Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | -Урок окружающего мира. Я рада вас приветствовать! - Обратите внимание на доску, перед вами эпиграф нашего урока «С самой малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете эти слова? - Я желаю вам, чтобы маленькие удачи в течение урока, превратились в конце урока в большой успех! Пусть данный урок для вас будет интересным, значимым, важным и поможем друг другу сделать новые открытия. | Фронтальная работа - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Даже самые маленькие победы могут привести нас к большому успеху. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | - А теперь внимание на экран. Перед вами рисунки. Что их объединяет? - Назовите органы чувств? (дети называют органы чувств, которые были изучены во 2 классе – учитель составляет на доске кластер) | - Это органы чувств. - Орган зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.Приём «Покопаемся в памяти», приём «Мозговой штурм», составление кластера |
1.3. Создание проблемной ситуации | - Ребята, как вы считаете, всё ли мы знаем об органах чувств? - Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ? - У меня тоже есть вопрос, на который я хотела бы получить ответ вместе с вами, но он скрыт от вас. Его мы сможем увидеть, когда получим ответы на предыдущие. | - Нет, нам многое ещё неизвестно. Приём «Копилка идей» - Какую информацию об окружающем мире они могут передать в головной мозг? - Какие наши действия могут нарушить работу органов чувств? |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | - О чём же пойдет речь на нашем уроке? Кто может попробовать назвать тему? - Итак, тема нашего урока «Органы чувств, их значение и гигиена». - Я предлагаю попробовать ответить на предложенные вами вопросы.Работать вам предстоит в группах. - Для этого нам необходимо спланировать свою работу. - Какие две задачи встают перед нами одновременно? - И вторая задача? - Давайте вспомним правила совместной работы - Сможем ли мы хорошо справиться с работой, если будем помнить и решать только одну задачу? - Давайте составим план нашей работы. - Что мы должны сделать сначала? - Хорошо. Дальше? - Затем? - И в конце? - Выполняя эти действия, о чем мы должны помнить? - Хочу также сообщить, что хранителем вашего времени сегодня буду я. Колокольчик подскажет вам, что ваше время истекло и нужно приступать к следующему этапу работы. - Предлагаю вам взять маршрутный лист группы и занести в общую таблицу кто какой орган чувств в группе будет изучать. - Затем взять свой лист с заданием (он соответствует выбранному вами органу, который вы изучаете.) На листе есть инструкция, которой вы будете следовать: а именно, прочитать свой текст, работая с карандашом, найти ответы на поставленные вопросы, зафиксировать их в своём листе. Затем, когда вся группа будет готова, каждый доводит до участников своей группы ответы на свои вопросы. После этого вы составляете свой кластер в группе фломастером своего цвета. Время ограничено. Приступаем к работе. (Звенит колокольчик) | - «Органы чувств, их значение и гигиена» - Первая задача - познавательная: больше узнать об органах чувств, зачем они даны человеку, как их беречь. - Соблюдение правил работы в группе (задачи - вывешиваю на доску) (называют) - Нет. Нужно также одновременно решать обе задачи. ПЛАН - Добыть информацию. - Оформить. - Проверить. - Представить. - о соблюдении правил работы в группе Группы работают с маршрутными листами, заносят данные о себе. Технология РКМ (приём «Последнее слово оставьте за мной») |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | - Итак, работа подходит к концу. - Следующий этап какой? - Ваша задача: по моей команде передать свои листы соседней группе по «Вертушке». Получив лист, группа проверяет и делает на листе пометки: ставит знак «+» в тех местах, с которыми согласны, «-« - не согласны, знак «?» - непонятные места (можно записать рядом свой вопрос, или дополнения, если требуется.(вывешиваю на доску знаки) Листы передаём следующей группе по моей команде. - Вы получили свой лист с пометками других групп, проанализируйте записи и подготовьте своё краткое сообщение по одному из органов. - итак, кластер готов. | Обучающиеся работают с текстом самостоятельно, выбирают нужный материал, для ответов на вопросы. Фиксируют их в своём маршрутном листе. После окончания работы обсуждают полученную информацию в группах и составляют кластер. - Проверка. Приём «Вертушка» Технология «Пчелиный рой» Дети сообщают – выстраиваем кластер Во время сообщений об органе чувств – в заключении проводим короткие физкультминутки группа – Уши Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника) 4 группа – нос Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация) 5 группа – язык Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения) 1 группа – Глаза Физминутка (упражнения для глаз) 3 группа – кожа Физминутка (Массаж пальцев рук) |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | - Посмотрите на кластер. Все ли наши ответы на вопросы представлены в кластере? | Да, мы справились! |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Но помните, был еще один вопрос, который был скрыт от вас. Поднимите руки, кто хочет узнать, что это за вопрос и ответить на него? - А если вы не будете знать ответ на этот вопрос? - Нужно ли заботиться об органах чувств, так как мы заботимся о внутренних органах нашего организма? - Почему? - Чтобы разобраться в этом вопросе мне нужен помощник. (завязываю глаза, чтобы он не видел и не слышал ваших подсказок, ставлю перед обучающимся тарелку и прошу описать предмет, который на ней находится) - Итак, что это? - Какие органы помогли распознать предмет, который на ней находится? - А какие органы не принимали в этом участия? - Что ещё помогло распознать предмет? - А что такое память? | (дети поднимают руки) - Если я не знаю – я сам найду способ. - Да, конечно нужно. (разные мнения, не у всех будет ответ) (выходит один ученик) - Груша - Осязания, обоняния, вкуса. - Слух и зрение - Память - Способность человеческого мозга запоминать и надёжно хранить информацию. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | - Давайте ещё раз повторим с помощью чего мозг получает первичную информацию? - И потом уже подключается память и наш мозг сохраняет ту или иную информацию. - Так какой ответ мы теперь можем дать? | - С помощью органов чувств - Органы чувств очень важны для человека, это первичные информаторы |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Обобщение. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Какую цель ставили при изучении темы урока? - Мы достигли познавательной цели? - А смогли ли мы решить вторую задачу в ходе выполнения задания? На этот вопрос вы ответите, заполнив лист самооценки. - Покажите, кто считает, что ваша команда работала дружно? - Поясните, что в вашей команде было не так? - Какие выводы сделали, изучая тему? Что узнали нового? - Покажите, для какой команды урок был успешным? - Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Домашнее задание - Это темы наших следующих уроков, а сегодня дома № 32,34 (ТПО), составить памятку об одном из органов чувств, как его беречь. (формат листа А-4) – создаем общую книгу «Береги органы чувств! Спасибо за работу! Урок окончен! | - познавательную: зачем человеку органы чувств и как он может нарушить работу органов чувств. - Да, получили ответы на эти вопросы (заполняют лист самооценки) (приём обратной связи) - Мы сначала не могли никак договориться, кто какой орган изучает. (обратная связь) Как устроены органы зрения и слуха |