СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Органы чувств, их значение и гигиена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в рамках конкурса "Учитель года". Данная технологическая карта урока предполагает проведение урока в течение 45 минут. Урок проводился по программе УМК "Гармония", автор Поглазова О.Т. На уроке используется групповая форма работы, работа с информацией. Представлены маршрутные листы для работы в группе и индивидуальной работы. Карта самооценки представлена на одном из слайдов в презентации к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Органы чувств, их значение и гигиена"»

Технологическая карта урока в контексте ФГОС ООО

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Набалова Ольга Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МБОУ СШ № 9 с.п. Мулино

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

«Естествознание, обществознание», окружающий мир

Класс

3

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программы общеобразовательных учреждений. О.Т. Поглазова «Окружающий мир». УМК «Гармония»,

Тема учебного занятия

«Органы чувств, их значение и гигиена»»

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок «открытия» нового знания

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Данный урок изучается в разделе «Организм человека и его здоровье». На изучение отводится 3 часа.

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

  • Открыть способы изучения органов чувств

  • Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную работу по изучению органов чувств; рефлексивно-оценочную деятельность, направленную на прояснение нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения, мониторинг активности каждого члена команды в выполнении общего задания; коммуникативную деятельность, направленную на реализацию в ходе выполнения задания определённой культуры общения.

  • Овладеть теоретическим знанием в области органов чувств и способами самонаблюдения за работой органов чувств, уметь оценивать свои способности видеть, слышать, обонять, осязать, различать вкусы.



Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обобщить и расширить знания о работе органов чувств.


При работе с учебной статьёй выделять новые знания, новые понятия, объяснять их сущность, соотносить информацию представленную в словесной, иллюстративной и схематической форме.



Цель – способ (метапредметный результат)

Познавательные УУД:

  • ставить познавательные задачи

  • формулировать проблемы,

  • выдвигать гипотезы,

  • вести наблюдения, проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез

  • организовывать и представлять информацию в разных формах

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами

  • действовать согласно составленному плану

Коммуникативные УУД:

  • аргументированно отвечать на вопросы,

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Допускать возможность существования у людей разных точек зрения

Познавательные УУД:

  • Сопоставлять информацию из разных источников

  • Обобщать и систематизировать информацию, переводить из одной формы в другую.

  • Осуществлять исследовательскую деятельность на внеурочных занятиях

Регулятивные УУД:

  • Оценивать свое знание и незнание, умение и неумение по изучаемой теме,

  • Проявлять инициативу в постановке новых задач,

  • Адекватно оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Распределять функции участников и определять способы их взаимодействия

  • Уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве

Цель – ценность (личностный результат)

  • Положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений

  • Осознание себя как члена общества с ориентацией на участие в совместных делах

  • Интерес к совместной деятельности

  • Познавательная активность по усвоению новых качественных знаний и умений

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

  • Имеют опыт работы в паре и малых группах.

  • Знают органы чувств, что такое память, головной мозг.

  • Могут ставить познавательные и коммуникативные задачи.

  • Могут сопоставлять органы чувств, анализировать рисунки-схемы.

  • Могут планировать деятельность в малых группах, распределять обязанности,

моделировать ситуацию

  • Могут контролировать свои действия в группе и действия своих товарищей, оценивать результат своей работы и результат работы всей группы

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Лист самооценки,

Индивидуальный маршрутный лист,

кластер



Лист самооценки

Лист оценки групповой работы


Лист самооценки


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

-

-

-

















Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

О.Т.Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин «Окружающий мир», учебник 3 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.

О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин.

Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2017 г.

О.Т.Поглазова. методические рекомендации к учебнику 3 класс. Смоленск Ассоциация 21 век, 2014 г.

Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников», М.»Просвещение»-2011

Сайт Гармонияи электронные образовательные ресурсы сайта

Надпредметный курс«Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009.


Техническое обеспечение

  • компьютер, мультимедийная доска, маршрутные листы, тарелка, груша






Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

-Урок окружающего мира. Я рада вас приветствовать!

- Обратите внимание на доску, перед вами эпиграф нашего урока «С самой малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете эти слова?


- Я желаю вам, чтобы маленькие удачи в течение урока, превратились в конце урока в большой успех! Пусть данный урок для вас будет интересным, значимым, важным и поможем друг другу сделать новые открытия.

