Организацион-ный момент Мотивация к учебной деятельности. | Настрой - Здравствуйте, ребята! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. 2.Мотивация. -Что ждёте от урока? -Какие умения нам потребуются для урока? 3.Готовность. Соберемся и настроимся на интересный урок, а в помощь мы привлечем тетрадь с картинками и наш родной учебник. | Организует обучающихся, мотивирует к учебной деятельности, контролирует их готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; Развитие мотивов деятельности; формирование личностного смысла учения | |
Актуализация знаний. | 1.Блиц-турнир. Индивидуальные ответы с помощью сигнальных фишек . Инструкция: я буду высказывать мысль, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх зелёную фишку, если нет – то красную. а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да) б) У насекомых 6 ног. (Да) в) Насекомые покрыты шерстью?(Нет) А чем?(хитиновым панцирем или волосками) __________________________________________ г) Рыбы живут в воде. (Да) д) Паук – это насекомое. (Нет) Загадка: Она в речке проживает, Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) Сообщение одного из подготовленных учеников на тему-хищные речные рыбы: Щука — хищная рыба. Живут щуки в пресноводных водоемах Евразии и Северной Америки(показать территорию Евразии и Северной Америки).. Туловище рыбы покрывает сравнительно мелкая чешуя. Продолжительность жизни щуки — 10-30 лет. 2.Игра «Третий лишний» На каждой парте лежат листы с рядами картинок. Рассмотрите в паре с товарищем по парте картинки, обсудите, кто изображён в каждом ряду -Назовите одним словом, кто перед вами? (животные) Прочитайте названия животных в 1 ряду: Муравей, ёрш, бабочка. Кто лишний, почему? в 2 ряду: Пчела, шмель, синица. Есть что-то общее в 2 ряду картинок? Они умеют летать. Кто лишний, почему? Почему синица не насекомое, она же с крыльями и умеет летать? Кто же такая синица? | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки и их причины, осуществляет их коррекцию Предлагает вспомнить группы животных, изученных ранее на уроках. Активизирует соответствующие мыслительные операции(обобщение, классификацию) Организует актуализацию знаний ,необходимых для решения проблемной ситуации Предлагает обобщить, классифицировать На основе исключения помогает выявить недостаток знаний и мотивирует на поиск этих недостающих знаний. | С помощью красного и зелёного цвета фишек каждый учащийся показывают учителю понимание изученного материала на предыдущих уроках. Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки. Формирование умений внимательно слушать уже сказанное, не повторяться говорить чётко и быстро | Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | |
Мотивация познавательной деятельности | Посмотрите на Слайд 1 . Кого видите? Называем животных : белка, стрекоза, летучая мышь, пингвин, страус, аист, чайка, курица. Эти животные все умеют летать? Нет. Значит это не птицы? Чайка- птица? Пингвин-птица? Страус - не птица? Это птица? Значит, какой теме посвятим урок? Кто такие птицы? Слайд 2. Сегодня мы с вами станем на уроке орнитологами, так называют людей, которые профессионально изучают птиц. (На доске картинка со словом орнитологи.) | Создаёт проблемную ситуацию, помогает зафиксировать затруднения и определить их причину. Учитель заостряет внимание на проблемном вопросе : «Все ли животные ,которых мы видим , птицы ?» Инициирует пробные действия. Наводящими вопросами подводит мысли об обладании некоторыми животными одинаковыми признаками и наводит на поиск частных признаков. Помогает определить тему урока. Наводит на формулировку цели урока | Выявляют причину затруднения . Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя) | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. | |
Поиск решения(«отк-рытие» нового знания) Рассуждение о птицах. Звучит аудиозапись пения птиц | 2.Игра на внимание: «Птица-не птица» (если птица – один хлопок в ладоши, если не птица – топнуть один раз): Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, белки и коровы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и лягушки. По каким признакам вы определили, что какие –то животные не птицы? Что они не умеют делать? 3.Что умеют птицы? Слайд 3 -птицы поют Поют? Да, поют. Мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пением. Но поют и дельфины. Вывод: пение-не главный признак птиц. -вьют гнезда Вьют гнезда? Да, но осы тоже вьют гнезда. Вывод: это не главный признак. -откладывают яйца Откладывают яйца? Да,но откладывают яйца и крокодилы черепахи, змеи. Вывод: это не главный признак -летают Все кто летает – птицы? Летают? Да. В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, Кого видите на 1слайде? (летучую мышь, бабочку ,стрекозу ) -Они умеют летать?(Да.) Это птицы?(Нет.) -А это кто? )( Пингвин, страус, курица,цапля.) -Они умеют летать?(Нет.)Значит они не птицы? Птицы, вывод: умение летать-не главный признак. | Читает стихи, в которых есть ошибки, учащиеся соответствующими движениями рук показывают своё понимание принадлежности к птицам. Активизирует мыслительные операции(анализ, классификация) и познавательных процессов(памяти, внимания) в игровой форме с опорой на имеющиеся у детей знания. Активизирует память и обращение к имеющемуся жизненному опыту от противного. | Индивидуальная работа в игре с опорой на опыт учащихся Развитие внимания , анализ услышанного. Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы. | . Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | |
Работа в группе. Исследование строение птиц. Выделение главных признаков птиц. Самостоятельный вывод по главному отличительному признаку птиц и соотнесение своих наблюдений с выводом в учебнике. Практическая работа | Ребята, объединитесь в группы орнитологов. Обсудите(Слайд 4.)По какому отличительному признаку можно безошибочно узнать птиц? При выступлениях представителей групп их ответы учитель сопровождает слайдами и возможными рассуждениями типа: -Рассмотрим строение одной из птиц Слайд 5. Слайд 6.-форма клюва -Птичий нос - не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Почему? Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. - Что ещё делают клювом птицы? С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Слайд 7.Самый большой нос у пеликана. А самый маленький –у ласточки. Без носа птица – как мы без рук. Вывод: Слайд 8.-мы назвали первый важный признак принадлежности животных к птицам-наличие клюва. Слайд 9.- ноги птицы Дети читают интересные факты о страусах.-Сколько ног у птиц? Слайд 10. У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, у таких как утка (см.чучело утки) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. Вывод: Слайд 11.-мы назвали второй важный признак принадлежности животных к птицам-наличие 2 ног . Слайд 12.-форма тела -А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолет. Люди подсмотрели у птиц форму летательного аппарата- самолёта. Вытянутая обтекаемая форма тела позволяет птицам быстро летать. Слайд13.- крылья птицы -форма крыльев Крылья позволяют парить в воздухе и не падать вниз. -Почему мы взлететь не можем? -Почему птица не замерзает? Слайд15.(пингвин) -Чем покрыто тело птиц? Ответ: Слайд 14. Есть ли другие животные ,у которых имеется оперение? Попробуем себя в роли орнитологов -исследователей .Работать будем в паре с товарищем по парте. Слайд15. Откройте коробочки. Что мы будем исследовать ? Перья. Слайд16. Какую цель для исследования мы поставим? Что такое перо, какие бывают перья, из чего они состоят и зачем оперение нужно птицам. - Итак, мы выяснили, что тело покрывают разные перья. Перо имеет очин, стержень, опахало, бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело, помогают маскироваться в природе, придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу. Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперенье птицы чистят и укладывают. Но все равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые перья и отращивают новые. | Учитель создаёт возможность для понимания учащимися достигнутых результатов. Организует самостоятельную поисковую деятельность совместно с учителем и в работе в паре с товарищем Учитель отмечает и подчеркивает причины успешного продвижения учащихся в познании нового. Организует усвоение, закрепление учебного материала и определение вывода при выполнении практической работы. | Называют части тела птицы, опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся отслеживают достижение полученных результатов в соответствии с поставленными задачами Учатся работать в паре Дети учатся четко работать по инструкции учителя, развивать 3 внимание, бережно относиться к инвентарю. | Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |