит. | -Да -Это гриб -Не все -Есть грибы съедобные и несъедобные - Не нарушать грибницу - Срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно -Грибы -Нет -Гриб -Гриб-боровик -Мы вас не возьмем -Сыроежки -Опята -Грузди, рыжики, волнушки -Подосиновики |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | -Сегодня, мы познакомимся с основной частью гриба и постараемся выяснить для себя новое, интересное, полезное. - Знаете ли вы, что есть грибы – хищники? - Природа очень разнообразна, и наша задача как можно больше узнать о ней и о ее законах. - Знаете ли вы, что есть грибы, которые не увидишь без микроскопа? - Это тоже могут быть полезные и вредные грибы. -Дрожжи и молочный гриб. -Например, часто на старом хлебе можно увидеть черную плесень – это тоже гриб, который очень вредно влияет на здоровье человека и может вызвать его отравление. Иногда в ванных комнатах можно увидеть черный налет – это тоже плесень, дышать которой тоже очень вредно. | -Нет -Нет |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять алгоритмы | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | - Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Почему бы их просто не отнести к растениям? - Какие бывают грибы по строению и внешнему виду плодового тела? -Эту информацию вы узнаете из учебника -Самопроверка с помощью смайлика | -Работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради. Наблюдение, сравнение, анализ, вывод: уч. с. 25 -Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство, оно тесно связано с местом обитания – лесом, лугом и даже погребом |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | - Почему нельзя класть в корзинку незнакомый гриб? - Можно ли пробовать грибы? - Гриб - сыроежка. Надо ли его есть сырым? - Как правильно собирать грибы? Кто из лесных обитателей тоже очень любит собирать грибы? -Загадки. 1.Устелет мхом она дупло (Зимою будет там тепло) Натащит вдоволь для детишек Орехов, и грибов, и шишек И нагрызёт их мелко-мелко Заботливая мама-белка. 2.Длиннохвостая она Со спины черным - черна Брюхо белые да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит - вмиг Подымает стрекот – крик. 3.Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец Ходит смело и легко Рога раскинув широко. | -Он может быть ядовитым -Нет, нельзя, можно отравиться -Нет, не надо -Срезать ножку гриба ножом -Белки |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | - Как работалось на уроке? -Как было в лесу? -Если вам было хорошо, вы вспомнили полезные для себя знания, поднимите солнышко. Если наоборот, возьмите в руку облачко. | -Дети поднимают солнышки или облака |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности, домашнее задание | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | -Что нового узнали на уроке? -Какие интересные факты вам запечатлелись? - В учебнике для нас приготовили очень интересный дополнительный материал. Прочитайте его на стр. 26, 27 -А для самых творческих грибников есть специальное задание: составить рассказ о любимых грибах вашей семьи. Спасибо за работу! | -Оказывается, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство. |