II.Актуализация знаний | Проверим, как вы справились с домашним заданием закончить предложения в тетради. (Фронтально) - Когда я на природе, то… - Когда я прихожу в лес, я помню, что… - Когда я оказываюсь на лугу, я … - Когда я собираю ягоды и грибы, то … - В итоге можно сказать, что природа это … -Как вы думаете, ваша встреча с раскидистым Дубом приблизило вас к пониманию того, что значит быть человеком? - Именно об этом говорится в золотом правиле этикета. А я для вас в подарок приготовила важные правила. Но подарю только в том случае, если вы правильно их соедините. | (Предполагаемые ответы детей) -Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту. -Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту. - Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав. - Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки. - Волшебные двери к добру и доверию. Тепло, внимание, добро подаренное окружающему миру, возвращается к нам, усиленное теплом и добротой других людей. Таковы законы добра в этическом смысле. ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ. Дети соединяют две половинки одного правила | Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; называть правила дружбы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. |
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Какой вывод можно сделать? Да, в жизни все взаимосвязано. В центре всех взаимосвязей находится человек со своими мыслями и чувствами. У каждого человека есть дорогие ему люди, уголки природы. Они дороги, потому что вызывают приятные воспоминая, рождают чувство родства с домом, согревают душу особым теплом. Для каждого дом – самое родное, близкое и дорогое место. Мы продолжаем говорить о наших чувствах. Послушайте стихотворение Зои Александровой и определите тему урока. Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна. А эпиграфом послужат нам слова Михаила Пришвина “Любить природу – значит любить Родину” Какие задачи поставите перед собой на уроке? | Тема нашего урока: «Чувство Родины» Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина» |
Игра «Думаем о Родине» | Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова. - Какая РОДИНА? - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Если дети затрудняются, вспомнить, что синонимы это слова, которые отличаются по написанию и звучанию, но при этом имеющие сходный смысл) - Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»? - Много поэтов, писателей, композиторов, художников посвятили свои произведения нашей большой Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки. Прочитаем пословицы на стр.57. - Какую главную мысль выражают эти пословицы? Как называется единства чувства Родины и собственной судьбы? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Это чувство верно выражено в словах «судьба и Родина едины», прозвучавших в песне из известного фильма о гардемаринах. Если вы считаете, что человек думает о Родине, то ловите мяч и возвращаете мне его обратно, а если вы считаете, что человек равнодушно относится к своей Родине, оставляете мяч у себя и объясняете, почему вы так думаете. - Человек вернулся из леса с букетом ландышей. - Человек сажает возле своего дома деревья. - Человек подъехал к озеру на своей машине. - Человек выбросил мусор в канаву возле дома. - После отдыха в лесу человек сложил мусор под дерево. - Человек уступил место в транспорте пожилой женщине. У вас в учебнике расположено два стихотворения. Первое стихотворение читает 1 вариант, второе стихотворение читает 42 вариант. Объясните, как каждый поэт выразил свою любовь к Родине. | Р - родная, разумная, разудалая, раздольная. (возможны другие варианты слов) II группа О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д. III группа Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д. IV группа И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д. V группа Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д. VI группа А – активная, актуальная, аккуратная и т.д. Родной край, Отечество, Отчизна. Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, Отчизне. Это чувства принадлежности к родному, любимому месту на Земле, к дорогим людям, окружающей природе. о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. Это чувство живет в человеческом сердце, и оно готово разгореться решительным пламенем в трудный для любимого Отечества, час. Мы восхищаемся безграничным мужеством воинов, бесстрашно боровшихся за честь своей любимой страны. Учащиеся встают. Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что не надо стремиться срывать цветы, которые через несколько дней завянут. Лучше любоваться красотой цветов на лугу. Мяч возвращается учителю. Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что выхлопные газы загрязняют окружающую среду. Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что отходы загрязняют окружающую среду. Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что мусор отравляет жизнь в лесу. Мяч возвращается учителю. Стихотворение Е. Евтушенко - Если в мире что-то вечно, то это Родина моя. - Без Родины жить невозможно. - Если я умру за что-то, то это Родина моя. Стихотворение С. Васильева -Люблю тебя, моя Россия -Люблю свет твоих очей, подвиги святые... - Люблю луга и нивы, твою тайгу... -Люблю твои реки, звонкий голос, как ручей... - Люблю всё то, что называю Одним широким словом: Русь. | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста в учебнике; построение осознанного и произвольного речевого высказывания. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде слов (прилагательные), добывать информацию из дополнительных источников. Личностные УУД формирование чувства гордости за свою Родину, ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Россия», способствовать развитию чувства патриотизма |
IV. Рефлексия «Синквейн» Правила построения стихотворения на доске Звучит песня Композитор Кабалевский Д. Автор: Пришельц А. «Наш край» | Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами. - Ребята, а мы с вами одинаковые или разные? Я прошу вас выполнить одно простое упражнение, которое называется «Снежинка». Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию: - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга. - Что мы видим? - О чём это говорит? - В чем различие? У нас разные культурные традиции, национальности, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. В заключении мы попробуем написать стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам. В первой строчке тема задаётся одним словом. - Как вы думаете, какое это будет слово? Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действий тремя словами. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строчка – это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы. У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». Урок заканчиваем стихотворением Г. Ладошникова | - Одинаковые - Разные У всех листы получились разные. Это говорит о том, что все мы абсолютно разные. Разные поступки Разные привычки Разное мышление РОДИНА Большая, красивая. Воспитывает, оберегает, любит. Ты мне очень дорога! Отчизна Группы несколько минут работают, а потом зачитывают свои стихи. Дети дарят знания, умения, оценки, улыбки, настроения, пожелания и т.д. (Сердечки ребята прикрепляют на карту в виде большого сердца) Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные УУД: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |