СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (Светская этика) «Чувство Родины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (Светская этика) «Чувство Родины»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ (Светская этика) «Чувство Родины»»

Конспект урока по ОРКСЭ (Светская этика) «Чувство Родины»

Цель урока: развитие ценностного отношения к Родине

Задачи:

  • способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы;

  • совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

  • способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому восприятию, эмоционально положительного отношения к природе.


Формирование УУД


Личностные:

  • уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • называть правила дружбы, приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Познавательные:

  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

  • извлекать необходимую информацию из текста в учебнике;

  • умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание.


Основные понятия: «Отчизна», «Отечество», «Россия», «Родина», «Родной край», «Патриотизм»

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, на доске понятия: «Отчизна», «Отечество», «Родной край» (закрыты, пока дети их не назовут), слово РОДИНА, записанное вертикально, сердечки, чистые листы бумаги, выставка книг о Родине.


Эпиграф: «Любить природу – значит любить Родину» Михаил Пришвин

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный

Ребята, настраиваемся на хорошую работу. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно сохранялось у вас на протяжении всего дня.

Все закрыли глаза и улыбаются доброму поступку.



Открыли глаза

Коммуникативные действия: настроиться на работу в группе

II.Актуализация знаний





















































Проверим, как вы справились с домашним заданием закончить предложения в тетради. (Фронтально)

- Когда я на природе, то…



- Когда я прихожу в лес, я помню, что…


- Когда я оказываюсь на лугу, я …


- Когда я собираю ягоды и грибы, то …



- В итоге можно сказать, что природа это …



-Как вы думаете, ваша встреча с раскидистым Дубом приблизило вас к пониманию того, что значит быть человеком?


- Именно об этом говорится в золотом правиле этикета.




А я для вас в подарок приготовила важные правила. Но подарю только в том случае, если вы правильно их соедините.




(Предполагаемые ответы детей)



-Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.

-Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.

- Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.

- Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.

- Волшебные двери к добру и доверию.


Тепло, внимание, добро подаренное окружающему миру, возвращается к нам, усиленное теплом и добротой других людей. Таковы законы добра в этическом смысле.

ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ.



Дети соединяют две половинки одного правила








Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;

называть правила дружбы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.




Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Какой вывод можно сделать? Да, в жизни все взаимосвязано. В центре всех взаимосвязей находится человек со своими мыслями и чувствами. У каждого человека есть дорогие ему люди, уголки природы. Они дороги, потому что вызывают приятные воспоминая, рождают чувство родства с домом, согревают душу особым теплом. Для каждого дом – самое родное, близкое и дорогое место.


Мы продолжаем говорить о наших чувствах. Послушайте стихотворение Зои Александровой и определите тему урока.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.


У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,


В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.


Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.



А эпиграфом послужат нам слова Михаила Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”


Какие задачи поставите перед собой на уроке?
































Тема нашего урока: «Чувство Родины»





Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»


III. Открытие новых знаний


- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?



- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Поэтому Родина так дорога людям.


Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

Корень «род».

Личностные УУД: умение формировать понятия «родное», «Родина», «род»







































































Игра «Думаем о Родине»

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

- Какая РОДИНА?











- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»?

(Если дети затрудняются, вспомнить, что синонимы это слова, которые отличаются по написанию и звучанию, но при этом имеющие сходный смысл)

- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?





- Много поэтов, писателей, композиторов, художников посвятили свои произведения нашей большой Родине.

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки.

Прочитаем пословицы на стр.57.

- Какую главную мысль выражают эти пословицы?


Как называется единства чувства Родины и собственной судьбы?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.


Это чувство верно выражено в словах «судьба и Родина едины», прозвучавших в песне из известного фильма о гардемаринах.






Если вы считаете, что человек думает о Родине, то ловите мяч и возвращаете мне его обратно, а если вы считаете, что человек равнодушно относится к своей Родине, оставляете мяч у себя и объясняете, почему вы так думаете.


