1. | Организационный момент | Приветствие обучающихся -Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. -Присаживайтесь. - Я желаю Вам удачи и плодотворной работы на уроке. Проверка готовности к уроку -Я вижу, что вы уже готовы, давайте начнем урок. | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем, демонстрирует готовность к уроку. | |
4. | Изучение нового материала | Работа по учебнику и карте - Александр Невский успешно воевал с крестоносцами. Но с монголо-татарами, считал он, нужно вести осторожную, продуманную политику и сохранять мир, чтобы собрать силы для отпора врагу. - Откройте учебник на странице 61. Там вы увидите карту. Найдите на ней города Северо-Восточной Руси. - Эти города были самыми безопасными для жизни, так как они располагались далеко от Орды. Чтение учебника по цепочке - Ребята, откройте учебник на странице 65 и начнем чтение по цепочке.(уч. Стр. 65-66) Вопросы для обсуждения: 1.Какие искусные мастера трудились в городах Северо - Восточной Руси? 2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах? 3.Какой монастырь возник около города Радонежа? 4.Кто основал Троицкий монастырь? Словарная работа Монастырь - это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Фронтальная работа Учитель рассказывает о Троицком монастыре.(приложение 2) Демонстрирует фотографии Троице- Сергиева монастыря. -Младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказалась в пределах княжества. Работа по схеме и словарная работа -Рассмотрите родословное древо московских князей. -Какой князь стал управлять московским княжеством в 1325 году? -А как вы думаете, почему он получил такое прозвище? - Он получил такое прозвище, потому что при себе носил сумку с медными деньгами, которые раздавал нищим и убогим. А как вы думаете, почему его называли Калита? Калита- ( с древнерусского) сумка, мешок, карман. -Давайте прочитаем о заслугах Ивана Калиты в учебнике. Кто начнет? Вопросы для обсуждения: 1.Как стали называть крепость? 2. Что образовалось возле стен Кремля? 3.Что такое шапка Мономаха? 4. В чем заслуга Ивана Калиты? | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. - Кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. -Князья Северо- Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они строили новые города и крепости. -Троицкий монастырь. - Основал его Сергий. Внимательно слушают и воспринимают материал. Внимательно слушают учителя. Внимательно рассматривают материал. -Иван Калита - Не знаем. Обучающиеся читают по цепочке материал, предложенный в учебнике. (стр. 66-69) Отвечают на вопросы учителя. -Кремль -Торжище -Великокняжеский головной убор. -Иван Калита сумел войти в доверие к хану Золотой Орды, а также он стал собирать русские земли вокруг Москвы. | Слайд 1 Объяснительно- иллюстративный метод Слайд 2,3, Слайд 4 Слайд 6 |
6. | Включение в систему знаний и повторение изученного. | Фронтальный опрос Вопросы для обсуждения: -Какие земли были более безопасными для жизни в начале XIV? -Какие города располагались в Северо- Восточной Руси? -Какой монастырь возник около города Радонежа? -Кто его основал? -Кто правил в Москве в те времена? -Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? -Каковы заслуги Ивана Калиты в истории? | Обучающиеся внимательно следят за ходом беседы, формулируют правильные ответы -Северо-Восточная Русь - Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. - Троицкий монастырь. -Сергий Радонежский. - Иван Калита. -Шапку Мономаху. -Он вошел в доверие к хану Золотой Орды, начал собирать русские города вокруг Москвы, построил Кремль и т.д. | Фронтальная работа |