Фронтальная работа -

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне



- Даже самые маленькие победы могут привести нас к большому успеху.







1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

- А теперь внимание на экран. Перед вами рисунки. Что их объединяет?

- Назовите органы чувств?

(дети называют органы чувств, которые были изучены во 2 классе – учитель составляет на доске кластер)



- Это органы чувств.


- Орган зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.Приём «Покопаемся в памяти»,

приём «Мозговой штурм», составление кластера


1.3. Создание проблемной ситуации

- Ребята, как вы считаете, всё ли мы знаем об органах чувств?

- Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?




- У меня тоже есть вопрос, на который я хотела бы получить ответ вместе с вами, но он скрыт от вас. Его мы сможем увидеть, когда получим ответы на предыдущие.


- Нет, нам многое ещё неизвестно.


Приём «Копилка идей»

- Какую информацию об окружающем мире они могут передать в головной мозг?

- Какие наши действия могут нарушить работу органов чувств?








2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

- О чём же пойдет речь на нашем уроке? Кто может попробовать назвать тему?

- Итак, тема нашего урока «Органы чувств, их значение и гигиена».

- Я предлагаю попробовать ответить на предложенные вами вопросы.Работать вам предстоит в группах.

- Для этого нам необходимо спланировать свою работу.

- Какие две задачи встают перед нами одновременно?

- И вторая задача?

- Давайте вспомним правила совместной работы

- Сможем ли мы хорошо справиться с работой, если будем помнить и решать только одну задачу?

- Давайте составим план нашей работы.

- Что мы должны сделать сначала? - Хорошо. Дальше? - Затем? - И в конце?

- Выполняя эти действия, о чем мы должны помнить?

- Хочу также сообщить, что хранителем вашего времени сегодня буду я. Колокольчик подскажет вам, что ваше время истекло и нужно приступать к следующему этапу работы.

- Предлагаю вам взять маршрутный лист группы и занести в общую таблицу кто какой орган чувств в группе будет изучать.

- Затем взять свой лист с заданием (он соответствует выбранному вами органу, который вы изучаете.) На листе есть инструкция, которой вы будете следовать: а именно, прочитать свой текст, работая с карандашом, найти ответы на поставленные вопросы, зафиксировать их в своём листе. Затем, когда вся группа будет готова, каждый доводит до участников своей группы ответы на свои вопросы. После этого вы составляете свой кластер в группе фломастером своего цвета. Время ограничено. Приступаем к работе. (Звенит колокольчик)


- «Органы чувств, их значение и гигиена»








- Первая задача - познавательная: больше узнать об органах чувств, зачем они даны человеку, как их беречь.

- Соблюдение правил работы в группе

(задачи - вывешиваю на доску)

(называют)


- Нет. Нужно также одновременно решать обе задачи.

ПЛАН

- Добыть информацию.

- Оформить. - Проверить. - Представить.


- о соблюдении правил работы в группе








Группы работают с маршрутными листами, заносят данные о себе.






Технология РКМ (приём «Последнее слово оставьте за мной»)










2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации









- Итак, работа подходит к концу.

- Следующий этап какой?

- Ваша задача: по моей команде передать свои листы соседней группе по «Вертушке». Получив лист, группа проверяет и делает на листе пометки: ставит знак «+» в тех местах, с которыми согласны, «-« - не согласны, знак «?» - непонятные места (можно записать рядом свой вопрос, или дополнения, если требуется.(вывешиваю на доску знаки)

Листы передаём следующей группе по моей команде.

- Вы получили свой лист с пометками других групп, проанализируйте записи и подготовьте своё краткое сообщение по одному из органов.

- итак, кластер готов.

Обучающиеся работают с текстом самостоятельно, выбирают нужный материал, для ответов на вопросы. Фиксируют их в своём маршрутном листе. После окончания работы обсуждают полученную информацию в группах и составляют кластер.


- Проверка.



Приём «Вертушка»


Технология «Пчелиный рой»








Дети сообщают – выстраиваем кластер

Во время сообщений об органе чувств – в заключении проводим короткие физкультминутки группа – Уши

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

4 группа – нос

Физминутка

(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)

5 группа – язык

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса,

«медвежьи покачивания» - снятие напряжения)

1 группа – Глаза

Физминутка

(упражнения для глаз)

3 группа – кожа

Физминутка

(Массаж пальцев рук)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

- Посмотрите на кластер. Все ли наши ответы на вопросы представлены в кластере?





Да, мы справились!



2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Но помните, был еще один вопрос, который был скрыт от вас. Поднимите руки, кто хочет узнать, что это за вопрос и ответить на него?

- А если вы не будете знать ответ на этот вопрос?

- Нужно ли заботиться об органах чувств, так как мы заботимся о внутренних органах нашего организма?

- Почему?

- Чтобы разобраться в этом вопросе мне нужен помощник.

(завязываю глаза, чтобы он не видел и не слышал ваших подсказок, ставлю перед обучающимся тарелку и прошу описать предмет, который на ней находится)

- Итак, что это?

- Какие органы помогли распознать предмет, который на ней находится?

- А какие органы не принимали в этом участия?

- Что ещё помогло распознать предмет?

- А что такое память?





(дети поднимают руки)

- Если я не знаю – я сам найду способ.


- Да, конечно нужно.



(разные мнения, не у всех будет ответ)

(выходит один ученик)






- Груша

- Осязания, обоняния, вкуса.



- Слух и зрение

- Память

- Способность человеческого мозга запоминать и надёжно хранить информацию.



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

- Давайте ещё раз повторим с помощью чего мозг получает первичную информацию?

- И потом уже подключается память и наш мозг сохраняет ту или иную информацию.

- Так какой ответ мы теперь можем дать?

- С помощью органов чувств




- Органы чувств очень важны для человека, это первичные информаторы

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Обобщение. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какую цель ставили при изучении темы урока?


- Мы достигли познавательной цели?

- А смогли ли мы решить вторую задачу в ходе выполнения задания? На этот вопрос вы ответите, заполнив лист самооценки.

- Покажите, кто считает, что ваша команда работала дружно?

- Поясните, что в вашей команде было не так?


- Какие выводы сделали, изучая тему? Что узнали нового?

- Покажите, для какой команды урок был успешным?


- Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Домашнее задание

- Это темы наших следующих уроков, а сегодня дома № 32,34 (ТПО), составить памятку об одном из органов чувств, как его беречь. (формат листа А-4) – создаем общую книгу «Береги органы чувств!


Спасибо за работу! Урок окончен!




- познавательную: зачем человеку органы чувств и как он может нарушить работу органов чувств.

- Да, получили ответы на эти вопросы



(заполняют лист самооценки)

(приём обратной связи)


- Мы сначала не могли никак договориться, кто какой орган изучает.



(обратная связь)



Как устроены органы зрения и слуха



Маршрутный лист группы № ____

Изучаю

имя

Орган зрения


Орган слуха


Орган вкуса


Обоняние


Осязание




Индивидуальный маршрутный лист

ученика ____________________________________________

Орган зрения (с.52)

Орган зрения - ______________

  1. Какую информацию об окружающем мире зрение передаёт в головной мозг? __________________________________________________________________________________________________

  2. Какие твои действия могут нарушить работу органа зрения? _________________________________________________________________________________________________



Индивидуальный маршрутный лист

ученика ____________________________________________

Орган слуха (с.55)

Орган слуха - _______________________

  1. Какую информацию об окружающем мире слух передаёт в головной мозг? __________________________________________________________________________________________________

  2. Какие твои действия могут нарушить работу органа слуха? __________________________________________________________________________________________________



Индивидуальный маршрутный лист

ученика ____________________________________________



Орган вкуса(с. 58)

Орган вкуса - _________________________

  1. Какую информацию об окружающем мире орган вкуса передаёт в головной мозг? __________________________________________________________________________________________________

  2. Какие твои действия могут нарушить работу органа вкуса? __________________________________________________________________________________________________



Индивидуальный маршрутный лист

ученика ____________________________________________



Орган осязания (с.59)

Орган осязания - __________________________

  1. Какую информацию об окружающем мире орган осязания передаёт в головной мозг? __________________________________________________________________________________________________

  2. Какие твои действия могут нарушить работу органа осязания? __________________________________________________________________________________________________



Индивидуальный маршрутный лист

ученика ____________________________________________



Орган обоняния (с.57)

Орган обоняния - __________________________

  1. Какую информацию об окружающем мире орган обоняния передаёт в головной мозг? _________________________________________________________________________________________________

2.Какие твои действия могут нарушить работу органа обоняния? ______________________________________________________________________________________________________