- Человек вернулся из леса с букетом ландышей.






- Человек сажает возле своего дома деревья.

- Человек подъехал к озеру на своей машине.



- Человек выбросил мусор в канаву возле дома.



- После отдыха в лесу человек сложил мусор под дерево.


- Человек уступил место в транспорте пожилой женщине.

У вас в учебнике расположено два стихотворения. Первое стихотворение читает 1 вариант, второе стихотворение читает 42 вариант.

Объясните, как каждый поэт выразил свою любовь к Родине.

Р - родная, разумная, разудалая, раздольная. (возможны другие варианты слов)

II группа

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

III группа

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

IV группа

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

V группа

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

VI группа

А – активная, актуальная, аккуратная и т.д.


Родной край, Отечество, Отчизна.






Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, Отчизне. Это чувства принадлежности к родному, любимому месту на Земле, к дорогим людям, окружающей природе.





о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека.

Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Это чувство живет в человеческом сердце, и оно готово разгореться решительным пламенем в трудный для любимого Отечества, час.

Мы восхищаемся безграничным мужеством воинов, бесстрашно боровшихся за честь своей любимой страны. 


Учащиеся встают.




Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что не надо стремиться срывать цветы, которые через несколько дней завянут. Лучше любоваться красотой цветов на лугу.


Мяч возвращается учителю.

Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что выхлопные газы загрязняют окружающую среду.

Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что отходы загрязняют окружающую среду.

Ребёнок оставляет мяч у себя, объясняя, что мусор отравляет жизнь в лесу.

Мяч возвращается учителю.

Стихотворение Е. Евтушенко

- Если в мире что-то вечно, то это

Родина моя.

- Без Родины жить невозможно.

- Если я умру за что-то, то это Родина

моя.

Стихотворение С. Васильева

-Люблю тебя, моя Россия

-Люблю свет твоих очей, подвиги святые...

- Люблю луга и нивы, твою тайгу... -Люблю твои реки, звонкий голос, как ручей...

- Люблю всё то, что называю

Одним широким словом: Русь.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из текста в учебнике;

построение осознанного и произвольного речевого высказывания.

Регулятивные УУД:

уметь извлекать информацию, представленную в виде слов (прилагательные), добывать информацию из дополнительных источников.

Личностные УУД

формирование чувства гордости за свою Родину, ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Россия», способствовать развитию чувства патриотизма

IV. Рефлексия

























«Синквейн»


Правила построения стихотворения на доске














Звучит песня

Композитор

Кабалевский Д. 

Автор: Пришельц А. 

«Наш край»

Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

- Ребята, а мы с вами одинаковые или разные?

Я прошу вас выполнить одно простое упражнение, которое называется «Снежинка». Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим?

- О чём это говорит?

- В чем различие?



У нас разные культурные традиции, национальности, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина.

В заключении мы попробуем написать стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам.

В первой строчке тема задаётся одним словом.

- Как вы думаете, какое это будет слово?

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действий тремя словами.

Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка – это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы.





У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя».

Урок заканчиваем стихотворением Г. Ладошникова











- Одинаковые

- Разные











У всех листы получились разные.

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные.

Разные поступки

Разные привычки

Разное мышление










РОДИНА


Большая, красивая.

Воспитывает, оберегает, любит.


Ты мне очень дорога!



Отчизна


Группы несколько минут работают, а потом зачитывают свои стихи.



Дети дарят знания, умения, оценки, улыбки, настроения, пожелания и т.д.

(Сердечки ребята прикрепляют на карту в виде большого сердца)

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Познавательные УУД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Личностные УУД:

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.




































V. Домашнее задание.



Задание по выбору

  1. Найди пословицу, созвучную твоему чувству, которое ты испытываешь

  2. Запиши в тетрадь стихотворный или прозаический текст о Родине, который нашёл отклик в твоей душе.

  3. Вместе с одноклассниками организуй конкурс на лучшую фотографию о родных местах.