СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Русь расправляет крылья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового знания для обучающихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Русь расправляет крылья"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»

Пробный урок по окружающему миру

студентки 1 курса группы «В»

Труфановой Полины

проведенный в 4 «Г» классе

10.04.18 г.







Методист ___________\ Бабаян Эмма Гарниковна

Учитель__________\ Архипова Ирина Олеговна

Оценка______________________







Краснодар, 2018

Технологическая карта урока

Тема:

«Русь расправляет крылья»

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Цели:

- Способствовать формированию представлений учащихся о возрождении Руси, подвигах защитников Руси, о Москве времен Ивана III;

-Способствовать формированию начальных умений поиска необходимо информации и анализа полученной информации;

-Создать условия для развития интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир», определения границ знания и «незнания»

Класс:

4 «Г»

Методы и формы обучения:

Объяснительно – иллюстративный, индивидуальная, работа в парах,фронтальная.

Основные понятия:

Калита, монастырь.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, презентация; историческая карта; схема «Родословное древо московских князей», фотографии Троице- Сергиева монастыря, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс 2 часть

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-Уметь работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

-Развивать кругозор, интерес к истории;

- Иметь представления о возрождении Руси.

Личностные:

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-Вызвать интерес к теме урока;

- Освоение социальной роли обучения;

Регулятивные:

- Уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ;

- Уметь соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Познавательные:

- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.);

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;



Ход урока

п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный момент

Приветствие обучающихся

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

-Присаживайтесь.

- Я желаю Вам удачи и плодотворной работы на уроке.

Проверка готовности к уроку

-Я вижу, что вы уже готовы, давайте начнем урок.

Приветствуют учителя.

Подготовка класса к работе. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем, демонстрирует готовность к уроку.



2.

Мотивация к учебной деятельности

Работа в парах

- Ребята, у вас на партах лежат кроссворды. (приложение 1)Я предлагаю Вам решить его и вы получите ключевое слово-подсказку нашей темы урока. Кто будет готов сказать слово, поднимите руку. Но работать вам предстоит в парах.

-Совершенно верно, ребята, сегодня на уроке мы узнаем о правлении московского князя Ивана Калиты.

Выполняют индивидуальные задания.


Ответ: Иван Калита


3.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто такие монголо- татары?


  1. Кто возглавлял войско завоевателей?

  2. Когда захватчики вторглись на Русь?

  3. Как оборонялись русские города?

Участвуют в беседе с учителем. Формулируют ответы на вопросы.

-Степные кочевники, напавшие на Русь.

-хан Батый.

- в1237 году.

- Русские князья не могли объединиться против врага и поэтому хан Батый смог завоевать Русь, но Козельск упорно сопротивлялся врагу.

Фронтальная работа

4.

Изучение нового материала

Работа по учебнику и карте

- Александр Невский успешно воевал с крестоносцами. Но с монголо-татарами, считал он, нужно вести осторожную, продуманную политику и сохранять мир, чтобы собрать силы для отпора врагу.

- Откройте учебник на странице 61. Там вы увидите карту. Найдите на ней города Северо-Восточной Руси.

- Эти города были самыми безопасными для жизни, так как они располагались далеко от Орды.

Чтение учебника по цепочке

- Ребята, откройте учебник на странице 65 и начнем чтение по цепочке.(уч. Стр. 65-66)

Вопросы для обсуждения:

1.Какие искусные мастера трудились в городах Северо - Восточной Руси?

2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах?



3.Какой монастырь возник около города Радонежа?

4.Кто основал Троицкий монастырь?

Словарная работа

Монастырь - это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

Фронтальная работа

Учитель рассказывает о Троицком монастыре.(приложение 2)

Демонстрирует фотографии Троице- Сергиева монастыря.

-Младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказалась в пределах княжества.

Работа по схеме и словарная работа

-Рассмотрите родословное древо московских князей.

-Какой князь стал управлять московским княжеством в 1325 году?

-А как вы думаете, почему он получил такое прозвище?

- Он получил такое прозвище, потому что при себе носил сумку с медными деньгами, которые раздавал нищим и убогим. А как вы думаете, почему его называли Калита?

Калита- ( с древнерусского) сумка, мешок, карман.

-Давайте прочитаем о заслугах Ивана Калиты в учебнике. Кто начнет?


Вопросы для обсуждения:

1.Как стали называть крепость?

2. Что образовалось возле стен Кремля?

3.Что такое шапка Мономаха?

4. В чем заслуга Ивана Калиты?

Отвечают на вопросы, выполняют задания.





Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.









- Кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы.

-Князья Северо- Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они строили новые города и крепости.

-Троицкий монастырь.


- Основал его Сергий.


Внимательно слушают и воспринимают материал.



Внимательно слушают учителя.










Внимательно рассматривают материал.


-Иван Калита


- Не знаем.







Обучающиеся читают по цепочке материал, предложенный в учебнике. (стр. 66-69) Отвечают на вопросы учителя.

-Кремль

-Торжище

-Великокняжеский головной убор.

-Иван Калита сумел войти в доверие к хану Золотой Орды, а также он стал собирать русские земли вокруг Москвы.



























Слайд 1



Объяснительно- иллюстративный метод

Слайд 2,3,









Слайд 4












Слайд 6





5.

Физкультминутка

Раз-два

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

Выполняют упражнение за учителем.


6.

Включение в систему знаний и повторение изученного.

Фронтальный опрос

Вопросы для обсуждения:

-Какие земли были более безопасными для жизни в начале XIV?

-Какие города располагались в Северо- Восточной Руси?

-Какой монастырь возник около города Радонежа?

-Кто его основал?

-Кто правил в Москве в те времена?

-Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

-Каковы заслуги Ивана Калиты в истории?

Обучающиеся внимательно следят за ходом беседы, формулируют правильные ответы

-Северо-Восточная Русь

- Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.

- Троицкий монастырь.


-Сергий Радонежский.

- Иван Калита.

-Шапку Мономаху.


-Он вошел в доверие к хану Золотой Орды, начал собирать русские города вокруг Москвы, построил Кремль и т.д.

Фронтальная работа

7.

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

- Какие общечеловеческие качества помогли Ивану Калите управлять государством?

-Почему он запомнился русскому народу?

-Кто-нибудь из вас, ваших знакомых обладает такими качествами?

Ребята, я благодарю Вас за урок, вы все молодцы.

Читают вывод в учебнике (стр. 69)


Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа

8.

Информация о домашнем задании.

-Ребята, запишите домашнее задание:

Учебник (стр.65 – 69) повторить и ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная работа





Приложение

Приложение 1



3



5


7

8



2


4


6



10








9











1


































ВОПРОСЫ:

  1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

  2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо- татар.

  3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

  4. Подарки ханам от русских князей.

  5. Ханская грамота с правом на княжение.

  6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

  7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван « злым городом».

  8. Название войска с воинами на конях.

  9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

  10. Столица Золотой Орды.


Приложение 2

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил, бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть.

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовском поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!