СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта окружающий мир "Насекомые и их многообразие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Окружающий мир

Насекомые и их многообразие

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта окружающий мир "Насекомые и их многообразие"»

Технологическая карта урока

ФИО студента: Лапина Мария Андреевна


УМК: Гармония

Класс: 1

Предмет: Окружающий мир

Дата проведения: 2 марта

Тема урока: Насекомые и их многообразие

Цель урока:  Дать общие представления о насекомых; познакомить с их разнообразием.

Задачи:

Образовательные – расширить знания о многообразии класса насекомых, особенностях внешнего строения, их роли   в природе и  их практической жизни человека,

Развивающие – развивать умение отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия;

Воспитательные – воспитывать внимание, взаимовыручку; прививать чувство бережного отношения к представителям насекомых.

Планируемые результаты:

 Личностные УУД;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- умение работать в парах и индивидуально.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: Словесный, наглядно-образный.

Формы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.; компьютер; мультимедийный проектор; карточки.



Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя/ учащихся

Формируемые УУД:

1.Организационный момент. ( 1 мин.)

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

- Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.


Личностные: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.(3 мин.)

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах).

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите фотографии. Кто здесь изображен?

Уч-ся: тигр, медведь, сова, лебедь, муха, дятел, ёж.

На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). - Скажите, как одним словом назвать их? (Животные)

Слайд 2.

Задание 1. Распределить животных на группы, выделяя существенные признаки каждой группы.

Уч-ся: Распределяют животных на группы, находят отличительные особенности.

- На что мы обратили внимание, чтобы объединить животных в группы? ( Строение тела, чем оно покрыто, как размножается, чем питается животное и т.д.)- Проверьте свои высказывания. Слайд 3.

- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).

Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.

-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц.

Л: формирование положительной мотивации.

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты

К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера

2.Введение в тему урока (5 мин.)

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Чтобы узнать в какую группу мы отнесём муху, вы должны разгадать кроссворд в рабочей тетради №2, с. 19, №12.( Задание пишу на доске) Работаете в парах.

Уч-ся: Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово (насекомые)

Задание 3.

- Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые).

- Это и будет, темой нашего сегодняшнего урока. (Насекомые и их многообразие) Тема на слайде (Слайд №4)

Слайд 5.

Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

- Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, вспомнив сказку «Муха – цокотуха» К. Чуковского.

Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи. ( Бабочка, таракан, муравей, кузнечик, стрекоза, божья коровка)

(По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, кузнечик, стрекоза, бабочка, муравей) Слайд 4.

-Ребята, скажите пожалуйста, где мы можем встретить этих животных? Что их объединяет?

Выделяют общие признаками названных животных.

- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;


Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания

3. Работа по теме урока.( 10 мин.)




- Каких насекомых ещё вы знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка и др.)

- Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- А есть ли насекомые, которые встречаются в домашних условиях?

- В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые)

- Как вы думаете, ребята, почему насекомых можно назвать непоседами? (Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.)

- А детей нашего класса можно назвать непоседами? Почему?

- А вы знаете, чем питаются насекомые? Чем питаются мухи? комары?

- Известен ли вам размер блохи? Размер может достигать от 1 до 5 миллиметров.

- Может вы знаете размер размаха крыльев  бабочки Махаон? (размах крыльев самцов 64—81 мм, самок — 74—95 мм).

А теперь, ребята, откройте учебник на странице 44

- Почему автор использовал именно такое название темы нашего урока – « Наши маленькие соседи»?

- Обратите внимание на картинки в учебнике? Найдите сходства в строении тела животных, которые там изображены. Ответьте на вопрос. (Дети выполняют задание)

- А теперь снова откройте рабочую тетрадь постарайтесь выполнить задание № 13.

- Вам нужно выяснить, сколько частей тела у любого насекомого. (36 голова, грудь и брюшко, причём голова отделена от грудки) у них есть чувствительные усики, что к насекомым относят животных, у которых 6 ног, - это и есть их основной существенный признак.

- Ребята рассмотрите рисунки , которые даны к кроссворду ( задание №12) и найди ошибку художника ( стрекоза нарисована с одной парой ног.)

- Дорисуйте стрекозе недостающие две пары ног.

- Обратите внимание , что все ноги у насекомых крепятся к груди.(Дети могут нарисовать ноги к брюшку).

Физкультминутка

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)
Это маятник в часах отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, (Приседают.)
Снова спрячется за дверью, (Закрывают лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращают туловищем вправо.) 
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращают туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходят на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Ходят в замедленном темпе.) 
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бегут на месте.) 
Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)


П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование


Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении

4. Работа в группах.( 12 мин.)

Цель: сформулировать цели исследования.





Цель: организовать групповую работу



Задание 5. Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы.

Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.

Повторение правил работы в группе. Слайд 5.

-Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?

  1. Работать вместе.

  2. Выслушивать мнение других.

  3. Предлагать свои идеи.

  4. Делать общий вывод.

Инструкция для организации работы в группе. Слайд 6.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Подчеркните интересные факты о насекомых.

  3. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.

Подготовьтесь к выступлению.

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения

К: планирование учебного сотрудничества

4.Исследование в малых группах


Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации

Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.

Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.

Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе.

(Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем.)

Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.)

П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные

Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы

К: умение договариваться и приходить к общему решению

5.Обмен информацией

Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.

Организация представления результатов групповой работы.

- Оцените работу 1,2 группы, покажите сигналом. Справились с заданием – поднимите руку.

Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет). Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.

Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

Оценивают работу групп.

П: умение представлять результаты своего исследования

Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.

К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания

6.Обобщение (5 мин)

Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания

Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ.

- Многое узнали о насекомых, выделите основные признаки насекомых.

Обобщение урока: насекомые – маленькие представители животного мира, их общий признак – это 3 части тела, 6 ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире. Слайд 10.

Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.

Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)

- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?

- Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется “энтомология”. Слайд 11.

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют обобщение урока.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию.

Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе


7.Рефлексия

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата

Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.

- На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок)

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы.

Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

Цель: осуществление рефлексии деятельности

Оцените результаты своей деятельности на уроке. Учитель раздает всем смайлики «Нарисуй настроение». Учащиеся должны нарисовать улыбку смайлику. Если улыбка весёлая – урок прошёл успешно. Если грустная – урок прошёл плохо.

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.


Методист___________________________Учитель________________________Оценка________________________

















Задания для работы в группах. Рабочие листы.

1 группа. Передвижение насекомых.

Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела.

Рабочий лист

Нарисуй насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят




Задания для работы в группах. Рабочие листы.


2 группа. Обитание насекомых.

Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться.

Рабочий лист

Соедини стрелочками насекомых с местом их обитания.


Луг пчела

Сад муравей

Лес бабочка

Огород божья коровка

колорадский жук


Задания для работы в группах. Рабочие листы.

3 группа. Строение тела насекомых.

У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, чувствительные усики, на груди – крылья и ноги. Главный отличительный признак насекомых - 6 ног.

Рабочий лист

Подпиши части тела насекомых.

На рабочем листе – рисунок: муравей.


  1. Грудь

  2. Брюшко

  3. Голова













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!